Новости

Переписыванию истории в Прибалтике

Историк Армен ГАСПАРЯН рассказал о «лесных братьях», глорификации нацизма в Прибалтике, советской «оккупации» и других больных вопросах в историческом поле стран бывшего СССР

Истоки прибалтийского ревизионизма

У нас очень многие считают, что исторический ревизионизм в Прибалтике начался в 2005–2007 годах. Например, когда в Эстонии переносили памятник «Бронзовый солдат». Это наивное заблуждение.

Прибалтика еще в конце 1980‑х годов сделала очень серьезную заявку на то, что история региона и балтийских республик будет в значительной степени переписана.



http://www.runivers.ru/docandmat/europeww/lit/antiussr/clip_image014.jpg 

Дохлые бандиты.

Сказался фактор балтийской политической эмиграции, которая, вопреки странным и абсолютно глупым заблуждениям советского агитпропа, вовсе не «рассосалась» ни в 1950‑х, ни тем более в 1970‑х годах. Этот фактор существовал и оставил достаточно большое творческое наследие. Очевидно, мы с вами об этом не знали. Мало кто в то время в Москве или в Санкт-Петербурге мог читать литературу на литовском, латышском или эстонском языке. А она, между прочим, была.

При первых симптомах распада Советского Союза поток этой эмигрантской периодики хлынул в Прибалтику. А затем и местные издательства стали замечательнейшим образом печатать эту литературу на русском языке. Для многих остается непонятным, как могло русскоязычное население Прибалтики тогда на всех референдумах проголосовать за независимость? Почему так получилось?

А в Прибалтике была та самая литература, в которой говорилось, что будет построена подлинная демократия и страны Прибалтики станут частью Европы. Конечно, о сопутствующих особенностях этого процесса никто не знал. Русскоязычных просто цинично обманули. А когда появились неграждане — то, что во всём мире называется расовой сегрегацией, — было уже поздно.

Российская Федерация на протяжении минимум 10–12 лет не реагировала в принципе на всё то, что происходило в Прибалтике. Это была невероятно сложная эпоха для России, когда стране каким-то образом надо было выживать и было, по сути, не до внешнеполитических контуров.

Перелом сознания произошел в самом начале 2000‑х годов, когда вдруг выяснилось, что в бывших союзных республиках установилась вполне себе нормальная тоталитарная модель государства, где часть граждан всяческим образом игнорируют, затирают и унижают. И встал вопрос, как же так получилось. И самые въедливые стали изучать историю.

Что знал обычный советский человек? Я вам на своем примере скажу (я из поколения последних комсомольцев). Что мы знали о прибалтах? Что в 1940 году прошел референдум и в братскую семью народов пришли еще три страны. Потом были некоторые незначительные сложности.

Мы все знали, условно говоря, фильм «Долгая дорога в дюнах»: какой-то там «лесной брат» бегал одинокий. И все полагали, что это незначительный процент отщепенцев, подонков и негодяев.

В процессе изучения темы выяснилось, что это вовсе не один человек, а десятки и тысячи людей. Более того, выяснилось, что они всегда были настроены шовинистически по отношению к России, которую воспринимали исключительно как «Империю зла».

Новые старые псевдогерои Прибалтики

Парадокс ситуации. Не будь, условно говоря, России, никакой независимой Прибалтики не было бы в принципе. Страны оказались лимитрофами (пограничными областями, которые должны содержать войска более сильного государства, стоящие на границе — прим. RuBaltic.Ru) после Первой мировой войны. И, казалось бы, питать такую ненависть к России было очень странно, но это происходило. Причем поразительнее всего то, что в 20–30‑х годах при всех этих диктатурах, которые были на территории Прибалтики, русские эмигрантские организации, газеты, Русская православная церковь за рубежом прекраснейшим образом существовали и гонений на них не было.

