Мир

Метрополитен-музей в Нью-Йорке: всякая оружейная всячина в количестве просто невероятном

«…но чтобы помнил Господа, Бога твоего,
ибо Он дает тебе силу приобретать богатство».

Второзаконие, 18:8

Военные музеи мира. Итак, сегодня мы направляем наши стопы в музей, собраниями которого мы здесь на сайте ВО пользовались уже много-много раз. Но даже малой их части не увидели. Потому как только на его сайте находится более 14 тысяч экспонатов, фотографии которых находятся в общественном пользовании (относятся к категории «паблик домайн»). Просто смотреть их все тяжело, а уж копаться в них прямо-таки «смерти подобно». Но зато в этом музее имеется практически все. И может быть, он и страдает от некоторой эклектики, но зато исчерпывающим образом освещает тот же генезис рыцарского вооружения. Но сегодня у нас иная цель его посещения.

Мы посмотрим… «все, что попадется под руку», и главное внимание обратим на то, а откуда в этом музее взялся тот или иной экспонат. А то в прошлый раз, когда мы посещали музей в Филадельфии, у некоторых наших читателей возникли вопросы, а откуда за океаном появились царские доспехи, и не выкрали ли их коварные американцы из Германии после 1945 года.

Вот сегодня мы двух зайцев сразу и убьем: и с самими артефактами встретимся (а они того стоят!), и заодно узнаем об их происхождении. А для начала познакомимся с историей коллекций оружия и доспехов этого музея.

Оказывается, отдел оружия и доспехов был создан в музее в 1912 году, во многом благодаря усилиям его куратора-основателя – доктора Башфорда Дина (1867–1928). Однако еще до этого времени попечители музея сделали ценные приобретения оружия и доспехов, и в первую очередь купили коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную во Франции Морисом де Таллиран-Перигором, герцогом де Дино (1843–1917), в 1904 году.

В 1913 году музей получил в дар выдающуюся коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную в течение пятидесяти лет американцем Уильямом Х. Риггсом (1827–1924), большую часть жизни проживающим в Европе и занимающимся поисками исторических памятников и художественного оружия.

В период между Первой и Второй мировыми войнами целый ряд родовых, династических и частных коллекций был частично или полностью распродан, что привело к значительным пополнению фондов музея. В 1919 году большая часть художественных коллекций, сформированных Дж. Пьерпонтом Морганом (1837–1913), была также передана музею.

Сюда входил и великолепный парадный шлем, сделанный Филиппо Негроли из Милана в 1543 году. Ценный подарок, состоявший из более чем 350 европейских малых мечей, охотничьих мечей и кинжалов, был сделан в 1926 году парижским коллекционером Жаном Жаком Рубелем (1851–1933), причем не просто так, а… в память о жене и матери, уроженках Нью-Йорка.

В последующие годы объемы и значение коллекций продолжали неуклонно расти, в частности, с приобретением предметов из поместья Бэшфорда Дина и уникальных коллекций Кларенса Маккея (1874–1938) и Уильяма Рэндольфа Херстома (1863–1863).

Совсем недавно коллекция Метрополитена стала еще больше, благодаря подаркам коллекционеров в честь 150-летия музея, и в первую очередь – щедрому подарку от Рональда С. Лаудера, передавшему в музей свое собрание европейского оружия и доспехов. То есть – как это ни покажется странным нашим людям, привыкшим, что у нас все музейные реликвии государственные, там – все они были частным владением, переданным музею в дар…

Коллекционеры-то были и у нас в России. Но вывелись подчистую после 1917 года. Отсюда и непонятки наших читателей, отчего это там эдак, а не так, как у нас. А там не было тотальной экспроприации целого класса, только и всего. Но это все так: «размышления у парадного подъезда».

А сейчас мы «зайдем внутрь» и посмотрим или просто полюбуемся на «всякую оружейную всячину»… Итак…

Начнем с самого древнего… Шлемов греческих и с острова Крит, относящихся к концу VII в. до н. э. На фотографии вы видите один такой шлем, критский, являющийся лучшим образцом среди большого количества доспехов, обнаруженных в южной части центрального Крита, где они и были изготовлены.
 


Вот этот шлем. По обеим его сторонам изображена пара крылатых юношей, сжимающих переплетенных змей. Под ними две пантеры с одной общей головой. На шлеме надпись «Неополис». Дарение Норберта Шиммеля, 1989 год

 


Очень интересный артефакт: японский доспех танко из полос железа V–VI вв. Вид спереди. Вес 3 884 г. Дарение Бэшфорда Дина, 1914 г.

