Новости

ПЦУ взрывают изнутри: что означает реанимация «Киевского патриархата»

В четверг, 20 июня, в первом и главном храме «Киевского патриархата», киевском Владимирском соборе прошел «Поместный Собор», восстановивший подчиненную Филарету (Денисенко) Церковь. Какие последствия это повлечет для уже существующей с конца прошлого года Православной церкви Украины (ПЦУ), - разбиалось издание Украина.ру

На первый взгляд Филарет проиграл. На его «Поместный Собор» «Киевского патриархата» прибыли лишь несколько священнослужителей, причем только два в сане епископа: представлявший одну митрополию в России, насчитывавшую всего три прихода, архиепископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Шибаев) и его викарный епископ Валуйский Петр (Москалев). Заявленный изначально епископ Фалештский и Восточно-Молдавский Филарет (Панку), судя по сообщению«Би-Би-Си», не явился.

 

 

Все прочие епископы выбрали пребывание в ПЦУ, легализованной через Вселенский патриархат. Тем более произошла уже официальная смена юридических лиц практически всех епархиальных управлений. «Если мы вернемся к первому заседанию Священного Синода — уже в объединенной Православной Церкви (5 февраля 2019 года), — было принято решение о перерегистрации в ближайшее время всех уставов епархиальных управлений, которые существуют в ее пределах, — напомнил 10 мая в интервью «Левому берегу» глава ПЦУ, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко). — В целом это 45 епархий, среди которых сейчас перерегистрировано почти 90%. 40 епархиальных управлений уже внесли изменения — были проведены соответствующие общие собрания, на которых было принято решение о присоединении в состав Православной Церкви Украины с соответствующим решением Министерства культуры. Юридически эти епархии уже находятся в составе Православной Церкви Украины. Есть еще несколько епархий, которые должны внести изменения в свои уставы и показать, что они едины».

Зарубежные епископы поддерживали Филарета лишь потому, что, согласно томосу об автокефалии, ПЦУ не может иметь приходов за пределами Украины.

ПЦУ взрывают изнутри: что означает реанимация «Киевского патриархата»

© bykvu.com

Впрочем, судя по списку заявленных участников, на большее число Филарет и не рассчитывал. И позиции его при этом нельзя назвать слабыми.

Во-первых, как признал в том же интервью Епифаний: «Киевская епархия, которой непосредственно руковожу я, юридически закрепила принадлежность к Православной Церкви Украины. Епархии в составе приходов города Киева, которые были до 15 декабря 2019 года в Киевском патриархате, которой руководит патриарх (Филарет. — Авт.), пока еще нет». А ведь именно в столице находятся самые богатые приходы.

 

 

Во-вторых, продолжает функционировать как юридическое лицо Киевская патриархия (управляющий орган «Киевского патриархата»). 10 мая о том, что, по данным единого реестра юридических лиц, она не находится в процессе ликвидации, сообщили«Украинские новости», а 21 мая подтвердило интернет-издание «Гордон», направившее специальный запрос в Минюст. По данным ведомства, запроса на ликвидацию юрлица так и не поступало.

Собственно, принятое «Поместным Собором» постановление лишний раз подтверждает de jure существующую de facto ситуацию. По словам Филарета, собравшиеся «отменили ликвидацию Киевского патриархата, наоборот — подтвердили существование Киевского патриархата, в том числе как юридического лица, которое владеет имуществом и монастырями, учебными заведениями, которыми он владел до этого».

Как говорится в тексте постановления: «Все монастыри Киева: Михайловский Златоверхий, Феодосиевский, Выдубицкий Михайловский, а также Михайловский Богуславский, как и все парафии (приходы. — Авт.) Киева, принадлежат управлению Киевской патриархии. Киевской патриархии продолжает принадлежать Киевская православная богословская академия, основанная митрополитом Филаретом, заместителем патриарха Киевского и всея Руси-Украины в 1992 году. Украинской православной церкви Киевского патриархата продолжают принадлежать все епархии, монастыри, духовные учебные заведения, братства, миссии, которые зарегистрированы государственными органами как религиозные организации УПЦ Киевского патриархата… К УПЦ Киевского патриархата также принадлежат те заграничные епархии и парафии, которые до этого времени были в его составе». 

 

 

 

Еще один важный аспект: «Украинская православная церковь («Киевского патриархата». — Авт.) продолжает быть владельцем всех средств, всего имущества, или переданного ей государственным органом, или органами местного самоуправления, включая храмы, монастыри, учебные заведения и др. согласно договорам и соглашениям. Все банковские счета являются счетами Киевской патриархии как юридического лица». То есть Филарет оставляет при себе не только продолжающие поступать с приходов и монастырей доходы, но и все аккумулированные за десятилетия. А Епифаний остается в Киеве со своей зарегистрированной Киевской епархией, но без храмов и денег.

Что касается епархий в регионах, то и их Филарет настроен вернуть себе. Об этом прямо говорится в постановлении «Поместного Собора» «Киевского патриархата»: «К Киевскому патриархату могут принадлежать и те епархиальные управления и религиозные общины, которые перерегистрировали свои статуты на Православную Церковь Украины, но желают быть в составе Киевского патриархата».

 

 

Надежды на это небеспочвенны. При объединении двух неканонических Церквей — «Киевского патриархата» и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) — в некоторых регионах бывшие епархии «Киевского патриархата» попали под управление бывших епископов УАПЦ. Это касается прежде всего Черновицкой и Львовской областей. Многие из филаретовского клира будут рады возможности вернуться обратно. Кстати, Филарет сообщил, что на «Поместном Соборе» выбраны два кандидата в новые епископы.

Но главное — любой настоятель прихода, не желающий подчиняться вертикали власти в ПЦУ, сможет перерегистрироваться в «Киевский патриархат» (либо просто не менять регистрацию, если ранее был в нем) и стать de facto независимым. Одно дело жесткая власть епископа, имеющего возможности для управления, и другое дело, если у нового филаретовского епископа будет в регионе лишь несколько приходов, его власть будет сугубо номинальной. А это очень соблазнительно и может породить новую «волну переходов», но на этот раз уже из рядов ПЦУ в восстановленный «Киевский патриархат». 

Владислав Мальцев