Аналитика

Как Ельцин Центр зомбирует наших детей. Части 6-7-8.

Часть 6. Когда бесчестят твоего царя, следует задать вопросы: кто и зачем?

«Трон достался будущему Ивану IV Грозному. …Царь взрослел и входил во вкус монаршей власти, делиться с ней он ни с кем не хотел. Природа людей такова, что если они над собой никакой власти не имеют, то как пьяные шатаются и никакого добра не мыслят» 
Из ролика, демонстрируемого в Ельцин Центре. 

 

Иван IV — «сильная натура, которая требовала себе великого развития для великого подвига», «необыкновенный человек», душа «энергическая, глубокая, гигантская». Продолжатель политики Ивана III, он «довершил уничтожение уделов, окончательно решил местный вопрос, многозначительный для России»; это царь, «тирания» которого «имеет глубокое значение».
Виссарион Григорьевич Белинский 

Читать предыдущую часть: Была ли «цивилизованной» Европа? 

«Те историки, которые стали бы настаивать на беспредельной ярости Ивана Грозного, должны бы задуматься над тем, насколько антигосударственно были в это время настроены высшие классы, значительная часть боярства и духовенства: замысел покушения на жизнь Царя был тесно связан с отдачей врагу не только вновь завоёванной территории, но и старых русских земель и богатств Московской державы; дело шло о внутреннем подрыве, об интервенции, о разделе великого государства». 
Р. Ю. Виппер. Иван Грозный, 1922. С. 28. 

 

«Ужасы [опричнины], приписываемые России XVI века, происходили, видимо, лишь в воображении политических противников Ивана IV».
Юрий Кондаков. Гуманизм Ивана Грозного. Развенчание некоторых исторических мифов, 2006.

 

«Нам, потомкам Его подданных, оставлен завет — взыскание Истины Божией. И битва за эту Святую Правду идет теперь на всех полях Великой России — России Великого Грозного Русского Царя».
Когда бесчестят твоего Царя» //Фомин С. В., русский историк, православный писатель и публицист. 2008 г.

Сергей Владимирович Фомин (род. 1951, Иркутск).Русский историк, православный писатель и публицист.

Определить источники, которые легли в основу «ельцинского» краткого курса истории об Иване Грозном, несложно. Вот они:

Генрих Штаден, сын вестфальского бюргера, авантюрист, жил в России с 1564 до 1576 года, был переводчиком, опричником, торговым агентом. Уехав из России, составил «План обращения Московии в имперскую провинцию». Предложил свой план германскому императору Рудольфу II и шведскому королю Юхану III. Автор записок «Страна и правление московитов». /Записки о Московии. III. Страна и правление московитов (л. 1 — 50)/. Штаден приложил к сочинению проект военной оккупации Московии от Колы и Онеги, послуживший в 1578—1579 годах предметом оживлённой дипломатической переписки пфальцграфа. В качестве дипломатического агента Штаден участвовал в посольствах к гроссмейстеру Тевтонского ордена Генриху, к польскому королю Стефану Баторию и к императору Рудольфу II (сентябрь 1578 — январь 1579 года). Император так заинтересовался проектом «обращения Московии в имперскую провинцию», что по его просьбе Штаден заново отредактировал своё сочинение.

Альберт Шлихтинг, немецкий дворянин, уроженец Померании, наёмник на службе великого князя литовского. В 1564 году был пленён и уведён в Москву. Через семь лет получил возможность вернуться в Речь Посполитую, где составил записки «Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана» по заказу папы Пия V в 1570 году. Папа Пий отправил в Москву своего нунция — поляка Портико для ведения переговоров о примирении Москвы с Польшей. Литовский князь и польский король Сигизмунд II Август с целью не допустить сближения между Москвой и папской курией, поручил беглецу из Москвы Шлихтингу написать обличительный трактат о злодействах «московского тирана». «Записки о Московии» король передал нунцию для доклада в Ватикане, где «документ» произвёл должное впечатление. Подготовка миссии была прервана. Портико получил инструкцию: 

«Мы ознакомились с тем, что вы сообщали нам о московском государе; не хлопочите более и прекратите сборы. Если бы сам король польский стал теперь одобрять нашу поездку в Москву и содействовать ей, даже и в этом случае мы не хотим вступать в общение с такими варварами и дикарями». 
Р. Ю. Виппер. Иван Грозный, 1922.

Иоганн Таубе и Элерт Крузе, лифляндцы-изменники. В ходе Ливонской войны бежали к королю Сигизмунду, подговаривали их завоевать Россию. Авторы «Послания Иоганна Таубе и Элерта Крузе. Великого князя Московского, неслыханная тирания вместе с другими поступками, совершёнными им с 66-го по 72-й год, в то время бывшими его советниками, обстоятельно, как они сами видели, слышали и испытали, светлейшему, вельможному князю и господину Иоанну Хоткевичу в особую честь правдиво описанные».

Франц Ниенштедт, пользуясь слухами, воспроизводит «традиционные негативные дискурсы в отношении русских. Они невежественны — с самого Крещения Руси, больше 500 лет хранят ценнейшую библиотеку книг, которые сами не могут читать в силу незнания языков. Они лентяи, не хотят переводить эти книги. Тиран-царь убивает сына за критику своих полководческих талантов.

