Аналитика

По исчезающей стране с крестом и долларом

Сергей Пономарев продолжает свои путевые заметки из Украины. Часть 10 Начало цикла читайте на сайте kp.ru и в номерах за 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27 и 28 мая с. г.

Проникнув на территорию неньки во Львове и побывав в Ивано-Франковске, Тернополе и Ровно, автор увидел, как на фоне глубочайшего экономического и духовного кризиса жители незалежной отказываются от прежних ценностей и переписывают историю...

Продаю гривны! Недорого...


Прямо в центре Ровно параллельно главной улице Соборной колготится барахолка. Кроме молодой редиски и зелени, народ торгует чем ни попадя: резиновые сантехнические прокладки, патрубки, тройники и колена образца последней четверти прошлого века. Безразмерные стеганые лифчики, трикотажные женские панталоны и трусы-парашюты из тех же времен. Ряды странной дерматиновой обуви - видимо, из самых дальних углов польских складов, которые хозяева все-таки через сорок лет решили освободить и за так отдали бедствующим украинцам.

Западноукраинская религиозность подчас приобретает странный характер - в виде изображения ликов святых на ножных ковриках. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

На перекрестке толкается и громко кричат валютные менялы: «Доллары, рубли, евро! Доллары, рубли!» Интересуюсь курсом.
- У вас рубли? Сколько? Десять тысяч есть? Беру за 4100...
- Это что, получается два с половиной рубля за гривну?
- А сколько ж вы хотите? Ну ладно, за четыре двести возьму. Эй, постойте, даю четыре триста!

Пикет возле роддома в Ивано-Франковске: самые разные религиозные группировки и общины пытаются остановить демографическую катастрофу, к которой скатывается незалежная. Пока — тщетно. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Жаль, не надо. А то, к примеру, очень реалистичный украинский нацбанк гривну ставит куда выше - по четыре с лишним рубля за украинский национальный карбованец. Но на рынке-то виднее. Вот и бегут за мной менялы еще метров сто...

Молитва за победу над москальским ворогом

В городе, некогда административном и культурном центре Малопольши, а при фашистах - фактической столице всей оккупированной Украины, замечаю новое революционное искусство - в виде граффити на стенах и скульптурных инсталляций из собранных в кучу автопокрышек под общим названием «Небесная сотня». А так в основном потрескавшиеся фасады, узкие, разрезающие воздух ржавым скрипом чешские троллейбусы, приехавшие в нынешнюю щасливу життя из 70-х годов прошлого века. Общее ощущение запущенности. Особенно на фоне, пожалуй, единственного нового и вполне грандиозного сооружения - греко-католического «униатского» собора на центральной и, естественно, тоже Соборной улице.

В храме идет служба. На мове с вкраплениями польских слов и латыни. Странное смешение икон, распятий и флагов-хоругвей. Прихожанки на коленях истово крестятся кто тремя, а кто двумя пальцами. Священник поет в переносной микрофон. Ну да ладно, как говорится, в чужой монастырь да со своим уставом... Куда интереснее содержание службы: «Спаси и сохрани! Поможи в боротьбе з ворогом москальськым...»

Рядом, буквально в двухстах метрах, в церкви так называемой Украинской автокефальной православной церкви звучит точно такая же молитва. Религия мира, ничего не скажешь.

Почему же религия стала не средством умиротворения и снижения накала страстей, а наоборот, их разжигает изо всех околодуховных сил? В центре Львова возле статуи Богоматери видел печатное сообщение, что здесь еженедельно молятся за мир и прекращение войны. И кто же будет против? Но если вчитаешься в объявление, видишь: в обязательную программу этих уличных камланий входят и молитвы за «навернення России», то есть за наше с вами «обращение в правильную веру», и «недопущение ядерной войны» - ясно же, кто ее якобы собирается развязать против незалежной...

Вообще специфической особенностью всех украинских церквей на западе неньки - от католической, униатской, православной автокефальной и раскольнической православной Филарета до всевозможных протестантов-сектантов - является лютая нелюбовь к России. В своих проповедях ксендзы, священники и пресвитеры клянут страну и ее народ, которые для них хуже дьявола.

Рожают только сектанты

Словоохотливый, принципиально говорящий по-русски пожилой таксист, который везет меня из Ровно на узловую станцию Здолбунов, рассуждает о местной демографии и религии.

- А сколько народу сейчас живет в Ровно?

- Да у нас сколько было - считалось, что 240 тысяч, примерно столько и осталось. Нет прироста. Пенсионеры от такой счастливой жизни долго не живут. А молодые рожать не хотят. Если бы не приезжие с севера области, город бы совсем опустел.

- А что там на севере?

- Там за Сарнами дуга такая религиозная. Баптисты, пятидесятники, еще десятки каких-то сект. Что ни село - своя секта. Земляки когда-то уехали в Штаты и Канаду, вступили там в религиозную группу и до сих пор шлют на родину деньги, создали филиалы, построили молитвенные дома и поддерживают единоверцев. И нехило так поддерживают. Я туда на север на охоту с друзьями езжу. Как видишь, все женщины в платочках и глазами на тебя зыркают, как на антихриста, - ясное дело, очередная община. А им религия запрещает аборты, вот в каждой семье по семь-восемь-десять детей.

Одно из немногих новых сооружений, появившихся в Ровно за годы независимости Украины, - это храм униатов на Соборной улице. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

- И чем же они их кормят?

- А они совсем небедно живут. Дома такие неплохие. Машина почти в каждом дворе. Говорю же, земляки-единоверцы помогают. Притом все мужики там давно на работу в Европу и Штаты подались. Приезжают два раза в год - чтобы очередного ребенка сделать. А что, привезет тысяч десять долларов с собой, ну или перешлет как, семья вполне себе нормально живет. Да там еще ведь чернобыльские льготы...

Объявление о ежеднедельной молитве в центре Львова: Россию собираются «обращать» в «правильном» направлении... Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

- Большие деньги?

- Да ну, не смешите! Я вот знаю, что некоторым платят аж одну гривну семьдесят копеек (это в переводе на ваши деньги пятерка, что ли?). Ну что у нас за государство! Но там другое главное - например, льготы на учебу в университете. Вот тут в Ровно полно таких студентов: грамотешки немного, но ведь поступают же!

Жителей Галичины, Волыни и Закарпатья призывают молиться за Украину. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

В следующем номере автор расскажет, к чему в итоге привела волна переименований, накрывшая Украину, и как в незалежной пытаются соединить в одном идеологическом флаконе реальных борцов с нацизмом и тех, кто с фашистами сотрудничал.

mikle1

Загрузка...
Загрузка...