Новости

Временный глава СБУ Баканов считает «112» и NewsOne террористами. Что здесь не так?

Бывший глава предвыборного штаба Зеленского и нынешний врио главы СБУ Иван Баканов объявил каналы «112 Украина» и NewsOne террористами. Почему так действует ближайший соратник президента Зеленского?

Это решительное заявление прозвучало в сообщении официального сайта СБУ от 8 июля. Таким образом СБУ, подумав, отреагировало на идею провести телемост между NewsOne и каналом «Россия». В сообщении говорится буквально следующее:

«Вместе с тем на заседании СНБО предлагается в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 04.10.2018 № 2589-VIII (инициировано СБ Украины в октябре 2018) принять решение о применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) к юридическим лицам, которые осуществляют вещание под логотипами «112 Украина» и «NewsOne» и ввести их в действие соответствующим Указом Президента Украины».

Круг субъектов, на которые могут распространяться такие ограничительные меры, определен украинским законом «О санкциях» (ст. 1 ч. 2). Закон так описывает подсанкционных героев: «Санкции могут применяться со стороны Украины в отношении иностранного государства, иностранного юридического лица, юридического лица, находящегося под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность». Это значит, что под санкции могут попасть прежде всего иностранцы без гражданства и иностранные физические и юридические лица, что соответствует мировой практике. Выходит, что государство Украина не имеет никакого юридического права подвергать санкциям своих собственных физических и юридических лиц: для их наказаний существуют суды.

 

 

Впрочем, закон позволяет применять санкции и к украинским субъектам, но только в случае, если они осуществляют террористическую деятельность, а также если они находятся под контролем иностранцев и лиц без гражданства.

Принимая в октябре 2018 года это постановление, депутаты, однако,  не утверждали, что телеканалы «112 Украина» и «NewsOne» находятся под  иностранным контролем. Об этом нет ни слова ни в тексте документа, ни в пояснительной записке к нему. 

Получается, что обвинить каналы можно только в терроризме. Но тут дело другое. В преамбуле постановления сказано: «констатируя, что в деятельности юридических лиц, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Постановлению (то есть каналов «112 Украина» и NewsOne — П.С.), присутствуют системные признаки наследования дискурсивным практикам российской имперско-шовинистической пропаганды, на постоянной основе фиксируются проявления пропаганды и распространения идеологии терроризма».

Однако при Порошенко терроризма в деятельности этих каналов так и не нашли. В решении СНБО от 19 марта о новых санкционных списках, введенном в тот же день указом президента, говорилось: «Службе безопасности Украины завершить проверку наличия в деятельности юридических лиц, указанных в приложении 1 к Постановлению Верховной Рады Украины от 4 октября 2018 № 2589-VIII "Об одобрении предложений по применению персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)", оснований для применения санкций согласно части второй статьи 1,  и статьи 3 Закона Украины "О санкциях", в частности осуществление террористической деятельности».

 

 

Из глагола «завершить» следует, что за прошедшие после  постановления Рады пять с половиной месяцев СБУ уже стала искать основания для объявления санкций.  Искали прежде всего терроризм, искали старательно и долго и — надо же так опростоволоситься! — до сих пор не нашли. Не нашли терроризма даже в последние два месяца каденции Порошенко, хотя в этот момент поиски перешли в стадию истерики. Нашли бы хоть что-то, и об этом немедленно узнал весь мир. Но, увы, не сложилось.

И вдруг все изменилось. В СБУ пришел не профессионал, не служивший в армии Баканов и оляля! — за полтора месяца выяснилось, что «112 Украина» и NewsOne  занимаются терроризмом.

Впрочем, напрямую СБУ таких обвинений еще не выдвигала. И наверно, не предлагала бы созвать СНБО, не возникни идея телемоста. Вероятно, ее руководитель так и не знает, на каких основаниях вводятся санкции. Во всяком случае, сообщение пресс-службы о его реакции на телемост удивительно непрофессионально, ибо демонстрация незнания законов и легко проверяемых  фактов — это как раз непрофессионализм.

Так, в приведенном в начале нашей статьи отрывке говорится, что постановление Рады инициировано СБУ. Эта же мысль повторяется и в другом месте пресс-релиза: «Напомним, что при содействии СБУ и общественных активистов телеканалы «NewsOne» и «112 Украина» включены в санкционный список Постановлением Верховной Рады Украины от 04.10.2018 №2589-VIII».

Однако опять-таки если взять и текст постановления, и пояснительную записку к нему, и стенограмму Верховной Рады, нигде нет ни слова о роли Службы безопасности в принятии этого документа. Напротив, депутат Мустафа Найем в ходе дебатов упрекал ведомство в бездействии.  Да, допустим, мы чего-то не знаем, и на самом деле СБУ решила тогда не засвечивать свою роль в принятии постановления. И все же зачем ей надо было действовать так хитро, через Раду, если по тому же закону о санкциях  она сама может вносить предложения об их введении?

И  главная странность — никакого внесения каналов в санкционный список в октябре 2018, о чем торжественно говорится в пресс-релизе СБУ, не было и быть не могло, достаточно посмотреть текст  парламентского постановления. И вообще санкционные списки — это перечни физических и юридических лиц, на которые распространяются санкции, и которые утверждаются только одним способом: указом президента на основании решения СНБО. И если  они уже есть в таком списке, то зачем созывать СНБО, чтобы их еще раз туда вносить? Получается ерунда какая-то!

Не слишком ли много ляпов для пресс-релиза объемом на страничку? Впрочем, с таким стартом СБУ при Баканове несложно будет обойти достижения его предшественника вроде чудесного воскрешения Бабченко.

И напоследок о другом  ведомстве и другом основании для введения санкций. 8 июля генпрокурор Юрий Луценкозаявил, что имеет информацию о том, что «конечным бенефициаром, владельцем NewsOne является кипрская компания, руководителями которой являются соответствующие граждане Республики Кипр. Один из них является одновременно соучредителем другой кипрской компании, которая является совладельцем российского ПАО "Промсвязьбанк"», через который осуществляется финансирование оборонного заказа России. «С моей точки зрения, это достаточная информация для того, чтобы СНБО принял санкции к этому телеканалу» — резюмировал он.

 

Загрузка...

 

Как известно, собственник канала депутат Тарас Козак тут же опроверг это утверждение, обнародовав выписку из государственного реестра, где черным по белому прописано его единоличное владение каналом.

Однако я хочу обратить внимание на другое обстоятельство. NewsOne нельзя  привязать к «Промсвязьбанку» через кипрского или любого иностранного гражданина, ибо данный банк сейчас целиком является государственной собственностью. Полтора года назад в него ввели временную администрацию в связи с угрозой банкротства, а 28 марта 2018 акции банка были переданы в казну России.

Пётр Сафонов

Загрузка...
Загрузка...