//Филюшкин А. И. Последнее слово ливонца: Франц Ниенштедт о Ливонской войне // Смутное время в России: Конфликт и диалог культур/.

Андрей Курбский, ливонский наместник после завоевания Прибалтики в 1568—1560 годах, когда Ливонский Орден был разбит русскими войсками и самораспустился.

Зимой 1563 года Курбский должен был по поручению Ивана IV добиться принятия ливонским дворянством привилегии, разработанной в Москве, согласно которой Россия не вмешивалась в религиозные дела, в ливонское судопроизводство; русские купцы могли беспрепятственно провозить товары через Ливонию, а рижские негоцианты получали право беспошлинной торговли во всем Русском государстве. Курбский уже в 1563 году перешёл на сторону Польши, продав интересы Русского государства за 17 кожаных сумок с золотом. Он передал литовцу Станиславу Радзивиллу, князю Священной Римской империи, информацию, когда гарнизон откроет ворота замка Гельмета, чтобы впустить русских, чтобы встретить их огнём. В Полоцке сидел Петр Щенятев, молодой, но уже прославленный под Казанью воин. Радзивилл хотел использовать Курбского, чтобы тот склонил Щенятева к сдаче города на почетных условиях. Об измене в царском окружении подробно у Н. С. Платонова (Курбский).

За что либералы не любят Ивана Грозного?

Во-первых, за то, что несмотря на сговоры бояр-сепаратистов с немцами, Иван IV Васильевич при помощи опричнины, направленной на укрепление сильной центральной власти, сохранил Россию от включения её в состав католической Священной Римской империи (Северная Русь) и завоевания Османской Турцией (Южная Русь). Более того, он расширил Московское государство до Урала, сделал Волгу русской рекой.

Во-вторых, нелюбовь к Грозному связана у них с высокой оценкой этого государя Сталиным, который хорошо был осведомлён о состоянии Русского государства в XVI веке и планах германского императора и Рима. По той же схеме, что и Иван Грозный, кстати, оклеветан Сталин.

Оценка Сталиным эпохи Ивана Грозного, как никогда, актуальна сегодня. Обратимся к записи беседы Сталина с режиссёром С. М. Эйзенштейном и актёром Н. К. Черкасовым по поводу фильма «Иван Грозный» 26 февраля 1947 года. 

//Сталин. Полное собрание сочинений. Т. 18/.

Сталин: Вы историю изучали?

Эйзенштейн: Более или менее…

Сталин: Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина — это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамёна и уходить с войны, — образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн: Они одеты в белые колпаки, а у нас — в чёрные.

Молотов: Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин: Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения. …Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния.

Сталин: Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал. …Нужно было быть еще решительнее.

 

Часть 7. О «цивилизованной» Европе времён Ивана Грозного и Смуты.

«Трон достался будущему Ивану IV Грозному. …Царь взрослел и входил во вкус монаршей власти, делиться с ней он ни с кем не хотел. Природа людей такова, что если они над собой никакой власти не имеют, то как пьяные шатаются и никакого добра не мыслят» 
Из ролика, демонстрируемого в Ельцин Центре 

Мифы о личности и жестокости русского царя привнесены в Россию иностранцами из их собственных стран. 

Англия

Англия первая ликвидировала средневековые формы демократии, формально сохранив парламент. В правление династии Тюдоров (1485-1603) королевская власть превратилась в абсолютную. Генрих VII (1485-1509) вёл беспощадную борьбу с остатками феодальной знати, сохранившейся после войны Алой и Белой розы. Война завершилась победой Генриха VII Тюдора из дома Ланкастеров. Война принесла значительные разрушения и бедствия населению, в ходе конфликта погибло большое число представителей феодальной аристократии. Усиление Тюдоров подрывало политические позиции старой знати, проживавшей большей частью в северных графствах (сравним с Новгородом). В связи с упразднением монастырей потеряли свое значение могущественные ранее аббаты крупных церковных владений.

Сын Генриха VII, Генрих VIII Тюдор, укреплял свою власть созданием чрезвычайных политических судов: суд Звёздной палаты (суд по делам государственной измены), суд палаты прошений, канцлерский суд и другие. В последние годы Генрих VIII страдал ожирением, стал малоподвижным, подозрительным, что привело к массовым политическим репрессиям.

В 1535 году по приказу Генриха VIII был казнён канцлер Англии, философ, писатель, гуманист и ревностный католик Томас Мор за то, что отказался признать короля главой англиканской церкви.

Казнь Томаса Мора 6 июля 1535 г. Лондон.   

Томас Мор получил признание за свою книгу «Утопия» (по-гречески – «Никакое место»), в которой Мор воплотил мечту о коммунизме, как о самом справедливом общественном строе. Вымышленный повествователь Мора рассказывает об острове Утопия, где нет частной собственности, труд обязателен для всех и распределение всего необходимого происходит по потребности.

