Мир

Кошки Эллады: долгий путь к признанию

Само появление кошек в Греции овеяно тайной. По одной версии то ли греческие купцы, то ли греческие наемники вывезли их из Египта контрабандными способами. Напомним, что по законам державы фараонов кошек под страхом смерти нельзя было забирать за пределы страны. По другой версии, греки обратились за помощью к финикийцам, которые помимо множества товаров и алфавита принесли в Элладу и первых хвостатых любимцев. Наконец, некоторые исследователи утверждают, что греческие наемники, которые воевали по всему Средиземноморью могли встретить и полюбить кошек и в других землях. Диодор сообщает, что в 307 г. до н.э. греческий полководец Агафокл набрел в Нумидии в некую гористую местность, где кошек было столь много, что в окрестностях не осталось ни одной птицы.

Кстати, что касается финикийцев, которые могли добывать деньги из всего, что растет и движется! В Израиле есть гора Хермон, которая некогда носила аморрейское название Синнаур, которое переводится как «Гора кошек». Возможно, финикийцы добывали здесь диких котов и продавали минойцам, этрускам и грекам.

Сами греки не очень нуждались в кошке, как в истребителе грызунов. Для этой цели они испокон веков держали хорьков и.. змей. В знаменитой «Батрахомахии» («Битве лягушек и мышей») мышь плачет:

«Но я больше всего боюсь ласки, этого зверя, который лучше всех

вынюхивает обитателя норы..»

Домашняя фауна греков, этого великого народа купцов и мореходов, поражает: в домах Эллады мы встречаем собак, павианов, змей и множество крупных птиц с интересными функциями. Например, чутких гусей держали как аналог сторожевой собаки. Так что задолго до спасения Рима, гуси спасли от воров и грабителей не одну эллинскую семью.

При таком разнообразии несколько веков греки не находили времени на то, чтобы в должной мере обратить внимание на грациозных любимцев.

Все это время хорьки и кошки в деле истребления грызунов действовали параллельно, но примерно к пятому веку ситуация изменилась. Кошки перестали быть заморской диковинкой, атрибутом высокого статуса и расплодились по всем землям Эллады. Правда от этого ценность котов не снизилась: за убийство кошки все еще требовалось заплатить огромный штраф или лечь под палку палача, а в некоторых полисах убийство кошки каралось смертью.

Кошки проникают в греческую литературу и мифологию. Писатель второго века до нашей эры Антонин Либерал в своих «Метаморфозах» пишет о том, что когда боги бежали от Тифона, то обратились в животных: Арес в рыбу, Дионис в козла, а Артемида (ее до той поры ассоциировали с собаками) в пушистую кошку. По одной из версий ревнивая Гера наказала одну из служанок Алкмены, которая помогла при родах самого Геракла, превратив ее в кошку и отдав в жрицы Гекаты.

Так, постепенно, кошка и в Греции стала полноценной подругой и слугой людей и богов. Впрочем, великие римляне вскоре воздадут кошкам по их величию и признают их верными спутницами богини свободы Либертас. Римляне будут умиляться кошкам, коллекционировать их и идти в бой с щитами, на которых будут изображены их любимцы. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Идея и редакция цикла: Егор Яковлев

Текст: Глеб Таргонский