Новости

Благовещенский кафедральный собор Харькова

Мы расскажем о Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, расположенном в историческом центре города, у подножия старого городского холма, что над рекой Лопань, где три с половиной века назад была построена городская крепость.

Благовещенский собор расположен в ближнем поле зрения из Нагорного района, от Покровского монастыря, в нескольких десятках метров от которого возвышается шпиль колокольни Успенского собора (уверяют, что по высоте даже превосходящий самого Ивана Великого Московского Кремля).
 
 
Благовещенская церковь на открытке начала XX века. Харьков. Купеческий спуск
 
Отсюда, от Успенского, со смотровой площадки любуются открывающимся видом горожане и гости города, сюда приезжают молодожены, чтобы сфотографироваться в свой счастливый день над долиной Лопани…
 
В Покровском монастыре два храма — Покровский и Иконы Богородицы Озерянской.
 
Мощеная гранитом улочка спускается от Покровского, Озерянского и Успенского к Благовещенскому, все храмы посвящены Пресвятой Богородице, покровительнице Руси. По улочке отправлялся один из восьми лучей Вселенского Крестного хода в 2008 г., когда несли икону Богородицы Державной. Эта краткая улочка, параллельная Бурсацкому спуску, в стародавние времена называлась Купеческим спуском. Большевики назвали ее Спуском Халтурина.
 
В годы Великой Отечественной войны немецкой авиацией оказалось уничтоженным здание торгового пассажа, до тех пор красиво перекрывавшее аркой верхнюю часть спуска.
 
В новейшие времена Украины этот многострадальный спуск претерпел посягательство со стороны ново-казацких псевдообъединений, поклоняющихся памяти предателя И. Мазепы. В годы сиюминутного торжества оранжизма, а именно в 2007-м, они самостийно укрепили табличку «Узвіз гетьмана Мазепи» (Спуск гетмана Мазепы), но горожане практически сразу табличку снесли. При посредстве топонимической комиссии горсовет принял 29 апреля 2009 г. решение именовать улочку Соборным спуском, и нельзя не порадоваться такому решению, вполне уместному и обоснованному.
 
Нелишне повториться: несомненно присущее харьковчанам стояние в вере православной. В городе служения святителей Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, и Афанасия, Лубенского чудотворца, в городе, где издавался на рубеже XIX-XX вв. уникальный религиозно-философский журнал «Вера и разум» (в нем публиковались лучшие умы русского богословия и православной мысли), где служили митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий и протоиерей Николай Стеллецкий (взят как заложник Харьковским ЧК и убит в июле 1919 г. в Сумах), где окормляли народ харьковские отцы-священномученики, прославленные в Соборе новомучеников Слободского края, — митрополит Киевский, экзарх Украины Константин Дьяков (+1937), архиепископ Курский и Обоянский Онуфрий Гагалюк (+1938), архиепископ Харьковский Александр Петровский (+1940),  сохраняется православная каноническая духовная преемственность.
  
Почти на месте нынешнем
 
Возникновение первой (деревянной, однопрестольной) Благовещенской церкви относят ко времени основания Харькова. Историки светские и церковные (например, Багалей, Миллер, архиепископ Филарет Гумилевский, о. Иван Филевский) утверждают, что построена она была не позже 1655 г. одновременно с церквями Николаевской, Рождественской, Вознесенской.
Церковь эта находилась в так называемой залопанской (от наименования реки Лопань) части города. Тогда это было селение в несколько улиц с хатами-мазанками в низкой болотистой местности, окруженное низинными затопляемыми лугами — левадами.
 
Архитектура первой Благовещенской церкви была проста, по типу сходна с другими церквями Слобожанщины. Эта церковь сгорела от крупного пожара в 1738 г. и вместо нее была сооружена другая, тоже деревянная, копия предшественницы.
 
По «описи» 1775 г. о ней говорится как о деревянной трёхглавой, с рубленной деревянной колокольней, обнесенной плетеным тыном. Эта деревянная церковь была заменена на каменную, которая была заложена 10 июля 1789 г., а освящена 8 сентября 1794 г. Она была построена по проекту архитектора П. А. Ярославского — харьковского зодчего, ученика В. И. Батепова.  
 
В числе создателей и благодетелей этого храма в первом ряду называют подполковника Михаила Ивановича Батезатула, давшего средства на покрытие «лучшим червонным золотом» иконостаса, горнего места, жертвенника, сени над престолом и куполов; надворную советницу Анастасию Петровну Дупину (владелицу Благовещенского базара), устроившую в 1831 г. на местные иконы Спасителя и Божией Матери «серебряные шаты», а также церковного старосту, купца Михаила Нечаева, устроившего подобные украшения на храмовую икону Благовещения и св. Николая.
 
 
Первая каменная Благовещенская церковь, Харьков, 1846 г.
 
Из священников этого периода известны о. Алексей (Куряжские акты 1659 года), о. Павел (Куряжские акты 1701 и 1713 гг.), Иоанн Матвеев (†1738 г.) и его сослуживец Автоном Захарьев (†1779 г.), Герасим Сливицкий и Петр Рожанский, его сослуживец прот. Матфей Рожанский.
                                                                                                        
В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм уже не вмещал всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. Главным устроителем и украшателем этих приделов был купец Александр Дмитриевич Скрыпник, 13 лет пробывший церковным старостой.
 
Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними храмами Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству и вместимости, и в 1846—1863 гг. церковь носила титул «градского собора». 
 
 
 
В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится: «Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков — 2 и пономарей — 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан… Настоятель — протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин — 484 чел., женщин 568».
 
Глядя на дореволюционные снимки, видим, что в архитектурном смысле этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма.
  

В камне
 
Считают, что необходимость построения совершенно нового храма была вызвана бурным историческим ростом Харькова в конце XIX столетия. По инициативе небольшой группы именитых и зажиточных горожан 22 ноября 1887 г. состоялось расширенное собрание прихожан, на котором было решено соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый «строительный комитет» и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных на строительство собора. 16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма.
 
Зодчим будущего харьковского кафедрального собора комитет избрал своего прихожанина, опытного строителя, профессора архитектуры Михаила Ивановича Ловцова (1850—1907 гг.), «принесшего беззаветный труд своей любви и своего дарования к подножию алтаря Божия и тем прославившего зодчее искусство, которому служил всю свою жизнь». М. И. Ловцов вообще известен нам теперь как архитектор храмов, которые являют собой неповторимое лицо Харькова, таких как Трехсвятительская церковь, Храм святого благоверного князя Александра Невского, храм в честь великомученика Димитрия Солунского, Мироносицкая церковь. Ловцов является также автором генеральной реконструкции Спасо-Преображенского собора в Сумах.
 
2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка нового Благовещенского собора архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым). На строительство храма, которое продолжалось около 20 лет, были затрачены огромные суммы (400 000 рублей) и привлечены крупные мастера. Обильно поступали пожертвования не только из Харькова, но и из других городов, прежде всего, отметим, из Москвы.  

 

Благовещенский собор. Харьков, наводнение 1900 г.

«Достопримечательно, — заметил священник И. Филевский, — что самыми ревностными благодетелями св. храма сего были лица преимущественно из купеческого и торгового сословия. Это искони — русская, культурно-историческая черта».

Во все время строительства нового храма богослужение проходило в старой церкви, которую по окончании строительства снесли.

Окончательно храм был завершен и освящен в 1901 г. На строительство пошло 7 миллионов штук кирпичей.
 
Искусствоведы считают, что «смело экспериментируя в модном византийско-русском стиле с элементами эклектики, архитектор Ловцов придал храму, увенчанному традиционным московским пятиглавием, древневизантийское полусферическое очертание и противопоставил массивному объёму (34 м лицевого фасада на 59 м высоты) лёгкость псевдоготической ярусной колокольни (80 м).
 
Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создали своеобразный и действительно запоминающийся облик храма».
 
 
           Благовещенский собор. Харьков
 
Из старого храма в новый были перенесены наиболее чтимые иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, великомученицы Варвары.
 

Один из крупнейших храмов Российской империи, Благовещенский собор, стал вмещать около 4 000 человек. 

Обращал на себя внимание иконостас, выполненный из белого наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Иконы главного иконостаса (числом 29) были написаны классным художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а боковых иконостасов — московским классным художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена харьковским художником И. Н. Святенко и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы были взяты из киевского Владимирского собора (как раз возведенного и расписывавшегося примерно в те же годы и прогремевшего своей живописью на всю Империю) и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве.
 
 
В новой истории
 
После революции 1917 г. история Свято-Благовещенского собора, как и история многих других храмов нашего отечества, приобрела трагическую окраску. По архивным данным известно, что 16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из 2-й мужской гимназии.
 
В 1922—1924 гг. за собор шла усиленная борьба разных конфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например, 22 марта 1923 г.). Но к 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась и в 1925—1926 гг. в здании собора, с разрешения новых безбожных властей, проводились даже концерты духовной музыки.
 
14 февраля 1930 г. постановлением секретариата ВУЦИК Свято-Благовещенский собор был закрыт, его предполагали использовать для культурных целей. Однако на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях — склад нефтепродуктов.
 
Собор, как и другие харьковские церкви, был вновь открыт для служб лишь в 1943 г., в годы фашистской оккупации, и с тех пор не закрывался, пережив, таки образом, 13-летнюю паузу, а говоря точнее, осквернение.
 
Понимая цели, которые преследовали заигрывавшие с населением оккупанты открытием наших храмов, тем не менее отметим, что мы на своей земле в иные безбожные годы вели себя не менее разрушительно, чем захватчики.
 

 
Святыни в Благовещенском
 
По инициативе архиепископа Стефана (Проценко), с 1945 г. управлявшего Харьковской епархией, в собор из Покровского монастыря в 1948 г. были перенесены мощи свт. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Пателлария), Патриарха Константинопольского. Так владыка Стефан подчеркнул общую значимость Благовещенского собора для Харьковской епархии, которому с 1946 г. присвоен кафедральный статус, сохраняемый поныне.

 

Святитель Мелетий Харьковский, предвечного Слова усердный благовестник

Уроженец Полтавской земли, получивший духовное образование в Екатеринославе (ныне (Днепропетровске) и Санкт-Петербурге, учительствовавший в Северной столице и Киеве, Пскове и Могилеве, просвещавший Сибирь и Дальний Восток, святитель Мелетий стал одним из трех возлюбленных православным народом «харьковских» святых, наряду со святым Афанасием (Сидящим), Патриархом Цареградским, Лубенским Чудотворцем, а также священномучеником Александром, архиепископом Харьковским.
 
 

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский   Рака и икона Святителя Мелетия Харьковского в Благовещенском соборе Харькова

В Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, где покоятся мощи святителя Мелетия, в день его памяти проходит Божественная литургия, которую обычно возглавляет сам митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. В это день Свято-Благовещенский собор всегда наполнен верующими, которые, повинуясь духовному призыву, приходят засвидетельствовать свою любовь к святому Мелетию и в молитвенном обращении испросить мира и благоденствия Харьковскому краю. После Божественной литургии у раки с мощами святителя Мелетия служится праздничный молебен.

Много рассказов живет в Харькове о кротости и бескорыстии, нестяжательности и сострадательности, милостивости и смирении святителя Мелетия, о его даре прозорливости, исцелений и чудотворений, проявлявшихся у него при жизни и ныне изливаемых от него из горнего мира.
 
