Мир

Когда и почему прекратились гладиаторские игры?

В IV веке н.э. Римская империя постепенно становилась христианской. Запрещались языческие праздники, из спортивных игр изымалась религиозная составляющая. Не мог этот процесс не коснуться игр, где люди убивали людей. Христианство стало влиятельной силой в империи к началу IV века. Однако игры продолжались. Не прекратились они и после того, как Константин фактически сделал империю христианской.

В начале IV столетия продолжили действовать законы, по которым преступника могли приговорить к передаче в гладиаторскую школу (лудус). В 315 году в диоцезе Африка вышел закон, по которому похитителей вместо отправки в рудники приговаривали к передаче в лудус. Но закон запрещал их учить искусству боя, чтобы преступники гарантированно гибли. В 325 году император Константин выпустил рескрипт, запрещавший передачу преступников в гладиаторские школы. С другой стороны, Константин не осудил проведение в его честь гладиаторских боев в испанском городе Гиспеллум. И даже поблагодарил их за то, что они не стали проводить жертвоприношений в его честь.

Но во времена Константина и его преемников игры продолжали быть популярны. В частности, красочный рассказ о развращающем влиянии игр оставил знаменитый церковный писатель Аврелий Августин. Одна из самых известных гладиаторских мозаик (с виллы Боргезе) создана в первой половине IV века. Детализация вооружения бойцов показывает знакомство мастеров с темой.

Фрагмент гладиаторской мозаики с виллы Боргезе

В 367 году епископ Рима Дамасий еще мог нанять в Вечном городе бойцов арены как телохранителей. Чуть позже, в 392 году епископ Апамеи нанял гладиаторов для погрома языческих храмов. Но это единичные и скупые свидетельства, которые говорят о том, что на Востоке бои на арене уходят в прошлое.

В западной части империи император Валентиниан I (364-382) окончательно запретил сдавать преступников в лудусы. Последний раз гладиаторские школы упоминаются в 397 году.

Ранее считалось, что конец играм положило мученичество монаха Телемаха. Якобы, он вышел на арену и попытался остановить бой между гладиаторами. Но разъяренные зрители забили монаха камнями. Возмущенный император Гонорий запретил игры. У современных исследователей достоверность истории вызывает сомнения.

Святой Телемах пытается остановить бой гладиаторов

Игры, похоже, пришли в упадок сами. Одной из причин стало изменение вкусов публики. Травля зверей и гонки на колесницах сохранились в Византии и варварских королевствах. Критика христианскими авторами травли зверей не была столь жестокой, как критика боев между людьми или скармливания преступников хищникам. Предположительно, травля зверей постепенно заменяла как зрелище гладиаторские бои.

Авторы времен Позднего Рима и варварских королевств описывают многочисленные и разнообразные игры со зверями. Например, в письме короля остготской Италии Теодориха упоминаются прыгуны с шестом, выступающие среди диких зверей. Такие игры изображены на диптихе константинопольского консула Ареовинда в 506 году. Они изображают участников игр, которые играют в опасную игру с медведями, пытаясь добраться до искусственного моста на арене.

Фрагмент консульского диптиха Ареовинда