 


Этот же доспех – вид сзади

 


Всем хорошо знакомый спанденхельм, тоже VI–VII вв. Скорее всего, Византия. Железные пластины на бронзовом каркасе. Места, где были обнаружены такие шлемы, разбросаны по всему миру, от Швеции до Германии и от Балкан до Ливии. Шлем из Метрополитен-музея был найден в реке Сона недалеко от Треву, во Франции. Качество шлемов и их разнообразные места находок позволяют предположить, что они были сделаны в качестве дипломатических подарков иностранным правителям и, возможно, присланы из Византии или остроготского королевства в Италии. Все шлемы изначально имели металлические нащечники, кольчужную защиту шеи и часто встроенную носовую часть. Как и на этом шлеме, украшение обычно состоит из выбитых узоров и птиц среди волнистой виноградной лозы, выдавленной на надбровной полосе. Некоторые примеры включают изображение креста и другие христианские символы. Вес шлема 907 г. Дарение Стивена В. Гранксея, 1942 г.

 


Рыцарская шпора XII в. Вес 62,4 г. Опять же, подарок Стивена В. Гранксея, 1942 г.

 


Хоси-кабуто, шлем из Японии, XVI в. Коллекция Говарда Мэнсфилда, дар Говарда Мэнсфилда, 1936 г.

 


Наконечник японской стрелы. Вес 62,4 г. Коллекция Джованни П. Морозини, подаренная музею его дочерью Джулией, 1932 г.

 


Музею очень повезло в том, что ему достался вот этот доспех начала –середины XV века. Это итальянские латы ок. 1400–1450 гг., собранные и отреставрированные в 1920-е годы с использованием отдельных элементов, обнаруженных в руинах венецианской крепости Халкида на греческом острове Эвбея, захваченного турками в 1470 году. Цель состояла в том, чтобы представить полный доспех, который носили около 1400 года, то есть периода, от которого не сохранилось полных доспехов. Отличительной чертой его является ранняя форма панциря (бригандина) с двумя большими нагрудными половинками и латунными каймами по краям выступающих пластин. Шлем, бацинет с забралом, типа бундхугель. Бархатное покрытие панциря датируется началом XX века. Высота доспеха – 168,9 см, вес – 18,6 кг. Мемориальная коллекция Башфорда Дина, подарок Хелен Фанесток Хаббард, в память о ее отце, Харрисе С. Фанестоке, 1929 г.

 


И он же – сзади

 


Очень простой шлем (мы такой видели в коллекции Филадельфийского музея) 1440 г. Милан. Вес 4 196 г. Дарение Стивена В. Гранксея, 1942 г.

 


А вот это совсем недавний дар: орудие 1550 г. Вес 1 209 кг. Куплен Рональдом С. Лаудером и Алехандро Санто-Доминго. И дарение мистера и миссис Марк Фиш, 2018 г.

 


Саллет в форме головы льва, ок. 1475–1480 гг. Этот шлем является самым ранним из сохранившихся доспехов эпохи Возрождения (в античном стиле). Голова льва представляет собой внешнюю оболочку из тисненой и позолоченной меди, которая надевается поверх простого стального шлема. Он представляет собой голову Немейского льва, чью шкуру носил как головной убор и плащ мифологический герой Геракл. Он часто изображался в искусстве эпохи Возрождения как символ неукротимой силы, мужества и упорства. Вес 3 574 г. дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1923 г.

 


Турнирный доспех 1585 г. Мемориальная коллекция имения Башфорда Дина, по завещанию Башфорда Дина, 1928 г.

 


Парадный щит с изображением святого Георгия, поражающего дракона. Ок. 1560–1570 гг. Милан. Диаметр 59,1 см. Вес 3 810 г. Дар Уильяма Х. Риггса, 1913 г.

 


Доспехи Генриха II, короля Франции (1547–1559). Вид спереди

 


Эти же доспехи. Вид сзади

Работа мастеров дизайна Жана Кузена Старшего по прозвищу «Француз» и Батиста Пеллерина, тоже… «француза», ок. 1555 года. Это один из самых сложных и полных французских парадных доспехов, сохранивший большую часть своей первоначальной окраски. Поверхности покрыты плотными завитками из листьев, населенных человеческими фигурами и разнообразными сказочными существами, происходящими из итальянского гротеска.

В центре груди изображен римский воин, которому две коленопреклоненные женщины подносят мечи. На наплечниках фигуры Аполлона, преследующего нимфу Дафну (спереди) и Аполлона с убитым чудовищем Пифоном (сзади). Полумесяц, один из геральдических знаков Генриха II (помнится, у нас на ВО был читатель, всерьез убеждавший, что это знак мусульманской веры данного человека!), изображен в нескольких местах.

Сохранилось двадцать оригинальных эскизов этой брони. Один принадлежит Жану Кузену Старшему; остальные – Этьену Делону или Батисту Пеллерену. Все трое – выдающиеся парижские художниками середины XVI века. Материал: сталь, золото, серебро, кожа, ткань. Высота – 187,96 см; вес – 24,20 кг. Дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1939 год.
 