Генрих VIII официально был женат шесть раз. Его первая жена, Екатерина Арагонская, умерла в ссылке. Анна Болейн была обвинена в супружеской измене и обезглавлена в Тауэре вместе со многими ее приближёнными. Через неделю после казни Анны он женился на Джейн Сеймур, которая быстро лишилась любви короля и вскоре умерла от родильной горячки. Следующая жена, Анна Клевская, с которой он заключил брак из политических соображений, ему сразу не понравилась, и он смог его аннулировать. Этот брак был устроен Томасом Кромвелем, за что тот лишился головы. Пятая жена, Екатерина Говард, была обвинена в том, что имела любовника до брака, изменяла Генриху с его личным пажом. Виновные были казнены, после чего на эшафот взошла и сама королева. Только шестая жена смогла пережить короля.

Генрих VIII Тюдор (1491-1547) — король Англии, король Ирландии.

Анна Болейн. Казнь в Тауэре. 19 мая 1536 г. Катерину Говард ожидала та же участь: ее казнили в Тауэре 12 февраля 1542 г.

Казнь Томаса Уэнтуорта 12 мая 1641 года

Томас Уэнтуорт, граф Страффорда, крупнейший государственный деятель Англии, сторонник английского короля Карла I в его конфликте с парламентом. На зрелище на Тауэр-Хилл согнали 200 000 горожан. Перед казнью он был благословлён архиепископом Уильямом Лодом, вторым важнейшим советником короля, который в то время также содержался в Тауэре.

Франция

Во Франции в это же время происходит установление абсолютизма и серия затяжных гражданских (гугенотских) войн между католиками и протестантами с 1562 по 1598 годы.

«Французы спятили, им отказали разом
И чувства, и душа, и мужество, и разум».

Теодор Агриппа д’Обинье (1552-1630).Трагические поэмы.

Начало восьми гражданским войнам положило массовое убийство французских протестантов в городке Васси в Шампани 1 марта 1562 года.

Средневековая французская иконографика имеет свою традицию изображения «войны во имя веры». Перечень событий с оценкой «война за веру» и иллюстраций можно найти в книге историка Жана Мари Констана «Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн» (М.: Молодая гвардия, 2005).

 

Генрих IX Валуа (1560—1574) — король Франции, герцог Ангулемский, Орлеанский, Анжуйский, герцог Бурбонский, Овернский, король Польский и великий князь Литовский (1573—1575).  Его время характеризует Варфоломеевская ночь — массовое избиение гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, погибло около 30 тыс. человек. Генрих IX лично принимал участие в уничтожении религиозного меньшинства — гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Франсуа Дебюа, изображение Варфоломеевской ночи

Утро Варфоломеевской ночи.Екатерина Медичи (королева-мать) рассматривает тела убитых гугенотов у ворот Лувра. Художник Э. Деба-Понсан, 1880.

 

Благодарный папа Григорий XIII отпраздновал Варфоломеевскую ночь торжественной процессией и увековечил её медалью по случаю Варфоломеевской ночи.

Иван IV, возмущенный событиями в Париже, писал тестю Карла IX, императору Максимилиану:

«А что, брат дражайшей, скорбиш о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколко тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».
/В. Белов. Варфоломеевская ночь/

Германия

 

В Германии во времена «жестокого царя» Ивана Грозного в большой цене было ремесло палача (по-немецки, палач – «шериф», судья). Палачей щедро вознаграждали за труд, о чём свидетельствуют источники. Как правило, историки приводят в пример карьеру Франца Шмидта, главного палача Нюрнберга, родившегося в 1555 году в семье палача города Бамберга.

Шмидт вёл дневник-перечень наказаний и казней, который сохранился до наших дней. За 45 лет Шмидт сделал записи о 361 казни и 345 наказаниях, выполненных им, таких как порка, отрезание ушей или пальцев. 

//Дневник Палача: будучи подлинным журналом владельца Франца Шмидта, общественным палачом Нюрнберга 1573–1617. Переведён К. Кэльвертом и A.W. Gruner. Отредактирован с Введением Альбрехтом Келлером. Издан Д. Апплетоном, второй октябрь 1928/.

Мастер Шмидт. Самые известные палачи мира /http://www.molomo.ru/inquiry/k...

Следует подчеркнуть, что в списке известных палачей мира нет ни одного из России. Историческую память о себе снискали палачи, английские, французские, немецкие и даже из Папской области.

Вместе с тем, в «ельцинском ролике» именно русские правители размахивают топорами, подобно мастеру Шмидту из Нюрнберга.

 

Часть 8. Мифы об Иване Грозном

«Так в Кремле появился реформатор Алексей Адашев и его единомышленники. Разумнее не давить подданных, а договариваться с ними, убеждали реформаторы Ивана. В 1565 году Иван IV ввёл опричнину, ответом опричнине стала Гражданская война, которая получила название Смуты» 
Из ролика, демонстрируемого в Ельцин-Центре. 