Рассказывают, что однажды к святителю Мелетию, когда он давал крест для целования после богослужения, приступила женщина, страдавшая тяжелой формой падучей болезни. Схватив его за правую руку, она стала неистово кричать и биться. Все испугались и отпрянули в сторону. Но святитель был спокоен. Он благословил ее и велел отвести в сторону и посадить. Женщина сразу уснула. Проснулась она уже совсем здоровой и навсегда освободилась от болезни. Во время поездки по епархии святитель в селе Алешне зашел к благочинному и спросил его, как он поживает. Благочинный ответил: «Все хорошо, только не имею сына, дочери все родятся». Святитель сказал на это: «Молитесь Богу, будет и сын». Через год действительно у благочинного родился сын и был назван Мелетием в честь святителя. Впоследствии он стал священником.
 
Основатель Харьковского Императорского университета Василий Назарович Каразин писал: «Он был точным подобием архиереев первобытной Церкви. Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение, воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота, соединенная с доброжелательством каждому, а в особенности его подчиненным, отличали Преосвященного Мелетия. … Образованный ум без всякого тщеславия и излишней утонченности, которая иногда свойственна проповедникам нашего века, украшали его. Словом, это был пастыреначальник, описываемый святым апостолом. Он оставил по себе неутешную сестру (супругу одного ослепшего иерея), несколько книг и около десяти рублей наличности»… 
 

Священномученик Александр (Петровский)

Третьей святыней Благовещенского собора с 1993 г. являются мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1940 г., на 89-м году жизни, находясь в больнице тюрьмы № 1 Харькова, будучи репрессированным в 1938 г. и осужденным к 10 годам тюремного заключения.

 
Архиепископ Александр Петровский с августа 2000 г. почитается православным миром как общероссийский святой Александр Харьковский (с мая 1993 был прославлен в лике местночтимых святых Харьковской епархии).
 
Архиепископом Харьковским свщмч. Александр стал с 20 мая 1937 г. В то время в городе оставался действующим лишь один православный храм; его посещало такое число прихожан, что причащение продолжалось несколько часов. Совсем недавно в районе города, где проживают преимущественно тракторостроители некогда знаменитого ХТЗ, возведен большой и красивый Храм священномученика Александра, архиепископа Харьковского (архитекторы М. М. Киреев, А. В. Ткаченко, П. Г. Чечельницкий). Светло-голубой храм расположен на проспекте Косиора (!), речь в горсовете резонно идет о том, чтобы сменить название проспекта.

 

 

Образ и ларец с частицей св. мощей св. Александра Харьковского

в храме этого святого. Харьков, р-н ХТЗ

Архиепископ Александр Петровский с августа 2000 г. почитается православным миром как общероссийский святой Александр Харьковский (с мая 1993 был прославлен в лике местночтимых святых Харьковской епархии).
 
Архиепископом Харьковским свщмч. Александр стал с 20 мая 1937 г. В то время в городе оставался действующим лишь один православный храм; его посещало такое число прихожан, что причащение продолжалось несколько часов. Совсем недавно в районе города, где проживают преимущественно тракторостроители некогда знаменитого ХТЗ, возведен большой и красивый Храм священномученика Александра, архиепископа Харьковского (архитекторы М. М. Киреев, А. В. Ткаченко, П. Г. Чечельницкий). Светло-голубой храм расположен на проспекте Косиора (!), речь в горсовете резонно идет о том, чтобы сменить название проспекта.

Афанасий Богомудрый, Лубенский и всея России чудотворец и покровитель
 
В южном приделе Благовещенского собора именно восседает на троне святитель Афанасий Сидящий, патриарх Цареградский, уроженец (1597 г.) города Рефимна на о. Крит, происходивший из знатного греческого рода Пателлариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов. Блестяще образованный человек, Св. Афанасий после кончины отца принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Был известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых, переводчик с еврейского на новогреческий язык Псалтири, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе. Был святителем среди валахов и молдаван, затем епископом Фессалоникийским (Солунским). В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, был возведен на патриарший Константинопольский престол. После возвращения Патриарха Кирилла пробыл некоторое время на Афоне, один год жил в Италии, где папа предлагал ему принять католичество, обещая возвести в кардинальское достоинство. В конфликте с турками, снова став на Солунскую епархию, святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.
 