Всё изменилось в 1940 году. Прибалты затаили невероятную обиду на всё то, что произошло, посчитав это захватом (речь идет о вхождении Прибалтики в состав СССР — прим. RuBaltic.Ru). Было сказано, что данные по плебисциту сфальсифицированы, а голосование проходило под дулами автоматов. Собственно, зачем я вам это рассказываю? Вспомните 2014 год и то, как события в Крыму описываются в западной печати. Примерно так же описывалась история трех балтийских стран в 1939–1940 годах.

И всё было бы ничего, но прибалты увидели единственную, с их точки зрения, защиту — Третий рейх. Понятно, что никаких официальных контактов между Прибалтикой и Германией быть не могло, но по неофициальным каналам работа шла. В частности, самые радикальные политические организации, например «айзсарги», «Огненный крест», «Фронт литовских активистов» и т. д., стали сотрудничать со спецслужбами Третьего рейха. Июнь и начало июля 1941 года — это та самая отвратительная страница в их истории, о которой в Прибалтике сегодня категорически не хотят вспоминать. Вы сами, наверное, знаете, что случилось в Литве, когда местная журналистка написала книгу (книга «Наши» Руты Ванагайте — прим. RuBaltic.Ru) о том, что происходило в июле 1941 года, и ее затравили всеми возможными способами.

В Латвии с этой точки зрения всё еще более запущенно. У них национальным героем считается Герберт Цукурс — знаменитый летчик 30‑х годов, который своими руками построил самолет и совершил перелет в Африку, а потом продолжил свою карьеру карателем. Он был в рижском гетто, но, чтобы никто кошмарами не мучился, обойдемся без подробностей того, что там делал Цукурс. Об этом есть очень много документальных свидетельств, если кому-то интересно.



В Латвии выпущен почтовый конверт. Я его привез в Москву и всем показываю, начиная с депутатов Государственной думы. Там фотография Цукурса и написано по-латышски: «Латыш, когда тебе тяжело, всегда думай о том, что Цукурсу было еще тяжелее». Это официальная политика сегодняшней Латвии.

В Музее оккупации вы с огромным удивлением найдете портреты хороших людей, абсолютно демократичных, гордости Европы. Они, правда, в мундирах с рунами и «мертвой головой» на фуражках, но это ведь ничего не значит. Это знаменитая зондеркоманда Арайса (самое известное подразделение, участвовавшее в убийствах евреев во время Холокоста в Латвии — прим. RuBaltic.Ru). Ее премьерные гастроли состоялись 4 июля 1941 года: свыше 500 евреев загнали в хоральную синагогу в Риге, заколотили двери и подожгли. Выживших не было ни одного человека.

Рядом с этим портретом вы прочтете, что Арайс был хорошим человеком, что просто «азиатские совковые уроды» настолько его озлобили, что Виктору пришлось идти убивать людей.

Такая же история с «Фронтом литовских активистов» (подпольная организация сторонников литовской независимости, существовавшая при поддержке гитлеровской Германии — прим. RuBaltic.Ru), который устроил в тех же числах июля такую резню евреям, что даже немцы вздрогнули. Хотя казалось, что их удивить было очень сложно.

Поэтому достаточно забавно наблюдать, кто из них больший демократ: латыши, западные украинцы или литовцы. В этой связи я не понимаю, чем они меряются. Количеством истребленных в первых числах июля 1941 года людей?

Литовцам очень сильно не повезло. Латышей и эстонцев можно было каким-то образом онемечить, а тех, кого нельзя было онемечить, выселить согласно плану «Ост». (Курляндия должна была быть заселена подлинными арийцами.) Литовцев вообще считали недочеловеками: они были в одном ряду с поляками, недалеко ушли от цыган, славян, евреев и т. д. Именно по этой причине литовцев не удостоили чести создать свою собственную дивизию СС. У латышей был свой легион; туда, кстати, вошли все полицейские части Третьего рейха — вспомогательная полиция. У эстонцев тоже был свой легион.

