Мир

Коты Персии: от ненависти к пушистой любви

Для тех, кто следит за моими исследованиями и творчеством, не секрет, что я очень часто обращаюсь к теме римско-персидского (оно же римско-парфянское, оно же византийско-персидское) противостояния.

Один из самых длительных и яростных конфликтов в истории человечества, который римляне унаследовали от греков принимал разные формы. Экономическая, политическая и идеологическая борьба определяла жизнь великих империй. Римляне и персы ни в чем не хотели походить друг на друга, даже в отношении к аполитичным по своей природе кошкам.

Если греки и римляне обожали котов, немного не дотягивая до религиозного исступления египтян, то в персидских источниках вплоть до эпохи поздних Сасанидов мы почти не встречаем упоминания кошек. В зороастризме кот (по персидски гурбаг) прочно ассоциировался со злыми духами, его зачисляли в «волчьи виды» и «ядовитые существа», враждебные человеку.

В отличие от «верной собаки» персы воспринимали котов как олицетворение коварства, хитрости и предательства. Есть миф, согласно которому первый кот родился от преступной связи женщины и отвратительного демона. А ещё верили в то, что если даже одна самая маленькая кошка помочится в реку или океан, то от этого погибнет по меньшей мере десять тысяч рыб. Самым «невинным» обвинением кошек со стороны древних персов было обвинения в нелепости и ничтожности, так как по некоторым мифам кошка родилась, когда чихнул великий лев.

Как вы помните, в битве при Пелусии по приказу царя Камбиса персы прикрывались от египетских стрел котами, а по некоторым источникам, швыряли котами в египтян к их вящему ужасу. Судя по отношению к котам, персы делали это с нескрываемым злорадством. Однако это не помешало им после завоевания Египта вывезти котов в Персию для охраны зернохранилищ от грызунов. Тем не менее кошки в Персии были предоставлены сами себе и по сути были объявлены вне закона. Отрывочные свидетельства повествуют о том, как маги-фанатики объявляли войну против кошек и устраивали настоящие погромы. Вспышки ярости к «порождениям демонов» объяснялись тем, что персы начинали воспринимать кошек, как полноценных домашних любимцев, что было недопустимо.

Берберы, арабы и некоторые персы иногда употребляли кошек в пищу, наряду с такими странными «блюдами», как жареные и вареные лисы, змеи и мыши. Магические представления тех времен гласили, что кошка существо бесстрашное, поэтому тот, кто есть кошатину, становится храбрым воином. Отголосок этих представлений мы встречаем в средневековых легендах, согласно которым небезызвестные ассасины, чтобы стать неотразимыми убийцами, регулярно питались кошками.

В цикле, посвященном войнам Юстиниана, я рассказываю про Хосрова I Ануширвана, который поставил себе задачу восстановить Великую Персию в границах империи Ахеменидов. У его внука Хосрова II Парвиза это почти удалось за счет создания мощной армии и централизованного государства под знаком укрепления зороастризма. Несколько источников упоминают, что этот грозный шахиншах взял Рей, город своего злейшего врага Бахрама Чубина и распорядился убить в нем всех котов. Это привело к тому, что крысы и мыши расплодились до такой степени, что горожане просто бежали из своих домов.

По легенде юная шахиня принесла котенка во дворец и грозный Хосров настолько умилился его неуклюжей игре, что отменил свой приказ и даже распорядился закупить кошек в соседних державах.

Отношение жителей Персии к котам меняется во время арабских завоеваний, после которых подавляющее большинство персов становятся мусульманами. Известно, что пророк Мухаммед запретил обычай поедать кошек, о котором я писал выше. В некоторых апокрифах утверждается, что у него была даже любимая кошка Муизза (иногда переводится, как «возвеличивающая») и приводится трогательная легенда, согласно которой Муизза заснула на рукаве халата пророка и он предпочел отрезать его, нежели разбудить любимицу. Согласно другой легенде кот спас Мухаммеда от ядовитой змеи. А один из сподвижников пророка вообще получил за любовь к кошкам прозвище Абу Хурайра (дословно «отец кошек»).

Неудивительно, что персы-мусульмане переняли эту традицию хорошего отношения к кошкам, к тому же ученые богословы объявили, что кошка не является «нечистым животным». Поэтому прикосновение к ней не портит ритуального омовения, и гладить ее можно чуть ли не круглые сутки. Очень скоро кошка заняла достойное место в персидских домах. Один из персидских суфийских шейхов приучил своего кота носить специальные маленькие туфельки. Таким образом кот допускался на молитвенный коврик шейха. А когда однажды один из слуг побил кота за какой-то проступок, суровый шейх заставил слугу публично извиниться перед своим верным другом. Про другого известного шиитского богослова и юриста рассказывают, что он научил свою кошку изображать известные движения мусульманина во время намаза.

Однако в персидском народном творчестве отношение к кошкам оставалось двойственным. Возможно в этом можно усмотреть борьбу остатков зороастризма с исламом. Часто кошек представляли как проявления нечистой силы. В черного кота обращались джинны и сам Иблис. Также джинны могли обращаться в белых котов, и, если встретить их на рассвете, то следует тут же сказать «бисмилла», чтобы избежать неприятностей. Вообще кот, и не только черный, и не только перебегающий дорогу, именовался в народе «зверем дурных предзнаменований». Если приснился кот, то значит, что скоро тебя посетит хитрый вор или мошенник.

В персидском фольклоре мы встретим множество песен и пословиц, в которых коты являются воплощением хитрости и жадности. В вольном персидском переложении басен Эзопа, выдрессированные кошки, которые приучены держать в лапках светильники, бросают их, погнавшись за мышкой, оставаясь дикими и неуравновешенными животными. С другой стороны, есть множество примеров из персидского фольклора, когда коты могут обращаться в добрых джинов, а в Хорасане была распространена легенда о том, что первый имам шиитов Али ибн Абу Талиб благословил кошек, которые, благодаря этому, при падении всегда приземляются на лапки.

Как бы то ни было, кошки стали любимцами и простых персов, и знати, и великих шахиншахов. Появляются несколько кошачьих пород, например, порода «баккал» или «бакалейщик», которую иногда называют «леопардовым котом». Персидские и турецкие авторы отмечают, что представители этой породы были превосходными крысоловами, которые ценились от Константинополя до Калькутты. Есть свидетельства, что их использовали на охоте на сурков.

В следующий раз мы поговорим о самой известной породе кошек, прочно ассоциирующейся со средневековым Ираном, о своенравных пушистых «персах». Мы поговорим о том, как персидская кошка стала жертвой контрабанды и пропаганды, о том, как «персы» покорили сердце королевы Виктории и как они относились к ее белым крысам, а также разберемся, почему именно персидские кошки покорили сердце художника, который поставил один до сих пор непобитый рекорд.

 

Идея и редакция цикла: Егор Яковлев

Текст: Глеб Таргонский

Иллюстрации:

1. Статуэтка кошки. Иран, 13 век. Из собрания Эрмитажа

2. Кошка помогает иранской девушке лепить хинкали. Фрагмент иранской рукописи конца 18 века

3. Кошка на охоте. Фрагмент рукописи из Герата. Конец 15 века

4. «Леопардовый кот» при дворе мусульманского правителя. Северная Индия, конец 15 века.