 

Московское государство при Иване IV, подобно как и в XIII веке при Александре Невском, было на волоске от гибели. Иван Грозный смог благодаря своей опричной политике, сохранить его. Курбский не бежал от опричнины, он изменил царю до её учреждения. Опричнина не была причиной Смуты. Причиной Смуты стало физическое уничтожение боярами царского рода и прекращение династии московского дома Ивана Калиты. 

Из Презентации к школьному курсу истории.

В 1565 году Иван Грозный уехал из Москвы в «опричный удел» своей матери — Александровскую слободу под Владимиром.

Александровский кремль, 1911 г. Успенский храм Александровского Кремля. Кремль был резиденцией Ивана Грозного. Ныне — музей-заповедник и действующий Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. В 1513 году Василий III возвёл здесь загородный дворец и часто приезжал сюда с семьёй и двором. В этом же году в Слободе был освящён Покровский собор. После смерти Василия III удел перешёл в «опричь» его жены Елены Глинской.

В слободе, теперь уже государственном уделе, первый русский царь начал создавать преданное ему войско, готовое к военным действиям в защиту государства Российского, как внутри страны, так и за её пределами.

В начале XVIII века Пётр I, по образцу Ивана Грозного, учредит свой «государственный удел» в Санкт-Петербурге.

Однако вскоре уже выяснилось, что в «царскую опричь» проникли изменники-коллаборационисты, связанные с новгородскими сепаратистами, вступившие в ходе Ливонской войны (1558-1583) в союз с немцами.

Среди казнённых за измену были видные опричники, прошедшие по новгородскому делу (1570) и по делу крымского разорения Московского государства Девлет-Гиреем (1571). Расследование «новгородского дела» в 1570 году доказало, что в ближайшем окружении Ивана Грозного были изменники, группировавшиеся вокруг ганзейского «немецкого подворья» в Новгороде.

Если с «новгородским делом» российский читатель более или менее ознакомлен, то «крымское предательство» осталось вне поля нашего зрения.

В 1571 году, когда на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей, земское войско не смогло (или не захотело?) его остановить.

Второй поход крымского хана в 1572 году был сорван. Войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина обратили в бегство и почти полностью перебили армию Девлет-Гиря.

Агент лондонской торговой компании и друг оппозиционных Ивану Грозному «князей» Джером Горсей, писал:

«Между тем стало известно, что его враги, крымцы, вышли в поле, — это была устрашающая весть для него и добрая для большинства его князей и людей, живших в рабстве и несчастии. Бог покарал этих жалких людей, погрязших в своих вожделениях и ничтожестве, вопиющих содомских грехах; заставил их справедливо быть наказанными и терпеть тиранию столь кровавого правителя»

Для оппозиционера Горсея бедствия, нанесённые крымским ханом русскому народу, были «добрым известием». Его рассказ бояре использовали для очернения Ивана IV Грозного и его личной жизни.

Иван Грозный. Аллегория тиранического правления.«Gesprache in dem Reiche derer Todten …». Franckfurth und Leipzig, 1725. Протестантская этика немецких хронистов, требующая наказания «безбожников»,перенесена в Россию эпохи Ивана Грозного.

Легенды о тирании московского царя. Хрущёвская «оттепель» против свободы научных исследований.

 

Легенда 1. Об ослеплении зодчих Иваном Грозным (привнесена с Западной Европы и использовалась и используется сегодня для поддержания мифа о царе-психопате).

В Западной Европе были распространены легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше. Иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор, которого считали иностранцем. Дмитрий Кедрин в стихотворении «Зодчие» (1938) настолько ярко запечатлел эту легенду, как быль, что миф стал хрестоматийным.

И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова…
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.

Российскими и советскими учёными была проведена серьёзная исследовательская работа о зодчих храма Василия Блаженного. 

//см. Кузнецов И. О построении московского Покровского (Василия Блаженного) собора // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1896. Кн. I; Грабарь И. История русского искусства, т. II, гл. 3 // История архитектуры (Допетровская эпоха). М., 1912; Каргер М. К. Успенский собор Свияжского монастыря, как архитектурный памятник, Казань, 1928; Бессонов С. В. О древнем русском зодчестве // Архитектура СССР, 1938. № 9; Андреевский И. Д. Архитектурный облик Казанского Кремля в XVI-XVII вв., Казань, 1927 и другие.

Есть подлинный документ, свидетельствующий о том, что строителем Казанского кремля был Иван Яковлевич Постник. Это царский указ от 15 декабря 1555 года, направленный в Новгород к дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому.

«Псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже».

//Калинин Н. Ф. Постник Барма — строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля // Советская археология, 1957 г. № 3. С. 261—263).

Памятник Ивану Яковлевичу Поснику и Ивану Ширяеву в Казани.

Казанский Кремль

Постник был псковским мастером. В XVI веке псковская школа архитектуры была передовой. «Церковный и городовой (крепостной) мастер» по повелению царя был привлечен сначала к строительству Покровского собора, а затем и к возведению каменных стен Казанского Кремля и Благовещенского собора в Казани. Согласно источникам, Постник с 1556 года руководит строительством каменных стен Казанского Кремля. 