Шлем этого доспеха

Интересно, что в своей книге 1583 года «Анатомия злоупотреблений» английский моралист Филлип Стаббс подверг критике растущую тенденцию к ношению оружия в качестве стильного аксессуара, осудив выскочек-франтов, которые щеголяли «мечами, кинжалами и рапирами, украшенными дорогими гравировками». Главное беспокойство Стаббса заключалось в том, что мужчины всех классов поддались прихотям моды и начали ежедневно носить оружие как украшение, уступая место тщеславию и гордости и одновременно стирая при этом границы своего социального положения.

Традиция украшать оружие и доспехи в соответствии с последними тенденциями и стилями не была новой во времена Стаббса, но так же стара, как существование военных предметов в культурах по всему миру. Она процветала и стала особенно заметной в Европе начиная с XV века, и именно это Стаббсу очень и очень не понравилось.
 


Фигуры на шлеме

Он считал, что производить впечатление на окружающих и передавать некий смысл с помощью персонализированных изображений и орнамента на доспехах позорно. И как раз доспех короля Генриха в этом плане очень показателен. Ведь на нем можно увидеть букву «H», то есть эмблему его любовницы Дианы де Пуатье, вплетенную в густую паутину из усиков и гротесков, да еще и с маленькими фигурками, взятыми из классической греческой мифологии.

То есть оружейники, кузнецы, производители мечей и оружия должны были заботиться о форме и функциональности своих изделий, но также быть в курсе последних тенденций, как в орнаментах, так и в технологиях.

Ружья, доспехи и мечи, как модные символы статуса, говорили не только о готовности и способности владельца сражаться, но и демонстрировали его осведомленность о космополитических направлениях в художественной моде и инновациях в декорировании доспехов. Поэтому, кстати, начиная с XVI века орнаментальные офорты и гравюры с рисунками узоров на доспехах – стали важным вспомогательным инструментом в производстве модного и сложного оружия. И… приносят помощь сегодняшним ученым, помогая его атрибутировать и датировать.
 


Кираса доспеха короля Генриха II

Полевые доспехи короля Англии Генриха VIII (1509–1547). Итальянской работы, Милан или Брешиа. Ок. 1544 г. Этот впечатляющий доспех был изготовлен для Генриха VIII в конце его жизни, когда он имел лишний вес и страдал от подагры.

Вероятно, носил КНР король во время его последней военной кампании, осады Булони в 1544 году, в которой он лично командовал войсками, несмотря на все свои недуги. Первоначально оснащался съемным усиливающим нагрудником, к которому крепился упор для копья, и усилением для левого наплечника. Пара наручей остается в Королевской коллекции в Виндзорском замке.

В посмертной описи королевского имущества, составленной в 1547 году, доспехи описываются как «италионские». Возможно, их поставил миланский торговец, известный в Англии как Фрэнсис Альберт, который получил от Генриха лицензию на ввоз предметов роскоши, в том числе доспехов, в Англию для продажи.

Впоследствии доспехи были переданы Уильяму Герберту (ок. 1507–1570 гг.), первому графу Пембруку, оруженосцу Генриха и исполнителю его воли. Они были записаны в Уилтон-Хаусе, резиденции семьи Пембрук, с 1558 года и до продажи в 1920-х годах.

Доспех является ранним образцом доспехов «аниме» то есть доспеха, в котором нагрудник и наплечники состоят из горизонтальных, перекрывающих друг друга пластин, соединенных подвижными заклепками и внутренними кожаными ремнями.

Украшение доспехов состоит из листвы, фигурок путти, бегущих собак, канделябров эпохи Возрождения и гротескного орнамента, то есть типично итальянское. Размеры: высота 184,2 см; ширина 83,8 см; вес 22,91 кг. Дарение Фонда Харриса Брисбена Дика, 1932 год.
 


Кираса доспеха легкой кавалерии alla Tedesca (на немецкий лад). Милан. Ок. 1510 г. Это редкий образец итальянских доспехов, украшенных рифлеными поверхностями на немецкий манер. Его гравированный и богато позолоченный декор восходит к христианской символике и Библии. Полоска в верхней части нагрудника изображает Богородицу с младенцем в центре, святого Павла справа и святого Георгия слева. Латинская надпись ниже гласит: CRISTVS RES VENIT IN PACE ET DEVS HOMO FACTVS ES (Христос Царь пришел с миром, и Бог стал человеком). Другая надпись в верхней части задней пластины гласит: IESVS AVTEM TRANSIENS PERMEDIVM ILORVM IBAT (Но Иисус, пройдя посреди них, пошел своим путем [От Луки 4:30]). Троица – Отец, Сын и Святой Дух – изображена на лицевой стороне горжета 1510. Вес 8 987 г. Дар Уильяма Х. Риггса, 1913 г.

Так что, как это наглядно можно было увидеть, все показанные здесь артефакты – это дарения. Всего их, конечно, больше 14 000, и среди них можно найти и покупки. Но самые ценные экспонаты музея Метрополитен – это дарения!
 

P. S.

Для оформления материала использованы фотографии (общественное достояние) из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

 

Вячеслав Шпаковский

Тэги: