Новости

Колея растраченных иллюзий

В последнее время в адрес украинской власти с позиций различных социальных групп нарастающей лавиной сыплются упреки, требования, претензии, обвинения. И большей частью обоснованно. Но со стороны все эти возмущения, как и подсказки и рекомендации, как обустроить Украину и наладить дела, выглядят чем дальше, тем комичнее. Точнее, учитывая все обстоятельства, — трагикомичнее.

Ведь давать советы есть смысл тому, кто расположен к поиску путей достижения предполагаемых советами целей, считающихся общепринятыми. А если объект настроен иным образом и выполняет какую-то свою программу, взывать к нему бессмысленно. Когда даются советы, как отремонтировать сложный прибор, когда его хотят продать на запчасти, — это выглядит нелепо.

Наша экспериментальная власть как раз и показывает, что намерена продавать, не ремонтируя, и проявила себя уже достаточно для того, чтобы делать в отношении ее определенные выводы. Она подвергается критике не только со стороны тех, кого сменила в результате «электоральной революции» (что вполне естественно), но и тех, кто приветствовал ее приход, и некоторыми своими действиями и бездействием неуклонно сужает базу своей поддержки.

Подобное мы уже в той или иной мере наблюдали и при прошлой, и при позапрошлой власти. Спустя годы напрашивалось какое-то извлечение уроков, но — увы. Потому предвидится такая же бесславная участь правящей ныне политсилы, как и ее предшественников.

Очевидно, что силы, монополизировавшие толкование патриотизма и национальных интересов, не устраивает чья бы то ни было власть, что бы она ни делала, кроме их собственной.Самопровозглашенные патриоты, не заботясь об адекватности, всегда найдут в действиях оппонентов измену и капитуляцию, в крайнем случае — неправильную речь.

Приведем лишь маленький пример. Лидер фракции партии «Слуга народа» в парламенте Давид Арахамия одобрительно высказался о подаче воды в Крым в обмен на установление контроля над границей. По сути это лишь отвлеченное теоретизирование, слабо связанное с реальностью, не содержащее ничего крамольного. Более того, в сложившихся условиях, если б такой обмен мог быть осуществлен, для Украины это было бы большим достижением. Но и такое мнение удостоилось шквала негодования со стороны ревнивых зрадоискателей.

Казалось бы, при таких обстоятельствах действующей власти логично развернуться в сторону своих избирателей, которые голосовали явно не за продолжение националистического психоза и сохранение пороков прежней политики.

Однако нынешние ведут себя так, будто им безразлично их политическое будущее, что нивелирует фактор политической ответственности. Вызывает недоумение, зачем им, правящей партии, реализовывать идеологическую программу ВО «Свобода», которая вызывает неприятие или отторжение у большинства населения, когда и сама эта партия сходит уже с политической сцены. Со стороны это выглядит как верх недомыслия.

Но дело здесь в том, что с приходом во власть они оказались как бы в идеологической колее, проложенной и углубленной внутренними (национал-радикалы) и куда более могущественными внешними (западные кураторы) силами, интересы которых пересекаются на антисоветизме и антироссийскости. А поскольку к реализации иной гуманитарной повестки в силу безыдейности, разобщенности, определенной ангажированности и, как следствие, политического безволия они не способны, то и попустительствуют или содействуют заданной.

Маховик государственного механизма движется, надо составлять планы и программы, выделять и осваивать средства, проводить мероприятия. И не отбрасывать же ранее подготовленные и произнесенные речи, в частности о «сильнейшей армии в Европе».

В отличие от героя песни Высоцкого, вырваться из этой колеи они не стремятся. Да и вопрос — насколько она для них чужая. Бывает, возникнет здравая инициатива добиться прекращения обстрелов, или выплачивать на неподконтрольной территории Донбасса пенсии, или подать воду крымскому населению, но... «крутые скользкие края имеет эта колея». Тут же налетает туча бдительных зрадоискателей, и ситуация остается на том же уровне.

Глава партии «Слуга народа» А. Корниенко на только что прошедшем партийном съезде предложил вообще избавиться от «идеологических оков», что означает консервацию нынешней беспринципности и следование в заданном идеологическом русле. Он высказался в пользу центризма, основная норма которого, по его словам, «интересы людей — превыше всего», что является махровым популизмом, циничным на фоне нынешних «реформ». Разве когда-нибудь в устах правящих чиновников было иначе, и они не превозносили в своем пустозвонстве интересы людей, на практике попирая их!

Еще в большей степени сказанное касается финансово-экономической политики — деиндустриализации, обслуживания западного спекулятивного капитала, курса на «цифровое Средневековье» и т. п. Тут уже не колея, а глубокий ров, обустроенный по стандартам метрополии, причем для реформаторов явно не чужой и довольно комфортабельный (для них же).

А сзади их подпирают другие претенденты на роль колониальной администрации, «господских слуг народа», бравые осваиватели протоптанных дорог. Хотя в силу законов борьбы за власть в данный момент им приходится играть роли социалистов и антиглобалистов. К примеру, многих из них теперь обуяла любовь к пахотной украинской землице, невероятная, учитывая, что видят они ее лишь из окон своих иномарок. Но можно представить, как бы изменилась их риторика, если бы во власти были они.

Потому воспрявшие было граждане переживают драму очередного крушения иллюзий относительно позитивных социальных преобразований. Виной тому ментальная склонность к вере в чудеса, предполагающей возможными быстрое создание сплоченной партии из собравшихся под популярной вывеской деятелей с кашей в головах, чудесное перерождение дилетантства в профессионализм, управляемости — в независимость, смену подконтрольности государства суверенностью, причем без особых усилий и издержек.

Как видно, массовое осознание согражданами фактического колониального положения их страны дается с большим трудом и в определенных душевных муках. Происходит это, с одной стороны, по причине инерции не столь давнего имперского, по некоторым определениям, прошлого, а с другой — в силу продолжающихся, хоть и без прежнего запала, самовосхвалений, «славаукраинства» и ура-патриотической бравады.

Однако реальность берет свое. И в который раз приходится убеждаться в незыблемости социальных законов и прописных истин. В частности, приходить к пониманию, что нельзя от колониальной администрации ожидать осуществления того, что может обеспечить лишь обладающее достаточной суверенностью правительство, да и то при благоприятных условиях. У них попросту разные — до противоположности — целеполагания.

А изменение такого положения вещей — это задача, которая требует баснословно больших усилий, чем походы на выборы.

Петр ПЕТРОВ