Символ эпохи и символ России — храм Василия Блаженного

Вероятнее всего, замысел Покровского собора, основанный на символике Небесного Иерусалима, принадлежит митрополиту Макарию. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, символизирует христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

С национально-политической точки зрения восемь глав символизируют удельные земли, соединившиеся вокруг Москвы, центрального девятого шатра, в Российское государство.

В 1555–1561 годах на едином основании подклете (основании) были возведены девять церквей. Главный центральный храм, был освящен первого октября 1552 года, в праздник Покрова Богородицы. В этот день как раз штурмом была взята Казань. Основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение остальных восьми его церквей. В 1561 году был освящен весь собор, названный по центральному храму Покровским.(Источник: Пущаев Ю. Покровский собор // Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2011 http://www.intelros.ru/readroo... 1588 году к собору, по повелению сына Ивана Грозного, царя Федора Иоанновича, над захоронением Василия Блаженного с северо-восточной стороны, был пристроен придел, освященный в честь Василия Блаженного. Василий стал известен в Москве с конца XV века. Любил его и молодой Иван IV. Иван Грозный участвовал в его похоронах в 1557 году. В 1586 году Василий Блаженный был канонизирован.

Первый опыт манипуляций с числом жертв политических репрессий в России

 

«В 1570 году опричниками Ивана IV Грозного было истреблено почти всё население Новгорода до младенцев»

Из описания новгородского погрома у Иоганна Таубе и Элерта Крузе от 1572 года, которое в либеральной литературе считается прекрасным источником по русским политическим репрессиям, следует, что людей в январе топили в Новгороде в реке Волге.

Очевидно, в своем сочинении немецкие фантазёры перепутали Великий Новгород на реке Волхов и Нижний Новгород на Волге.

«…Имеются также определенные и достоверные сведения, что он приказал убить 12.000 именитых людей, мужчин и храбрых женщин. Что касается до безвестных бедных ремесленников и простого народа, то было их больше 15.000. Большая знаменитая река Волга, которая в два раза больше, чем Прегель под Кенигсбергом, была так наполнена мертвыми телами, что окрасилась в этом месте в цвет крови и должна была остановиться у мостов. …Кровожадный тиран, пробыв 6 недель в Новгороде, опустошив город и близлежащие окрестности более чем на 150 немецких миль кругом, так что ничего не осталось. …На основании всего вышеизложенного, разумные люди поймут, что с Божьей милостью и помощью можно завоевать Русское государство и нет причин бояться таких бедных, раздетых, бессильных людей».

Таким образом, у Таубе и Крузе – жертв новгородских погромов 25 тысяч человек

Еще более красноречив упоминавшийся выше Джером Горсей:

«Царь, вернувшись в Великий Новгород, где оставалась его добыча и пленные, хотел отомстить его жителям за измену и коварство, так как он был особенно разгневан на этот город за его присоединение к недовольной знати; он ворвался туда с тридцатью тысячами своих татар и десятью тысячами своей охранной стражи, которые обесчестили всех женщин и девушек, ограбили и захватили всё, что находилось в этом городе, его казну, сосуды, сокровища, убили людей, молодых и старых, подожгли их склады, хранилища товаров, воска, льна, сала, кожи, соли, вин, одежды и шелка; растопившиеся сало и воск залили стоки на улицах, смешиваясь с кровью 700 тысяч убитых мужчин, женщин, детей; мёртвые тела людей и животных запрудили реку Волхов (Volca), куда они были сброшены. История не знает столь ужасной резни».

Известной «Повестью о походе Ивана IV на Новгород в 1570 году» также следует пользоваться с большой осторожностью, так как его автор пользовался в описании расправы царя над Новгородом библейским воображением, картинами Страшного Суда. Отсюда ряд нестыковок в описании мучений и казней, которые были применены к новгородцам.

Сохранился «Помянник по лицам, убиенным в опричнину, составленный по приказу царя в 1582-1583 годах». Академик С. Б. Веселовский выявил, что в его полных списках говорится о казни за все годы опричнины 3300 человек, из них 1505 новгородцев.

В царском синодике сказано:

«Помяни Господи души раб своих тысящю пяти сот пяти человек»; вверху приписано: «Новгородцев»

Синодики Кириллов и Спасоприлуцкий сообщают, что псковичей было казнено до 190 человек с женами и детьми.

Этим цифрам нельзя не доверять, так как очень религиозный царь до конца жизни отмаливал свой грех — убиение людей.

Легенда 2. Об убийстве Иваном Грозным сына Ивана. Отец, оба сына, Иван и Федор, были отравлены.

О силе легенды свидетельствует упоминаемый в документе металлический посох. Трудно представить русского царя, разгуливающего по своему дворцу с железным «ломом» в руках (Герасимов). Репин И. Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. (Фомин С. «КАРТИНА КРОВИ», или КАК ИЛЬЯ РЕПИН ЦАРЕВИЧА ИВАНА УБИВАЛ / http://www.nashaepoha.ru/?id=6...

«Нельзя назвать картину исторической,
так как этот момент... чисто фантастический.»

К. П. Победоносцев, историк.

