Аналитика

Быть или не быть автокефалии?

Церковь образно именуют кораблем спасения. И каким бы ни был большим этот корабль, как бы ни был он вооружен и укреплен бронированным корпусом вековых догматов, атомным двигателем апостольского преемства, парусами дипломатии в запасе, и как бы ни была велика и благородна ее миссия, но с законами физики приходится считаться.

 

Так как Церковь – это богочеловеческий организм и земная ее составляющая в те или иные исторические моменты дает о себе знать. И одним из наиболее болезненных симптомов для Церкви являются внутренние разделения и споры о том, "кто из нас больше" (Мк. 9:46-49). Если вратам ада не удается победить Христову Церковь через силовые методы, то в ход идет более изощренная и в разы эффективная методика: разделяй и властвуй.

И сегодня ненавистная рознь мира сего вновь пытается разделить и разломать Тело Христово (Еф. 1:22-23). И те, кто, казалось бы, должны быть на страже единства Церкви, охранять и оберегать народ Божий и привести его в "меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13), своими делами и словами вызывают бурю при ясном небе. Константинополь вновь пытается примерить на себя папскую тиару. Вопреки как древним канонам (См. 2 правило 2 Вселенского константинопольского собора), так и элементарной корпоративной этике, константинопольский патриарх Фарфоломей II полон решимости предоставить самостоятельность украинской церкви. Точнее той части раскольнического объединения вокруг бывшего экзарха, а ныне главы никем не признаваемо Киевского Патриархата УКП, которая до недавнего времени в серьез не воспринималась ни одним из 15 поместных православных церквей.

Специалисты и эксперты пытаются предугадать, чем всё это обернется для мирового православия, России и Украины. Глава ОВЦС митрополит волоколамский Иларион дипломатично и аргументировано изъяснился перед СМИ об официальной позиции РПЦ МП. В частности, он заявил, что в случае предоставления автокефалии наша Церковь разрывает все дипломатические контакты с Фанаром. Однако, как уточнил глава ОВЦС, евхаристическое общение прервано не будет. То есть, все таинства признаются действительными, так что крестить и венчать и причащаться миряне друг у друга, как греки, так и русские (условно говоря) могут без препятствий.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Попробуем оставить внешнюю событийную сторону разворачивающихся действий и всю совокупность очевидных её политико-экономических и иных факторов и вооружимся Словом Божьим, которого остро не хватает в заявлениях официальных представителей.

Церковь, по слову св. апостола Павла – это "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Её истинность утверждается не в чинах, орденах, не количеством епархий, епископов (то есть приемников апостольского служения) и не древностью. Иерархи любят приводить слова того же св. Павла и других, что они являются приемниками апостолов уже по факту своего высокого положения в Церкви. Однако тот же Павел, говоря о своём апостольском достоинстве, подчеркивает, что "печать моего апостольства – вы в Господе" (1 Кор. 9:2).

То есть признак реального, неформального апостольства и епископства – это сами люди, паства епископа и их живая, преображающая жизнь вера во Христа. Здесь и речи не может идти о том, кто первый, а кто второй. Ни о каких первенствах чести, власти и силы не может быть и мысли. Эти попытки пресекал Сам Иисус, когда его ученики ссорились из-за подобных вещей: "князья народов господствуют над ними и вельможи их властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто из вас хочет быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20:25-28).

Иначе говоря, Церковь тогда является таковой и все её члены, от патриарха до сторожа, тогда входят и составляют Тело Христа, когда дух жертвенной любви и смирения мотивирует мысли, слова и дела людей. Конечно, ни в каких канонах и правилах не напишешь, что надо любить друг друга больше, чем себя и иметь голову на плечах. Каноны, которыми так охотно препарируют Москва и Константинополь как раз и являют ОЧЕ-ВИДНОСТЬ оскудения той самой любви, которую Иисус Христос назвал единственным верным критерием и свойством Своих истинных учеников (Ин.13:35; Мф.24:12).

 

Глядя на события нынешних дней, с печалью и страхом признаешься собственной совести, что до Христа и Его Слов во всей этой драматургии церковных чинов, диптихов и автокефалий, как чукче до Альфа Центавры.

фото: news.ru / Патриарх Константинопольский Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Севак Мирабян - религиовед