 
 
 
Святитель Афанасий Сидящий, патриарх Цареградский
 
Свт. Афанасий посетил в 1653 г. молдавского господаря Василия Лупу и малороссийский Чигирин, где был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким (примерно за год до Переяславской рады, состоявшейся в январе 1654 г.), от которого получил личное поручение к царю Алексею Михайловичу. Документы свидетельствуют о торжественной встрече святителя Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в Москве в апреле того же года. Во время пребывания в Москве по просьбе Русского Царя и Патриарха святитель записал греческий порядок архиерейской литургии, определивший впоследствии тот, что существует в Русской Церкви до настоящего времени. 
 
Некоторые источники полагают, что Свт. Афанасий на обратном пути принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Богдана Хмельницкого. В пути он заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре города Лубны. 25 февраля его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием (Левковичем). Жития свидетельствуют, что когда игумен подошел под патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: «Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить».
 
5 апреля 1654 г. святитель отошел к Богу и был погребен в Преображенском храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам: тело святого в полном облачении и с посохом в руке было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу. За это необычное для России погребение святой и получил впоследствии наименование «Сидящий». Когда, через 8 лет после кончины святителя Афанасия, вскрыли гробницу, то увидели тело патриарха нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох».
 
1 февраля 1662 г. был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти 2 мая в день памяти одноименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.
 
Нетленные мощи стали предметом почитания верующими православной Руси. Слава об исцеляющих мощах Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины и тысячи людей приходили во Мгарский монастырь прикоснуться к мощам в позолоченной гробнице, обильно получая исцеления от недугов.
 
Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах началось изъятие церковных ценностей, и вскоре из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского с требованием изъять гроб Афанасия Сидящего, сделанный из чистого серебра весом в 4 пуда 10 фунтов.
 
В ответ население не только Лубен и его уезда, но и других районов Полтавщины повалило в монастырь, не давая безбожникам приблизиться к мощам святого, окружив собор живым кольцом в десятки тысяч людей. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3-4 часа, а народ ежедневно прибывал. Тогда власти начали в районе монастыря военные учения с пулеметной и артиллерийской стрельбой и криками «ура», прислав до 3 000 солдат и курсантов, но и маневры не смогли разогнать народ. Только с началом уборочной страды люди стали расходиться. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку безбожники отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя, где они вначале хранились в музее.
 
С именем святителя Афанасия также связывают чудотворную икону Божией Матери «В скорбех и печалех утешение», посланную после его кончины на Афон, но вновь принесенную в Россию в 1863 г.
 
Полное именование святого таково: Афанасий III (Пателларий) Сидящий, Патриарх Константинопольский (Цареградский), Лубенский и Харьковский чудотворец, святитель.
 
 
Непогоды  и невзгоды
 
Два урагана посягали на большой соборный крест Благовещенского собора. В ночь с 1 на 2 июля 1974 г. сильным ураганным ветром крест с колокольни Благовещенского собора сорвало. А через 22 года, в самом конце июля 1996 г., во время урагана его погнуло.
 
Однако самый страшный случай произошел 2 июня 1997 г. Этим летним вечером, как полагают, из-за нарушений правил безопасности при проведении сварочных работ загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни собора. У прибывших пожарных машин не хватило длины лестниц и водометов (включая длину струй), чтобы достать очаг возгорания. Водометы лишь поливали храм в рамках достижимого, чтобы горящие падающие предметы не привели к новым возгораниям. Несмотря на все материальные и технические трудности стараниями управляющего Харьковской епархией митрополита Никодима и всех верующих сгоревший купол колокольни был восстановлен (при восстановлении купола после пожара его высота даже несколько увеличилась), и над собором вновь вознесся огромный Святой Православный Крест.