 

«Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, представив, вместо Царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию. В сознании каждого из нас, на основании впечатлений, вынесенных из чтения исторических повествований, из художественных пластических или сценических воспроизведений личности Иоанна Грозного, составился известный образный тип этого Царя, который не имеет ничего общего с представленным на картине г. Репина».
Ф. П. Ландцерт, профессор Академии художеств.

 

«Меня сейчас волнует версия, что Иван Иванович убит.
У нас есть возможность выяснить этот вопрос».

М. М. Герасимов, антрополог.

Инициатива обследования «царских гробниц» с целью проверки сведений русских летописей об отравлении Ивана Грозного, и иностранных свидетельств о царе («не сын Василия III и Елены Глинской»; «развратник»; «больной сифилисом и психически») принадлежит М. М. Герасимову, который хлопотал по этому поводу ещё при жизни Сталина. Сталин и сам был заинтересован в такой работе, но её осуществлению помешала война.

С согласия Хрущева в апреле-мае 1963 года в некрополе Архангельского собора под присмотром комендатуры Кремля и руководством специальной комиссии Министерства культуры СССР были вскрыты четыре усыпальницы: Грозного, царевича Ивана, царя Федора и князя Михаила Скопина-Шуйского.

Так как либералы немедленно опровергают любые научные развенчания тирании, будь то Сталина, или Грозного, заострю внимание на составе комиссии: председатель доктор исторических наук А. П. Смирнов, историки архитектуры Н. Н. Воронин, А. Я. Веденин, А. Г. Халтурин. Музеи Московского Кремля представляли: директор И. И. Цветков, заместитель директора В. Н. Иванов, главный архитектор В. И. Федоров. И особенно важно, в исследовании останков царей принимал участие НИИ судебной медицины в лице директора и главного судебно-медицинского эксперта Министерства здравоохранения СССР, доктора медицинских наук В. И. Прозоровского, кандидатов медицинских наук Э. И. Кантора и В. И. Алисиевича.Но, безусловно, главной фигурой этой работы были антропологи М. М. Герасимов (1907—1970) и В. В. Гинзбург (1904—1969).

После работы ученые представили отчет: М. М. Герасимов. Документальный портрет Ивана Грозного //Краткие сообщения института археологии Академии Наук СССР, 1965. Вып. 100. С. 139—142.

 

Портрет царя Ивана Грозного. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу. 1963 г.

 
 

Иван Грозный предстал атлетически сложенным дородным мужчиной зрелого возраста, с энергичным и слегка брезгливым выражением лица, средиземноморским ликом, подтверждавшим родство через отца с Софьей Палеолог.

Василий III Иванович

Иван IV Васильевич.

Окончательное заключение Комиссии от 20 мая 1966 года было таковым:

«У Ивана Васильевича, и у Ивана Ивановича показания естественного фона по ртути превышены в 32 раза!».

Отсюда следовал вывод: Ивана Ивановича убил не отец, а бояре. Версия самого Ивана Грозного верная. Более того, отравлен был и сам царь. 

//Отдел рукописных, печатных и графических фондов, фонд 20, оп. 1966, ед. хр. 9.ПРОТОКОЛ № 1 совещания по вопросу о выполнении работ по научной фиксации в Архангельском соборе от 18 апреля 1963 г. / Архив Кремля. Материалы исследования останков Царя Ивана Грозного, Царя Федора Ивановича, Царевича Ивана Ивановича и князя Скопина-Шуйского // Ерчак В. М. Слово и дело Ивана Грозного. Минск. 2005. С. 660. Со ссылкой на Федеральное государственное учреждение Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов. Ф. 20. Оп. 1966. Е.х. 9.

Никита Хрущев не мог допустить реабилитации Грозного царя, в то время, когда он разоблачал культ личности Сталина. Только в 2002 году журнал «Итоги» озвучил истину:

«С согласия Никиты Хрущева в апреле-мае 1963 года в некрополе Архангельского собора под присмотром комендатуры Кремля и руководством спецкомиссии Минкульта СССР были вскрыты четыре усыпальницы: Грозного, царевича Ивана, царя Федора и князя Михаила Скопина-Шуйского».

Протокол №1 совещания позволяет определить, КТО наложил вето не только на научные выводы по исследованию останков царей, но и даже на оповещение о работе, которая была проведена, а также какую тайну унесли с собой ушедшие из жизни вскоре после вскрытия гробниц М. М. Герасимов и В. В. Гинзбург 

//Фомин С. Грозный царь. Гробокопатели в Кремле.

Ряд исследователей обращает внимание, что в протоколах по составу комиссии имени М. Н. Тихомирова нет. В биографии же Тихомирова утверждается, что именно он осуществлял научное руководство работами по вскрытию гробниц Ивана IV Грозного и его сыновей в Архангельском соборе Кремля. 

//Энциклопедия Москвы.

