Мир

Как радио способствовало созданию тоталитарных государств

«Сила, которая превращает религиозное и политическое течение в несокрушимую лавину, это – магическая сила звучащего слова», - эта формула Гитлера очень хорошо объясняет, почему многие исследователи последних 70 лет убеждены в ключевой роли, которую сыграло Радио в формировании тоталитарных государств. Магия слова, которое, благодаря радио, слышат все, везде и одновременно - делает нацию единым организмом, управляемым и направляемым этим самым голосом. Благодаря радио люди теперь каждый день знают, что думать, чего хотеть, кого ненавидеть, причем не каждый по отдельности, а все вместе, в едином порыве. И от этого голоса не спрячешься, он везде.

 

Но начиналось радиовещание (в 20-х годах ХХ века), как порыв к свободе, как невиданная до того возможность общаться. Радио должно было изменить мир, сделать его лучше и свободнее.

Можно услышать голос человека, находящегося за десятки (потом сотни и тысячи) километров, можно передать свой голос, можно услышать что-то, что творится там, где ты не можешь быть, можно буквально не вставая с места передать и рассказать другим, совсем незнакомым людям что-то интересное или важное. От всей этой свободы и всех этих удивительных возможностей голова идет кругом.

Впрочем, к началу 30-х радио больше не увлечение энтузиастов - оно становится массовым и всеобщим. Причем даже более массовым и всеобщим, чем пресса или книги, - ведь и в самых развитых европейских странах значительная часть населения просто не умела читать.

И вот тут как раз начались проблемы со свободой и порывом.

Во-первых, массовый слушатель оказался совсем не заинтересован в том, чтобы рыскать по эфиру в поисках новых контактов. Ему хотелось просто включить радио и слушать.

Во-вторых, свобода радиолюбителей и радиовещателей почти сразу натолкнулась на проблему госбезопасности. Многие радиочастоты использовались «для важных военных и гражданских коммуникаций», и правительства всех стран довольно быстро стало жестко ограничивать (лицензировать) вещание. А учитывая, что регулярное радиовещание оказалось делом дорогим с неочевидным коммерческим потенциалом - газету можно было продать за деньги, а как брать деньги с радиопередачи было не совсем понятно, - радиовещание стремительно монополизировалось и централизовывалось.

Итак. Массовый потребитель, централизация и монополизация. На выходе это дало принципиально новый уровень возможностей пропаганды, невиданный доселе.

То, как воздействовало радио на людей, лучше всего иллюстрируют даже не речи Гитлера, не советские дикторы, клеймящие врагов народа, а радипостановка Орсона Уэллса (по роману Герберта Уэллса) «Вторжение с Марса» 1938 года. Постановка была сделана в формате репортажа имитирующего (пародирующего) реальное нападение марсиан на Нью-Йорк. Передача еще не закончилась, а на трассе Нью-Йорк - Филадельфия образовалась многокилометровая пробка - люди в панике бежали из города, спасаясь от инопланетян. Тысячи американцев, наоборот забаррикадировались в домах собираясь с оружием в руках отбиваться от пришельцев. В Нью-Джерси (куда, как сообщили по радио, двигались марсиане) была мобилизована Национальная гвардия и моторизованные пожарные бригады.

Орсон Уэллс хотел сделать крутое шоу, хотел, чтобы было весело и классно. Но раз люди ведутся, то их можно «вести». Радио - «самый важный и надежный инструмент для руководства народом», - так говорил Геббельс. И не только говорил, но и делал.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Впрочем, история радио на тоталитаризме не кончается и тоталитаризмом не ограничивается. И это хорошая новость. Следующая технологическая волна - изобретение транзисторных приемников - все поменяла.

В 30-х радио - это большой ящик в комнате или репродуктор на площади, или в общественном помещении. То есть слушают его по большей части не индивидуально, а в кругу других людей - семьи, сослуживцев, соседей или односельчан. Эта весомость и обобществленность радио в том числе и создавала тоталитарный эффект.

Начиная с 50-х радио - это маленькая штука, которую вы можете держать в руке, брать с собой, слушать там, где вам хочется. И это кардинально меняет эффект радио и меняет саму логику радиовещания. На место весомости приходит легкость, на место общественному пространству - пространство личное, приватное и частное.

Человек теперь один на один с этим самым «звучащим словом», и его тоталитарная магия потеряла свою силу.

фото: Wikimedia Commons / Орсон Уэллс (крайний справа, стоит) во время трансляции радиопостановки на CBS Radio по роману Герберта Уэллса «Война миров». 1938

Андрей Громов

 

 

Тэги: