Новости

Канал со многими неизвестными: кому принадлежит «Рустави 2»

Вот уже несколько дней грузинский телеканал «Рустави 2» находится в центре международной политики. Выходка одного из ведущих канала, поддержанная гендиректором, поставила под угрозу отношения Грузии и России. При этом сам канал весьма проблемный с точки зрения собственности

Медиаскандал в Грузии набирает обороты. Одна из собственниц канала «Рустави 2» Нино Нижарадзе потребовала уволить с поста гендиректора канала Николоза Гварамию.

«Мы считаем, что руководитель телеканала осознанно выбрал такую политику», — заявил адвокат Нижарадзе Георгий Кавлашвили.

Его клиентка владеет 9% акций канала. Правда, остальные собственники встали на защиту Гварамии, который в свою очередь ранее защитил одиозного ведущего Георгия Габунию. Последний 7 июля в крайне грязной форме оскорбил президента России Владимира Путина и его покойных родителей, используя нецензурную лексику.

 

 

 

 

Поведение Габунии возмутило грузинское общество. Несмотря на то, что сейчас отношения Грузии и России напряжены, матерная брань и оскорбления покойных родственников российского президента не нашли одобрения у грузин. То, что сказал Габуния, осудила президент страны Саломе Зурабившили, призвав Россию не поддаваться на провокации.

А вот начальник телеведущего — Гварамия поддержал своего подчиненного. Более того, он заявил, что готов мочиться в грузинские вино и минеральную воду, поставляемые в Россию. Тем самым Гварамия невольно подтвердил невысокую репутацию грузинского вина, которое часть пользователей Рунета еще до высказываний гендиректора «Рустави 2» издевательски называла «Минассали», пародируя такие названия, как «Цинандали» или «Ркацители».

Обсуждая выходку Габунии, многие грузинские политики припомнили, с кем на самом деле связан телеканал «Рустави 2».

Уши Миши и украинский след

После того, как в эфире «Рустави 2» прозвучали ругательства, которые могут нанести Грузии многомиллионный ущерб от не поставленной или не проданной в России продукции, местные политики мигом вспомнили, кто связан с каналом.

«Неприемлемые фразы не были заявлением одного журналиста. Это существующая годами агрессия в отношении грузинского народа, которая исходит от «Единого национального движения» (партия, которую возглавляет экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. — Ред.) и их вождя», — заявил премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.

Тем самым он указал того, кому на самом деле принадлежит канал «Рустави 2», по мнению многих грузинских политиков. Впрочем, не только их.

Так, российская телеведущая Тина Канделаки припомнила интересные подробности из истории телеканала.

«Заказчиком всех этих провокаций является Михаил Саакашвили. Он — политический преступник, который, даже не находясь на территории Грузии, продолжает разваливать Грузию. Он делает это стабильно с 2008 года <…> Почему эти шаги столь радикальны? Потому, что 18 июля в Страсбурге этот канал должны забрать у его бенефициара Саакашвили и отдать законному владельцу. И на этом вся эта антироссийская пропаганда на этом канале закончится. Это понимают все», — заявила Канделаки.

Сам же Саакашвили еще после слов Бахтадзе открестился от владения каналом, заявив, что ему «Рустави 2» никогда не принадлежал.

«Нет, никогда не принадлежал. «Рустави» — это потрясающий политический институт. Он принадлежит братьям Караманишвили», — отметил бывший грузинский президент.

Более того, Саакашвили предположил, что руководство СМИ не контролирует то, что происходит на «Рустави 2».

Братья Караманишвили — Георгий и Леван, о которых упомянул бывший грузинский президент, не могут быть ему не знакомы. И дело не только в том, что еще во времена президентства Саакашвили они заполучили канал с охватом 85% территории Грузии. Георгий Караманишвили учился в Киеве, в Киевском институте международных отношений. Сам Саакашвили — выпускник этого же вуза, называл Георгия другом. Братья Караманишвили купили «Рустави 2» в 2012 году. Они и сейчас контролируют канал. Официально собственниками канала являются ООО «Телекомпания Сакартвело» (51% акций), Леван Караманишвили (22%), Георгий Караманишвили (18%) и Нино Нижарадзе (9%). При этом стоит помнить, что 25% доли «Телекомпании Сакартвело» принадлежит братьям Караманишвили, а 50% — Николозу Накопии.

Есть у братьев Караманишвили и бизнес на Украине. На них зарегистрирована компания «Укр-кор трейд», занимающаяся косметикой. При этом адрес регистрации братьев на Украине совпадает — это квартира в Киеве.

В общем, украинский след в инциденте с «Рустави 2» разглядеть можно. Впрочем, права и Канделаки: «Рустави 2» сейчас переживает непростую историю.

 

 

 

 

Обесценить актив, или Суд да дело

Если говорить понятными для украинца или россиянина терминами, то «Рустави 2» — это украинский «5 канал» или российский «Дождь» (или НТВ эпохи олигарха Владимира Гусинского). В 2003 году канал активно включился в освещение «революции роз» в Грузии, в результате которой к власти и пришел Саакашвили. До этого канал не раз пытались лишить лицензии, Министерство госбезопасности Грузии во времена президента Эдуарда Шеварднадзе обвиняло канал в дискредитации спецслужб, а один из журналистов канала — Георгий Саная — и вовсе был убит. Канал даже обвиняли в давлении на Центральную избирательную комиссию Грузии в 2003 году. После победы Саакашвили «подвиги» «Рустави 2» забыты не были.

Примечательно, что нынешний гендиректор канала — Гварамия, прославившийся заявлением о вине и воде, в свое время успел поработать в администрации Саакашвили.

После укрепления власти Саакашвили канал становится откровенно провластным. Несогласный менеджмент выдавливают с «Рустави 2». Так, после того, как в 2006 году канал покинула руководитель информационной службы Эка Хоперия, с ним отказались работать оппозиционные политсилы.

«С сегодняшнего дня мы прекращаем всяческое сотрудничество с этой телекомпанией, мы не придем в студию, не будем давать интервью «Рустави 2» и тем самым попытаемся воспрепятствовать насилию властей в СМИ», — заявил 7 июля 2006 года лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе.

А сопредседатель Республиканской партии Тина Хидашели назвала канал жертвами давления властей.

Что характерно, ушла Хоперия спустя полгода после того, как Кибар Халваши — тогдашний владелец канала — продал 22% акций депутату от правящей партии «Единое национальное движение» Давиду Бежуашвили. Уже после ухода Хоперии, а затем и ряда других журналистов и ведущих, в ноябре 2006 года Халваши продал свой пакет акций компании GeoTrans.

Спустя девять лет — в 2015 году — Халваши подал в суд, заявив, что продать канал его вынудили власти. В результате 2 марта 2017 года Верховный суд Грузии постановил вернуть «Рустави 2» Халваши. Это дело приобрело широкий общественный резонанс не только в Грузии, но и за ее границами. Вмешались в него и Соединенные Штаты Америки, которые со времен победы Саакашвили в результате «революции роз» рассматривают Грузию как свою вотчину.

«Соединенные Штаты Америки с озабоченностью наблюдают за результатами решения, принятого Верховным судом Грузии по поводу телекомпании «Рустави 2», которое может фактически ограничить доступ голоса оппозиции в вещательных СМИ. Медиаплюрализм является важнейшим для демократического роста Грузии и ее евроатлантических устремлений. Мы призываем правительство принять меры для обеспечения того, чтобы медиапространство оставалось свободным, открытым и плюралистическим», — говорилось в заявлении посольства США в Грузии.

А представительство Европейского союза в этой стране заявило, что ЕС «внимательно изучит» решение Верховного суда Грузии.

Тем временем собственники канала подали иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Менеджмент связываемого с Саакашвили канала попытался договориться со старым-новым собственником. Так, Гварамия предложил тому продать канал коллективу телеканала. Ответ Халваши был категоричен.

 

Загрузка...

 

«До тех пор, пока есть угроза Миши (Саакашвили. — Ред.), я никому телекомпанию не продам, чтобы она не попала в его руки», — заявил он.

Теперь же «Рустави 2» становится весьма токсичным активом. Даже если ЕСПЧ примет сторону Халваши, он не сможет в полной мере управлять редакционной политикой канала: любые увольнения, в первую очередь одиозных Гварамии и Габунии, часть грузинского общества воспримет как уступки России, а «коллективный Запад», в первую очередь США, безусловно, заявит о «давлении на свободу слова».

Впрочем, возможно, безобразная выходка телеведущего в отношении президента Путина и имела конечную цель — получить в результате этого своеобразный иммунитет на случай увольнения. Мол, увольняют не за профнепригодность, не в связи с изменением политики и вещательной сетки канала, а за антироссийские выпады. Кто ж в независимой Грузии хочет быть в этом случае «рукой Кремля»?

В общем, Саакашвили пока удается удерживать ценный для себя медиаресурс. При этом он ставит под угрозу благополучие многих тысяч грузин, зависящих от добрых грузинско-российских отношений.

Георгий Лучников

Загрузка...
Загрузка...