М. Н. Тихомиров глава отечественной исторической науки (1893—1965), доктор исторических наук, действительный член АН СССР. Автор книг, посвященных средневековой и истории и культуре России, включая «Россия в XVI столетии» (М.: Наука, 1962). Автор фундаментальных исследований по истории Руси, как и его соратники по академической науке, очевидно, не были заинтересованы в разрушении образа «душевнобольного царя-палача» Ивана Грозного, созданного доктором медицины П. И. Ковалевским (1850—1931), автором «Психиатрических эскизов по истории». (Иоанн Грозный и его душевное состояние. Психиатрические эскизы из истории. — М.: Либроком, 2012) и концепции, что именно в семействе Ивана Грозного «в роде Рюриковичей вырождение совершается и в узком и в широком смысле слова». Эта версия П. И. Ковалевского прослеживается в очерке «Последние из рода Калиты» академика М. Н. Тихомирова.

 

Легенда 3. О развратном образе жизни московского царя.

Версию о том, что царь лечился от сифилиса ртутью (значит и молодой Иван тоже?), так же, как и версию о психическом нездоровье царя, опроверг Документальный портрет Ивана Грозного, составленный М. М. Герасимовым по его останкам.

«Скелет свидетельствует о большой физической силе Царя, но на костях имеются ранние образования остеофитов, как результат резкого нарушения солевого обмена. Профессор М. М. Герасимов по черепу сделал портрет-реконструкцию Царя Ивана Грозного. Весь процесс вскрытия гробницы и вторичного захоронения останков Царя Ивана Грозного снят на кино- и фотопленку. Гробница была закрыта в ноябре 1965 года»

Тогда в 1960-х, фактически перед самой смертью, М. Н. Тихомиров принимал самое активное участие в преднамеренном опорочивании первого Русского Царя 

//Крылов А. Н. Вскрытие гробницы Иоанна Грозного

Миф о «царе-развратнике», очевидно, списан Джеромом Горсеем с образа английского короля Генриха VIII Тюдора, современника Ивана IV.

В 2000 году было проведено вскрытие гробниц цариц, показавшее, что как и Елена Глинская, мать царя, все жёны Ивана Грозного были отравлены.

Елена Глинская. Реконструкция по черепу, С. Никитин, 1999 г. Свидетельства об отравлении Елены Глинской подтвердились только в конце XX в. Останки Елены Глинской анализировала эксперт-криминалист кандидат биологических наук Тамара Макаренко. В захоронении сохранились остатки волос Елены Глинской. В объектах исследования эксперт обнаружила концентрации солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такие количества организм не мог накопить постепенно, значит, Елена сразу получила огромную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти. Позднее Макаренко повторила анализ, который убедил ее: ошибки нет, настолько яркой оказалась картина отравления. Молодую княгиню извели с помощью солей ртути, или сулемы, — одного из наиболее распространенных в ту эпоху минеральных ядов.

Исследование останков первой жены царицы Анастасии (1530/1532 — 28 июля (7 августа) 1560) подтвердило обвинение Ивана Грозного об ее отравлении боярами. Смерть царицы была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

До сегодняшнего дня в литературе читаем: 

«Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями».
Исследование останков Анастасии Романовны, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой, показало, что она была отравлена.
Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных, такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики.
Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма)»

Панова Т. Уж приготовлен яд, пощады не проси… // «Знание-сила» № 7/98.

Сам царь во Втором послании к Курбскому писал:

«…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было»

Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены

«царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой»

Анастасия родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве. Царевич Иван был отравлен, царь Федор сильно болел и тоже был отравлен. Примечательна в этом плане смерть царевича Дмитрия Старшего (1552 - 4 июня 1553).

Курбский описывает смерть младенца довольно злорадно:

«И не доезжая до Кириллова монастыря, когда ещё плыли по реке Шексне, сын Иоанна, по пророчеству святого Максима, умер. Вот первая «радость» по молитвам епископа Вассиана Топоркова! Вот получение мзды за обеты, не по разуму данные и не богоугодные! Приехал Иоанн в Кириллов монастырь в печали и тоске и затем возвратился с пустыми руками в большой скорби в Москву»

Существуют и другие версии «случайной» гибели младенца.

Анастасия Романова на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Скульптор М. Микешин, 1862.

Отравлена была и вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя Темрюка. 21 августа 1561 года состоялось венчание молодых в Успенском соборе митрополитом Макарием. После возвращения из путешествия в Вологду вторая царица умерла. По дороге Мария сильно занемогла и скончалась в Александровой слободе 6 сентября 1569 года. Иван IV не сомневался: она была отравлена.

«И тако поживе царь Иван Васильевич с царицею своею Марьею 8 год и месяц 6. И окормлена бысть от изменников отравою от столника Василия Хомутова с товарыщи, их же царь Иван Васильевич злой смерти предади: в котле свари…»

При дворе новую царицу, «бешеную черкешенку», сразу невзлюбили. В 1563 году Мария Темрюковна родила сына Василия, названного в честь деда — Василия III. Иван IV в это время находился в действующей армии и узнал о рождении четвёртого сына во время своего возвращения из Полоцка. Однако младенец скончался всего через пять недель после появления на свет, «по-видимому, из-за врожденного слабого здоровья». Мария Темрюковна похоронила ребёнка в Архангельском соборе. Его неожиданная смерть и «ливонская измена» стали причиной репрессий при дворе.

