Мир

Гладиаторы и женщины

Мужественные воины арены в вычурных доспехах не могли не привлекать внимания женщин. Настенные надписи из города Помпеи содержат комментарии о любовных похождениях гладиаторов Келада и Крескента. Келада в них называли похитителем сердец и кумиром девушек. Надписи сохранили внутри гладиаторских казарм. Вероятно, их авторами были сами Келад и Крескент или их товарищи, хваставшиеся своими победами за пределами арены.

Судя по редким упоминаниям, знатные римлянки проявляли интерес к воинам арены. Низкий статус гладиаторов мог добавлять остроты ощущениям. Ювенал в своей шестой сатире высмеивает неверных жен. В их числе он называет Эппию, жену и мать, ставшую постоянной любовницей гладиатора Сергиола. Ходили слухи, приписывавшие любовную связь с гладиаторами, Фаустине, жене императора Марка Антония.

Рабы в Риме не имели права на законный брак. Но женщины гладиаторов (и свободных и рабов) называются в эпитафиях женами. Именно они были зачастую заказчиками надгробных стел для своих мужей.

Бой на арене даже стал метафорой близости между мужчиной и женщиной. В знаменитом «Соннике» Артемидора предвестником женитьбы был сон, в котором мужчина становился гладиатором. Особенности противника внутри сна означали характеристики его будущей жены. Например, если мужчине снилось, что он дрался с гладиатором ретиарием, это означало, что он «возьмет жену бедную, страстную, распутную, легко отдающуюся желающим».

источник