Мир

Древний Рим: за славу, за свободу, за кошек!

На Апеннинском полуострове кошки появились примерно в то же время, что и в Греции. Около 500 г. до н.э. финикийцы, эти великие контрабандисты античности привезли сюда первых пушистиков из Египта. Долгое время, как и в Греции, кошки конкурировали с хорьками в деле истребления разнообразных грызунов. И точно так же, как это произошло и на земле эллинов - кошки с блеском выиграли в этой борьбе.

Древние италийцы заметили, что кошка не так воняет, как хорек, и ее можно впускать в дома. Кроме того, кошки истребляли грызунов не только ради пропитания, но и, так сказать, из любви к искусству, а также из любви к хозяину. Полагаю, что италийцы умилялись тому, как кошки приносили умервщленных грызунов к их ногам. Автору этих строк кошки неоднократно приносили такие «подарки» на одеяло, подушку или в ботинки. Отмечу, что чувство умиления это вызывало смешанное...

Однако вернёмся в Древнюю Италию. Кошки здесь не имели статуса неприкосновенности, как в Греции или в Египте. Иногда кошек убивали, чтобы изготовить из них какое-либо лекарство, а иногда популярными средствами были плоды их жизнедеятельности. Ряд римских врачей советовали для успешного извлечения рыбьих костей из нёба.. кошачий кал. Даже не спрашивайте автора, как это могло помочь! Заниматься реконструкцией мы не будем.

Кошек уже в республиканском Риме ценили за их игривость. И не только в Риме. На монетах середины пятого века два легендарных правителя южной Италии греческого происхождения Иокаст и Фаланф изображены играющими со своими котами.

К кошкам ревновали великие поэты. Например, Катулл укорял свою возлюбленную Лесбию в том, что на ее коленях кошка («твоя птичка», как называл ее Катулл) резвится больше, чем сам поэт. Однако деятелям искусства ничего не оставалось как воспеть кошку. Легендарный Овидий в своих бессмертных «Метаморфозах» повторил за греческими коллегами сюжет, который мы вспоминали в прошлый раз: при бегстве в Египет Артемида (Диана) обратилась в кошку. Плиний Старший восхищался грациозностью кошек и их скрытности.

И в Республике и в Империи кошка являлась символом свободы и славы. В римском пантеоне богов за свободу отвечала богиня Либертас (многие историки считают, что ее культ был принесен из Греции, где эту богиню называли Элеутерия). В честь нее сам Тиберий Гракх возвел на Авентинском холме первый храм. Часто Либертас изображали в сопровождении стаи кошек, потому что римляне знали, что кошки - самые свободолюбивые животные, которые живут рядом с человеком. Кстати, знаменитая статуя Свободы, о которой автор недавно писал, создавалась под впечатлением от культа богини Либертас. Досадное упущение, что в колоссальной конструкции не нашлось место для хотя бы одного маленького спутника римской богини.

Римляне обожали своих кошек. В Помпеях и других римских городах обнаружено множество мозаик и фресок с изображением хвостатых и усатых за охотой, на отдыхе, за игрой с хозяевами. Кстати, при раскопках в Помпеях были обнаружены останки женщины, которая погибла, сжимая в руках кошку.

Недавно в мире любителей античного искусства произошел скандал. Некий исследователь предъявил неизвестную ранее мозаику из Кошачьей виллы в Помпеях. Его быстро разоблачили, ведь такой виллы там просто не было, но понять тех, кто обманулся, можно: римляне действительно окружали себя кошками и их изображениями.

В следующий раз мы поговорим о том, как кошки сопровождали римлян от рождений до смерти, а также о римских «диких котах», которые в составе непобедимых легионов создавали великую империю от Адрианова вала до Египта.

Идея и редакция цикла: Егор Яковлев

Текст: Глеб Таргонский