История

Как английский врач русофоб доказал единство русских

«Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают

правды, они заполняют пробелы домыслом»

Бернард Шоу

 

  Известно, что русофобия это не просто боязнь русских, это хорошо выстроенная идеология, система взглядов, основанная на неприязни  и враждебном отношении ко всему русскому. Термин появился в середине XIX века, хотя русофобия существовала достаточно давно. Например, в  «Истории» византийского придворного клирика Льва Диакона (последняя треть X века) так описывается дружина князя Святослава Игоревича (942 – 972 г.г.), воевавшего с византийским войском у болгарского города Доростола: «…Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев  , а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство». Вот так, Русь только-только начала становиться на ноги, а ее тут же стали наделять «врожденными» дикими качествами.

Но, конечно же, больше всего в русофобии поусердствовала Европа (чем собственно, она до сих пор и занимается). Не будем останавливаться на причинах, но скажем, что европейцам всегда было крайне выгодно выставлять русских жестокими, развращенными, лживыми, дикими, упрямыми, недружелюбными, а также сильно пьющими.

Но одно дело, когда подобные выдумки рассказывают иноземцы, другое дело, когда их повторяют «евроориентированные» соотечественники. Помимо того, что «обезьянничать» это просто неприлично, доморощенных русофобов, как правило, ждет масса неприятных неожиданностей. 

За одним из таких примеров обратимся к свидетельствам английского врача Сэмюэля Коллинза, который с 1659 по 1666 годы находился на службе у русского царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в качестве лейб-ме­дика.  Получив увольнение по собственной просьбе, он вернулся в Англию и опубликовал сочинение «Нынешнее состояние России».  Нужно сказать, что кни­га Коллинза в целом передает достоверную  информацию. Подробно описана жизнь царского двора, ха­рак­те­р и при­выч­ки ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, его взаи­мо­от­но­ше­ни­я с вель­мо­жа­ми. Коллинз да­ёт так­же ха­рак­те­ри­сти­ку русскому бы­ту, обы­ча­ям и об­ря­дам.

Первое издание «Нынешнего состояния России». Лондон, 1671 год

В частности, Коллинз пишет о якобы беспробудном пьянстве русских (перевод П. Киреевского и Н. В. Соловьевой):

«Некоторые, возвращаясь домой пьяные, падают сонные на снег, если нет с ними трезвого товарища, и замерзают на этой холодной постели. Если кому-нибудь из знакомых случится идти мимо и увидеть пьяного приятеля на краю погибели, то он не подает ему помощи, опасаясь, чтобы он не умер на его руках, и боясь подвергнуться беспокойству расследований, потому что земской приказ умеет взять налог со всякого мертвого тела, поступающего под его ведомство. Жалко видеть, как человек по двенадцати замерзших везут на санях; у иных руки объедены собаками, у иных лица, а у иных остались одни только голые кости. Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста».

Не будем спорить, даже наоборот, примем эту информацию за чистую монету. В этом случае получается, что нынешние национальноозабоченные граждане Украины правы в своем евровыборе. Представителям европейской, издревле высококультурной нации нечего делать «в одной песочнице» с вечно пьяными ордынцами и угро-финнами.

Однако идем дальше. В главе VIII мы читаем следующее: «Черкасы (Chircasses) (Черкасами автор называет Малороссиян. Пр. Перев.) так же, как и Русские, исповедуют Греческую веру, однако же не так суеверны и позволяют иностранцам входить в свои церкви. Говоря о Черкасии (Chirchass Land), я должен описать и народ, населяющий ее. Черкасы — Татарского племени, народ грубый и мрачный; женщины их очень некрасивы, грубы и преданы пьянству. Во время угощений они напиваются пьяны еще прежде, нежели начнут подавать кушанья: едою они протрезвляются, потом опять напьются, а потом опять протрезвятся пляскою; а пляску они так любят, что презирают того человека, у которого нет в доме скрипача. Правление их совершенно анархическое, потому что они, возмутившись, уничтожили все дворянское сословие и теперь управляются полковниками (Collonels), ими самими избранными, с которыми всякий из них обходится запанибрата. Воинов они на своем языке называют казаками (Cossacks), почему ошибаются многие, считая казаков особенным народом. Черкасы очень преданы колдовству и считают его важной наукой. Им занимаются женщины высшего сословия. Черкасы гостеприимнее Русских, и страна их теплее и лучше».

Как-то нехорошо получается. Либо «европейская нация» такая же пьющая, как и русские, следовательно, ни чем от них не отличающаяся, либо европеец Коллинз в своей книжке всё врет и «цёго просто нэ можэ буты». 

Мы не собираемся ничего доказывать, пусть об этом теперь болит голова у свидомых.

Чтобы нас не заподозрили в отсебятине, представим скан VIII главы «Нынешнего состояния России» Сэмюэля Коллинза (изд. 1846 г.).

  Лишь добавим, что на Западе даже через 200 лет после Коллинза черкас считали русскими. В качестве доказательства приведем эту гравюру, на которой, к слову, изображен вполне трезвый человек.

Черкасский солдат. Гравюра из A Popular History Of Russia: From The Earliest Times To 1880 Альфреда Рамбо, Бостон, 1882 год

 

Ночной бомбардировщик специально для Насправдi