Мария Черкасская популярна в современной Кабардино-Балкарии. Ее считают умной и красивой женщиной, которая «была не только женой русского царя, но и …еще больше закрепила своим браком связи страны гор с Россией». На одной из главных площадей города Нальчика установлен памятник кабардинке и русской царице Марии.

«Навеки с Россией», памятник русской царице Марии Темрюковне, 1957, Нальчик.

Третья жена Ивана Грозного, Марфа Собакина, прожила в браке еще меньше. После обручения у молодой жены открылась непонятная болезнь. Несмотря на это обстоятельство, свадьба состоялась, но невеста скоропостижно умерла, так и не приступив к обязанностям царской супруги.

Марфа Собакина (ум. 13 ноября 1571), третья жена Ивана Грозного, бывшая его супругой лишь 15 дней. Скульптурный портрет С. Никитина, 2003 г.

Исследование останков не подтвердило, что она была отравлена, что не исключает её отравления растительным ядом, не поддающимся химическому анализу 

//Панова Т. Д. Тайны женского некрополя в Московском кремле. Ч.3.

Посол Священной Римской империи в Русском государстве Даниил Принц фон Бухау писал о случившемся:

«В третий брак он вступил с одной боярыней, которая умерла, когда выпила какое-то питье, пересланное ей матерью чрез придворного (с помощью этого питья она, может быть, хотела приобресть себе плодородие); за это и мать, и придворного он казнил»

 

«Дьявол воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сущу… и тако ей отраву злую учиниша», — писал в своем обращении к Святителям царь, прося их разрешить ему четвёртый брак.

Четвёртый брак, вопреки распространённому в литературе церковному запрету, был разрешён Освященным Собором. Однако никаких документов о бракосочетании царя с Анной Колтовской, якобы, его четвертой (или шестой?) женой, уже в сентябре 1572 года, т. е. через год после смерти Марфы, принявшей монашеский постриг, нет.

Считается что в 1572 году Иван IV был повенчан, с разрешения духовенства, со своей четвёртой супругой — Анной Колтовской, которую в нашей литературе нередко называют шестой женой. Брак длился менее полугода, после чего Анна постриглась в монахини Тихвинского Введенского монастыря, под именем Дарья. Она скончалась в 1626 году при Михаиле Федоровиче Романове, который, почитал её, слал ей подарки в честь собственной свадьбы.

С. В. Фомин отрицает, что Анна Колтовская являлась четвёртой законной женой Ивана Грозного. Обосновывает это фактом погребения Марии Нагой с тремя первыми женами в царской усыпальнице (в монашеском одеянии), что, по его мнению, является свидетельством законности брака, и именно она, а не Колтовская являлась четвёртой законной супругой царя. Придание боярами Марии Нагой статуса незаконной жены позволяло им объявить их сына Дмитрия Ивановича незаконнорожденным, что и было осуществлено.

Четвертая жена Ивана Грозного (в нашей литературе — седьмая) — Мария Нагая. Список последующих жен и браков царя вызывает, согласно историку и знатоку истории царской семьи Фомину, вызывает сомнение.

Из восьми родившихся в Царской Семье детей юный возраст перешагнули лишь двое. Один утонул, четверо скончались по неустановленным причинам.

Сослаться на естественную детскую смертность мешает, во-первых, слишком высокий для Царской Семьи ее показатель, а, во-вторых, вполне определенная судьба взрослой ее части.

Усилиями специалистов в настоящее время установлены факты отравления матери Царя Иоанна IV, трёх из четырех жен, двух из оставшихся в живых трёх сыновей (Наследника Престола и Царя), наконец, Его Самого. Убит был и последний младший Царский Сын Царевич Димитрий. 

//Когда бесчестят твоего Царя». Фомин С. В.

 

Илья Белоус

Читать полностью:

Ельцин-центр есть, а Ельцина в нем нет

Введение

Читать 1 часть: Ельцинисты против исторической объективности.

Читать 2 часть: Ранняя народно-вечевая и боярская новгородская демократии.

Читать 3-4-5 части:

3. За что ельцинисты ненавидят Александра Невского.

4. Предотвратить коллаборационизм на языке ельцинистов значит «отобрать демократию»

5. Была ли «цивилизованной» Европа?

Читать 6-7-8 части:

Часть 6. Когда бесчестят твоего царя, следует задать вопросы: кто и зачем?

Часть 7. О «цивилизованной» Европе времён Ивана Грозного и Смуты.

Часть 8. Мифы об Иване Грозном

Читать 9-10 части:

Часть 9    Смута — не гражданская война

Часть 10  Пётр Первый обустраивал национальное государство

Читать 11 часть О крепостном праве и рабстве в «несвободной России» и «свободной Европе».

Читать  12 часть  Конституция, начало противостояния России и Запада

Читать 13 часть О Николае I, экспорте революции, «жестоком кризисе» и Крымской войне.

Читать 14 часть Александр II — преемник идей Екатерины Великой.

Читать 15 часть Россия вышла из кризиса не благодаря, а вопреки либеральному курсу.

Читать 16 часть  Кто организовал первую русскую революцию?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ....