Анархистская эпопея — альтернатива официальной истории

«Власть советам, но без коммунистов». Таким был лозунг основанного Нестором Махно в родном городе Гуляйпольского крестьянского союза. Корреспонденты «Медиапар» обнаружили его на черном транспаранте, который разместили во времена гласности в местном музее рядом с красными флагами времен Второй мировой. Свидетельства очевидцев, отрывки из мемуаров Махно (написаны в годы его ссылки во Франции) и работы историков рисуют лаконичную, но четкую картину того, к чему могут привести столкновения армии мятежников, которая на пике «включала в себя 120 000 человек на территории диаметром в 300 километров с населением в 2-3 миллиона жителей», и оккупационными силами, то есть белой армией Деникина и красной армией Троцкого.

«Во всех местных семьях есть предок, который сражался с анархистами, — говорит Сергей Биливненко из Запорожского университета. — Старики до сих пор помнят, где шли бои и где захоронены погибшие». «Довольно часто мы слышим одни и те же рассказы: это говорит о том, что анархическая эпопея стала своего рода альтернативным мифом по отношению к официальной истории, который сохранился в памяти народа». В Запорожье также живет анархист Александр Лазутин, который уверен, что наследие Махно — единственная идеология, способная дать отпор как украинскому национализму, так и доминированию Москвы. «Анархизм пустил корни в регионах, которые некогда контролировались запорожскими казаками, тогда как царившие в сечи идеалы равенства были переняты осевшим в регионе населением», — уверен он. В свою очередь столяр Сергей Лавченко — один из немногих открытых анархистов в Гуляйполе. Воспользовавшись организованной поездкой в Париж, он отправился на кладбище Пер-Лашез, где ему удалось найти урну с прахом Махно. «Я больше туда не вернусь, это было главное путешествие в жизни», — рассказывает он.

Anarchy in the UKR

В середине ноября там по схожим причинам побывал и украинский писатель Сергей Жадан, который находился проездом в Париже. Во время встречи с читателями в Польской библиотеке он отдал должное румынам, которые некоторое время назад заплатили кладбищу причитавшиеся деньги, чтобы сохранить знаменитую урну. Его книга «Anarchy in the UKR», которая была главной темой встречи и переведена на французский в прошлом году, начинается с рассказа о его собственном путешествии по землям Махно задолго до журналистов «Медиапар». Родившийся в 1974 году в Старобельске (Луганская область) писатель рассказывает прерывистым, страстным, возмущенным и резким тоном о собственных переживаниях во время долгого путешествия по опустошенной природе в обстановке развалившейся промышленности и обедневших людей. Он описывает их без снисходительности и при любой возможности подчеркивает их красоту и человечность. Он прыгает с одного поезда на другой, останавливается в самых невероятных местах, в опустевших вокзальных столовых и обветшалых гостиницах, в красках описывает общий упадок, свидетелем которого был в подростковые и юношеские годы. Его практически лишенный ностальгии горький и критический рассказ подробно останавливается на окружающих, пусть он и не узнает себя в них. Образы представленного им путешествия рисуют поразительную картину постсоветской Украины.

Сергею Жадану не сидится на месте: «Я боюсь скорости, боюсь куда-то ехать, больше этого я боюсь только остановиться». Вместе с товарищем-фотографом они проводят всего три дня в городе, который должен был бы стать объектом целого репортажа, Гуляйполе: «Теплый спокойный городок с сонными улицами — вот она, столица анархо-коммунизма, территория уникальных социально-политических экспериментов».

Местный музей, восстановленная тачанка и даже бар «Нестор» не производят на него впечатления, и он не слишком жалеет о том, что эти инициативы не смогли превратить город «в туристическую Мекку для всех обеспокоенных судьбой анархизма». После критических отзывов автора о безуспешных попытках воспользоваться этой символикой у читателя может возникнуть недовольство, с учетом заявленной темы книги. Как бы то ни было, ему не стоит зацикливаться на этом ощущении. Продолжив чтение, он погрузится в анархизм, каким тот может быть более века спустя после подвигов батьки Махно, под звуки песен «Секс Пистолс» и многих других, на фоне ускоренного развала социализма и в эпоху трений между сторонниками и противниками недавней проевропейской направленности Украины.

В качестве введения в необычный мир автора (он, кстати, участвует в чтении стихов перед тысячами людей на Украине и в Белоруссии) предлагаю вам отрывок из первой части книги:

 

«Я действительно хотел бы интересоваться политикой, я хотел бы, чтобы молодежь в моей стране интересовалась политикой, занималась ею, чтобы политика не принадлежала этим старым перепуганным подонкам, которые говорят на митингах о национальном возрождении, но я хочу, чтобы она — эта молодежь — боролась не за власть, я хочу, чтобы она боролась с властью, чтобы она захватывала банки и блокировала обладминистрацию, чтобы она контролировала бюджет и выбрасывала клерков из окон их кабинетов, чтобы она выходила на субботники под черными флагами».

«Сепаратисты» и «проукраинские» граждане

«Anarchy in UKR» вышла в 2005 году, то есть после оранжевой революции. За ее переводом на французский последовал «Луганский дневник»: он появился в конце мая 2014 года, после победы Майдана в Киеве и начала сепаратистского движения в восточных областях Украины, к которым так привязан Жадан. Касательно отношений «сепаратистов» и «проукраински» настроенных граждан (оба этих понятия ставятся в тексте в кавычках), он пишет следующее:

«Мы все удивляемся друг другу, так словно не в одной стране жили все это время, не в одном пространстве находились. Словно нас всех в чем-то обделили, словно нам всем чего-то не хватает. Казалось бы, у нас столько общего, что не должно быть проблем. Но проблема в том, что общего у нас именно столько, сколько и отличного, и об этом так или иначе нужно помнить. По крайней мере для того, чтобы потом не браться за оружие».

Что же до его официальной позиции по событиям на Украине, он ответил следующее в интервью, которое вышло в журнале «Контрпуэн» в июне 2015 года:

«Я был глубоко разочарован западными левыми и не только ими. Левые активисты в целом достаточно странно ведут себя по отношению к этим событиям. Когда я говорю о левых, то не имею в виду Компартию Украины, которая стоит на службе олигархов, но прикрывается псевдосоветской риторикой. Я имею в виду новые коммунистические, социалистические и анархистские движения, в которых царит глубокий разлад. Часть из них были на месте событий и поддержали Майдан. У нас в Харькове анархисты заняли улицы вместе с националистами. Разумеется, они не любили друг друга, но не стали сжимать кулаки, так как понимали, что у них общее дело. Лично я считаю это признаком того, что речь шла о настоящей революции».