Но воевать у этих легионов в чистом виде не очень получалось. Эти части замечательно могли сжечь деревню, расстрелять заложников, казнить детей.

О чём здесь можно говорить, если даже в архивах Нюрнбергского военного процесса над преступниками Третьего рейха есть документ — показания поручика Русской освободительной армии генерала Власова. Согласно этому документу, Власов говорит, что он был потрясен тем, что вытворяли латыши: они истребляли деревню за деревней и говорили при этом, что хотят уничтожить как можно больше русских.

Части эти были, естественно, на фронте незначительное время. Судьба их печальна: они были очень быстро разгромлены.

Об ошибках Советского Союза, мифах и «лесных братьях»

Все вы, наверное, видели трансляции 16 марта из Латвии. В августе, наверное, покажут очередной слет легионеров СС Эстонии. Откуда они в таком невероятном количестве? Дело всё в том, что подавляющее большинство этих самых легионеров, пройдя инфильтрационную комиссию, было тут же поставлено в строй советской армии. Они продолжили войну уже в форме солдат и офицеров РККА. Некоторые латышские легионеры даже охраняли Нюрнбергский военный трибунал со стороны союзников. Представьте, эсэсовцы охраняют процесс над СС.

https://farm9.staticflickr.com/8592/16466148090_6a525aa6b5_o.jpg



Потом последовали амнистии. Те, кто постарше, помнят, что в СССР обожали к годовщине Победы, ко дню рождения Ленина, годовщине Октябрьской социалистической революции амнистировать всех этих людей. В результате они прекрасным образом сохранились. А в конце 80–90‑х годов наступил их звездный час. Естественно, что именно эти люди приняли самое деятельное участие в так называемом историческом ревизионизме. Что это означает?

Было три страны с молочными реками и кисельными берегами. Жили они не тужили, но «проклятый азиатский Мордор» в какой-то момент «вторгся» и «закабалил» их. А потом пришли союзники-немцы в 1941 году и освободили Прибалтику.

Да, было совершено некоторое количество неблаговидных деяний, но они, в принципе, укладывались в канву европейской политики той эпохи. «Никаких дивизий СС не было, это были части национальной армии; просто они должны были где-то служить, а поскольку служить было особенно негде, их приняли в СС. Но на самом деле они держали фигу в кармане и Гитлера не любили».

После окончания войны выживший контингент, соответственно, решил, что нужно продолжить борьбу с оружием в руках. И отсюда появляется история «лесных братьев». Я думаю, что не осталось человека, который бы не смотрел ролик, снятый НАТО. Наш МИД принял участие в полемике и, к моему огромному удивлению, порекомендовал всем желающим послушать программу с моим участием на радиостанции «Вести FM». Хотя я там очень тезисно обозначил основные болевые точки, связанные с деятельностью «лесных братьев», это всё-таки была не научная конференция.

Естественно, что «лесные братья» — это сейчас национальные герои в Прибалтике. Пока меня еще туда (в Прибалтику — прим. RuBaltic.Ru) пускали, я привозил оттуда значительное число «макулатуры», посвященной этим удивительным людям. Интересно, что про «лесных братьев» в Прибалтике книги на английском языке есть. Пожалуйста, это для туристов. Про Эстонский и Латвийский легионы СС литература только на местном языке. И не дай бог какой-нибудь англичанин, немец, француз откроет книгу и схватится за сердце. Про «лесных братьев» книги будут продаваться в самых крупных книжных магазинах, а про легион СС — в строго определенных местах, которые нужно знать. Обычный посетитель, турист в Латвии, Эстонии, Литве ничего подобного не найдет.

Построен миф, что «лесные братья» — это замечательное демократическое формирование. Да, они боролись не совсем парламентскими методами, но боролись против «оккупантов». А что есть «оккупанты»? Это солдаты и офицеры советской армии, солдаты Внутренних войск МГБ, милиция, партийные и несчастные девочки-учителя, которых по распределению туда отправляли.

Девочки-учителя, собственно, составляли самый большой процент убитых в Прибалтике и на Западной Украине. Конечно, никто не говорил в советской печати или на московском радио о том, что на самом деле происходит в Прибалтике. Все думали, что там мирная жизнь. Приезжали несчастные девушки, которых потом убивали, но давайте обойдемся без подробностей. Обо всём этом можно узнать, но детям, женщинам, людям с неустойчивой психикой крайне не рекомендую, потому что подробности весьма кровавые, а следственные документы безжалостно их фиксировали. Потому что на тот момент никто не собирался это публиковать.

Правда состоит в том, что, например, в Литве 80% жертв «лесных братьев» — это вовсе не буряты, чеченцы, русские и кто угодно другой, это сами литовцы. Потому что многие просто хотели мирной жизни.

Что мы с вами знаем о войне? По фильмам. А люди через это прошли и хотели просто жить. Жизни им как раз и не давали. Попытка встроиться в мирное русло, забыть о тех ужасах и кошмарах, которые были с 1941‑го по 1945 год, этой публикой («лесными братьями» — прим. RuBaltic.Ru) воспринималась как жесточайшее предательство, и человек подлежал смертной казни. Абсолютно такая же методика действий была на западе Украины.

Обо всём этом в прибалтийских изданиях вы не найдете ни строчки. Это очень невыгодно вспоминать. Выгодно создать миф о том, что «мы были хорошие и пушистые, а пришли злые враги-москали и начали нас убивать и уничтожать». Реальность, повторяю, была несколько иной.

«Промахи» Нюрнбергского трибунала

Возникает следующий вопрос: «Что делать в этой связи?» Потому что в трех странах построена своя очень своеобразная историческая модель, которая является, во-первых, злостной фальсификацией истории, во-вторых, противоречит вердикту Нюрнбергского военного трибунала. Кстати, именно по этому поводу идет вечное «бодание» между Москвой и Прибалтикой. Мы тут сами во многом виноваты, и это надо признать.

Дело в том, что Нюрнбергский военный трибунал не рассматривал преступления иностранных дивизий СС и кавалерийских частей. Именно по этой причине в вердикте ничего не сказано по поводу эстонцев, латышей, западных украинцев и т. д.

Осудили саму систему, осудили организацию СС, а эту публику отдельным пунктом не внесли. Во многом потому, что в Советском Союзе была удивительная история об интернационализме, братской семье народов, в которой если и есть подлые отщепенцы, то их мало.

Никто ведь не думал тогда, что пройдет 45 лет, единая страна распадется и Россия получит этот ворох проблем. Наивно полагать, что он связан только с прибалтами и западными украинцами: такие же процессы идут в Молдавии, были в Грузии, есть националистическая прослойка в братской Беларуси и т. д. И националисты как раз оперируют тем, что это тоже часть истории наших стран, что коммунисты им лгали и построена неправильная схема. На этом прибалты сегодня и паразитируют.



Что делать? Вся надежда на господ-журналистов

Как этому сегодня можно противостоять? Это самый главный и сложный вопрос. Наверное, можно делать вид, что всё это ерунда, пускай они там варятся в собственном соку. Потому что обреченность экономик Прибалтийских стран всем абсолютно очевидна.

Есть даже анекдот, что последний латыш, который покинет Ригу, должен погасить свет в аэропорту. Такая же проблема существует в Литве и Эстонии.

Кто-то говорит: давайте собирать межпарламентские комиссии и общаться с прибалтами, мы будем аргументы какие-то приводить, а они нас будут слушать. Прибалты прям разбежались!..

Я приведу вам один замечательный пример. Было это в 2012 или 2013 году, эти удивительные люди из Латвии решили презентовать в Москве очередной фундаментальный труд о том, как их «оккупировали», «геноцидили», «истребляли» и как они «боролись за свободу».

Два человека попытались прийти на это мероприятие. Я позвонил организаторам, чтобы меня аккредитовали. На что мне было сказано, что таких, как я, они видеть не хотят. Повторяю, это в Москве. Естественно, что после того, как эта эстрадная акция была проведена с небезызвестным Александром Дюковым, мы подняли большую бузу по этому поводу. В результате это чудесное мероприятие не было проведено.

Это к вопросу о том, что межпарламентские способы, научные конференции и т. д. ровным счетом ничего не дадут. Никто не будет слушать. Подавляющее большинство людей, которые могут что-то внятное рассказать по поводу Прибалтики, давным-давно «забанено» там. То, что мы говорим здесь, зачастую будет игнорироваться прибалтийской политической публикой.

Что остается? Наверное, рассчитывать только на коллег-журналистов, которые будут доносить позицию страны и историческую правду до Балтийского региона. Дело в том, что в Прибалтике крайне внимательно следят за тем, что происходит в информационном поле.

Памятники, интересная «макулатура»

В Прибалтике строят и открывают памятники карательным подразделениям. Представьте, что кому-то пришла в голову идея на территории Германии поставить памятник, условно говоря, солдатам первой дивизии СС, мотивируя это тем, что, согласно оксфордскому научному мнению, эта часть была одной из самых стойких в мировой истории. Не надо объяснять, что после этого вы с этой инициативой окажетесь в тюрьме, где проведете следующие семь-десять лет.

А когда вы выйдете на свободу, то будете находиться под неусыпным контролем полиции. И после вашей следующей выходки вы получите просто больший срок. В Германии всё это идеально отточено. А в Прибалтике — пожалуйста, памятники такие существуют. В Таллине стоит памятник местному легиону СС, в Риге есть памятник, в Литве тоже с этим всё хорошо.

Остается только одно — рассказывать правду. Если мы будем молчать, схема эта будет и дальше развиваться, обрастать дополнительными подробностями.

Недалек, наверное, тот час, когда выяснится, что евреев уничтожали русские, а вовсе не латыши, литовцы и эстонцы. Я думаю, они сейчас на этой ниве и будут работать, пытаясь доказать, что это были переодетые подразделения диверсантов НКВД, а те документы, которые существуют, — это не более чем подделка путинских пропагандистов.

Я сейчас абсолютно не шучу, потому что мой хороший друг Руслан Панкратов привез мне книгу про «детский оздоровительный лагерь», не удивляйтесь, «Саласпилс» — лагерь смерти, о котором все знали в Советском Союзе. Согласно книге, это был «детский оздоровительный лагерь», в котором манной кашей кормили, в баскетбол с детьми играли и всё хорошо было. Эта замечательная книга построена на дневниках двух надзирателей. Не на тех документах по Саласпилсу, которые известны, а на дневниках надзирателей.

Из Эстонии я привез очень толстую книгу на эстонском языке (в серии их четыре) о кавалерах Рыцарского креста Эстонского легиона СС. Читаешь и понимаешь, что «Сага о Зигфриде» отдыхает. Такие сплошь положительные люди. При этом там нигде не уточняется, чем занимался Эстонский легион СС: просто солдаты, как и все остальные. С такой точкой зрения можно жить и даже обманывать местное население.

Любой желающий ознакомиться с деятельностью легионеров СС не обязательно должен ехать в Москву — можно поехать, как настоящие европейцы, во Фрайбург, в Военный архив Германии. Там можно посмотреть все документы по этому поводу.

Кстати говоря, в Германии все документы многократно издавались. У немцев вызывает удивление, что по этой теме возможна какая-либо полемика в Прибалтике. Когда немцам рассказываешь, что происходит в Прибалтике, они говорят, что такого быть не может. Потому что в их газетах молчат об этом, по телевидению не рассказывают. А теперь еще и игровой ролик НАТО появился, европейский обыватель понял, что это были всего лишь борцы с тоталитаризмом.

Кто будет вспоминать о десятках тысяч жертв? Они никому не интересны: ни русские, ни евреи, никто, кого эта публика методично истребляла на протяжении нескольких лет. Они выпали из истории, их не существует. Их помним только мы.

Тяжелейшая ошибка Советского Союза была в том, что говорить о Холокосте очень не любили. У нас «Черная книга» была издана только 3 года назад. Хотя ее написали здесь очевидцы этих событий. А на Западе она вышла давно, и там все знают, что происходило. В СССР же старались этот факт замолчать, хотя те евреи, которых истребляли летом 1941 года в Литве и Латвии, были гражданами Советского Союза.

Много ошибок было сделано политическим руководством СССР. Часть из них мы вынуждены сегодня наблюдать и каким-то образом стараться противостоять их последствиям. Противостоять, вне всякого сомнения, нужно, потому что мы заплатили за победу над нацизмом, в том числе над нацизмом прибалтийским, очень страшную цену — 27 миллионов бесценных человеческих жизней. Если мы начнем об этом забывать, то рано или поздно у нас вырастет поколение, которое предложит взглянуть по-новому на те события. И фундамент для этого существует.

Не только прибалтийская или западноукраинская эмиграция составила гигантское число работ по этому поводу, русская эмиграция — тоже.

У меня в коллекции есть книга, где в первых строчках отмечается, что «нравственный подвиг» генерала Власова не нуждается в какой-то реабилитации. Если не будем об этом говорить, это всё придет сюда, тем более что схема отлажена.

Четырнадцать с половиной килограммов литературы я вывез из Эстонии из издательства «Гренадер». Директор чуть не плакал от восторга: я, по-моему, был первый посетитель за полгода. Он мне еще кучу бонусов надавал: игральные карты, календарь.

Календари с плакатами легиона СС действительно существуют, и это достаточно доходный бизнес. В 1990‑е выпускались обложки для паспортов, школьные тетради, игральные карты, магниты на холодильник.

Если на это всё не отвечать, то рано или поздно оно придет к нам. Тем более что деятельность подобного рода всячески поощряется в Прибалтике и не только.



Нельзя впадать в уныние, нужно симметрично и асимметрично отвечать на наболевшие вопросы и перестать стыдиться. Чувства стыда в политике, на мой взгляд, быть не должно. За свой стыд мы сейчас расплачиваемся. Нам было стыдно говорить о многих вещах, за что мы и получили. Разумный человек должен на неудачах наживать моральный капитал. Надеюсь, что именно это всё-таки и произойдет.

— Г‑н Гаспарян, без героев строить страну сложно. Кого могли бы сделать героями Прибалтийские страны, если не «лесных братьев» и не красноармейцев?

— С этой точки зрения, никого. Арнольд Мери — первый эстонец, который получил Героя Советского Союза. Не нужно, наверное, рассказывать, что с ним сделали в годы независимости. Как героя его в Эстонии, естественно, не воспринимают.

Поймите, при парадигме, которая отрицает значительный пласт собственной государственности, единственные, кто может быть национальными героями, — это всевозможные палачи и прочая шушера.

https://i.ytimg.com/vi/WEPgqEtfphg/maxresdefault.jpg

Какие деятели культуры там могут быть? Для справки, первый хор Эстонии был открыт в 1946 году «кровавыми азиатскими деспотами». До этого почему-то в прекрасной буржуазной Эстонии хор был не нужен народу. Пришли русские и зачем-то сделали им хор. В Латвии и Литве — то же самое.

Если бы они не отрицали советский опыт, тогда бы у них были десятки и сотни нормальных национальных героев. А если создатели заводов VEF (производитель товаров электротехники и электроники в Латвии — прим. RuBaltic.Ru) и РАФ (завод в Латвии по производству микроавтобусов — прим. RuBaltic.Ru) — это оккупанты, то кто остается? Только «лесной брат» какой-нибудь, который насиловал, сжигал, расстреливал и убивал.

Если бы прибалты были умнее, то уже давно нашли бы себе нормальных героев, в том числе военных. С этой стороны совсем проблем нет. Первая мировая война. Вся Европа, где культ этой войны, будет вам рукоплескать. Те же самые латышские стрелки если бы были. Но они прибалтов тоже не интересуют. В их музее теперь Музей оккупации. То есть всё как положено.

— Численность вооруженных соединений, воевавших на стороне Германии, была крайне небольшой: в Литве — 30–40 тысяч, в Эстонии — 7 тысяч на миллионную страну. В то же время в России нечасто говорят о том, сколько эстонцев, литовцев и латышей служило в Красной армии. Что делать с тридцатью Героями Советского Союза из этих стран? Может быть, нам стоит подчеркивать, что эти три прибалтийские народности участвовали в войне по большей части на стороне Красной армии?

— В СССР всё это было. По каждой из республик большие «кирпичи» выходили, например «Вклад латышского народа в победу в Великой Отечественной войне». Это были многотомные издания.

Опять поднимаем тот же вопрос. Мы боремся со злом. Здесь в паре километров «Библио-Глобус» (сеть книжных магазинов — прим. RuBaltic.Ru), зайдите туда и найдите хоть одну книгу по этой теме. Упростим задачу: попробуйте найти издания за последние 15–20 лет.

У нас парадоксальная ситуация. Мы боремся со злом, но непонятно как. Если мы выйдем сейчас и 100 человек опросим, кто такой Арнольд Мери, вы думаете, хотя бы трое нам скажут, что это Герой Советского Союза? В лучшем случае нам ответят, что это персонаж «Острова сокровищ» Стивенсона — пират Джордж Мерри.

Не издаются книги, книги не пишутся, тема не изучается. Каким образом люди должны получить знания? Депутат Госдумы не полезет на сайт alib.ru и не будет там искать издания 67–68 года, а отправит своего помощника в ближайший книжный магазин «Москва». Там помощник увидит дулю с маком — на этом тема закончится.

У нас ничего не написано ни по легионам СС, ни о прибалтах в рядах Красной армии. Про противодействие «лесным братьям» у нас существует один сборник документов на 300 страниц, вышедший «гигантским» тиражом в 500 экземпляров. Подавляющее большинство людей эту книгу даже в глаза не видело. Потому что она странным образом (этого никто не может объяснить) продавалась только в ведомственных учреждениях. Если бы меня в тот день судьба не привела в одно здание в Москве, где я в палатке с удивлением обнаружил эту книжку, то я бы знать о ней не знал. Ни один из моих знакомых не знал об этой книге, потому что она не продавалась в магазинах. Для кого всё это делается? Напрасный труд. А вы говорите о Героях Советского Союза.



Кто этим должен заниматься?

Либо государственные исторические организации, тогда большой привет Институту российской истории, Институту военной истории. Либо этим должны заниматься подвижники какие-нибудь, которым государство должно выделять гранты. Но у нас ни первый, ни второй вариант не работает.

Добровольно этим заниматься никто не хочет. Вы же не можете про того же Мери писать только на основе советских архивных документов, которые в России находятся. Вам надо еще за границу поехать и поработать с тем фондом. За свой счет мало историков туда наездится.

И подобный тупиковый подход не только с Прибалтикой. С Украиной то же самое. В Украине говорят, что все украинцы воевали в ОУН УПА (Украинская повстанческая армия, действовавшая на Западной Украине с 1942‑го по 1954 год — прим. RuBaltic.Ru). У нас за три последних года не появилось ни одной книги о вкладе украинского народа в разгон нацизма.

Десять лет назад были бодания с Грузией. Грузины запустили книгу «Грузинский легион вермахта» — привет передали в Россию. У нас в ответ что-нибудь прозвучало? Сборник «Грузины — Герои Советского Союза» выпустил кто-нибудь? Нет. А зачем?!

Это системная ошибка, к сожалению. Я надеюсь, что это можно исправить. Я всё, что в моих силах, по этому поводу делал и делать буду. Если будет в одном из издательств запущена книжная серия «Гаспарян рекомендует», то в числе первых я туда поставлю те книги, о которых говорил.

Вы знаете, что у нас книга о Рижском процессе была впервые издана в 1946 году, с тех пор ее никто не переиздавал? Эту книгу в руках единицы людей держали — это катастрофа, ошибка, которая идет из Советского Союза.

— Как русскоязычный гражданин Латвии, наблюдаю, что русские школьники и молодежь Латвии всё меньше знают реальную историю своей страны, в том числе то, что касается выступлений «лесных братьев». В латвийских школах преподают по ультранациональным программам обучения. Не кажется ли Вам, что России стоит обратить внимание на эту категорию соотечественников? Можно было бы издать хотя бы малым тиражом альтернативное учебное пособие для школьников по истории Прибалтики во время Второй мировой войны?

— Издать можно даже большим тиражом. Дело за малым — это пособие написать. Пока я не очень понимаю, кто будет этим заниматься и будет ли вообще. Проблема состоит в том, что у нас целый ряд ведомств занимается работой с молодыми соотечественниками, но непонятно, с кого результаты спрашивать. То ли с академических ученых, то ли с организации «Россотрудничество», то ли с отдела МИД. Что-то делается по каждой из этих линий, а воз и ныне там. Делается достаточно много, но это, к сожалению, не приносит желаемого результата, чем, конечно же, пользуются.

Если будет книга, продвигать ее нужно средствами мягкой дипломатии. Она через пару недель после издания должна появиться в интернете, о ней должны говорить профильные СМИ. Тогда об этой книге в Прибалтике тут же узнают, скачают и будут читать. Так было с книгой «Холокост в Латвии». Ее там «прессанули» пришлось выпускать ее в России.

— Исторический ревизионизм — это объективное внутреннее явление для стран Балтии или привнесенное извне намеренно?

— Извне, конечно. Политические и другие миграции в тесной спайке с соответствующими фондами и структурами, аффилированными с Госдепартаментом США, разрабатывали целые программы. Точно так же, как история так называемого Голодомора, которая была написана в рамках специальной программы к 70‑летию революции 1917 года. Одна и та же схема. Без финансовой подпитки, без вложений никакая идея работать не будет.

— Один из столпов национальной политики прибалтов — это вопрос советской «оккупации». Можете аргументированно представить свою позицию по этой проблеме? Была ли советская «оккупация» или нет?

— Пункт первый. Оккупацию нужно заслужить.

То, что произошло в 1940 году, — это не оккупация. Оккупанты нигде не строят заводы, не развивают сельское хозяйство и не создают национальные хоры. Третий рейх на захваченных территориях хоры не создавал.

Прибалтика вошла в состав Советского Союза по плебисцитам, которые там проходили. Все разговоры о том, что всё это было незаконно и под дулами автоматов… Я призываю жителей Прибалтики отправиться в местные библиотеки и архивы, поднять подшивочки своих местных газет, посмотреть, что писала местная печать по поводу влиятельности местных коммунистических партий, настроения пролетариата и т. д.

Оккупация подразумевает, что у вас какие-то земли забирают. Германия, зайдя в Чехословакию, кое-что забрала, и от Польши — тоже. А вот советский подарок Литве город Вильно — это оккупация? Мне кажется, что нет.

https://www.rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/17082017-perepisyvaniyu-istorii-v-pribaltike-nuzhno-otvechat-chast-iii/



Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...