Новости

115 лет Ивана Ефремова. Так когда закончится «Час быка»?

В этом году отмечается 115 лет со дня рождения выдающего советского писателя-фантаста и ученого Ивана Ефремова, автора культовых произведений «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час быка», «На краю Ойкумены», «Таис Афинская» и др.

Нужно признать, что некоторые научно-технические предсказания Ивана Ефремова из его литературных произведений стали реальностью. Это открытие месторождения алмазов в Якутии, ртутных руд на Южном Алтае, электронная книга, трехмерное телевидение и т. п. Но основой творчества Ефремова были рассуждения о морально-этическом развитии общества, человеческих ценностях.

Неслучайно главной наукой будущего в его книгах является история, а соотношение горя и радости мерилом уровня развития цивилизации. Известный советский фантаст Борис Стругацкий так оценил личность Ивана Ефремова в 1998 году: «Это был воистину „матёрый человечище“ — гигант мысли, великий эрудит, блистательный рассказчик и бесстрашный боец».

Иван Антонович Ефремов родился 23 апреля 1908 года в деревне Вырица Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Именно там находится библиотека имени И. А. Ефремова, (и в том же здании музей писателя), где и прошли юбилейные Ефремовские чтения: «В Необыкновенное! Первые шаги Ивана Ефремова в литературе».

Как отметила директор этой библиотеки Н. Давыдова:

«Уже в двадцать пятый раз Вырицкая поселковая библиотека им. И. А. Ефремова собрала у себя поклонников творчества знаменитого писателя-фантаста. Годы идут, а интерес к сложной и весьма богатой на события жизни Ивана Антоновича не иссякает. В этом году участники литературно-научной конференции решили уделить внимание ранним рассказам Ивана Ефремова, а также его деятельности в Союзе писателей СССР. Интерес к творчеству Ивана Антоновича Ефремова продолжает расти, и каждый год мы не забываем открывать для себя и гостей чтений новые грани личности нашего знаменитого земляка».

В выступлениях прозвучали очень важные моменты, характеризующие творчество Ефремова: концепция преодоления («Звездные корабли»), безотчетная потребность в развитии воображения, которое, как утверждал Эйнштейн, важнее знания, образ человека, стремящегося к познанию, для которого мелкие бытовые конфликты просто неинтересны, жизнь как путешествие во времени и пространстве, борьба за справедливое дело. Как отметил в своем докладе доктор философии Андрей Орехов, герои романа «На краю Ойкумены» — это романтики, которые пытаются увидеть светлый образ будущего.

Пока реальностью из всех социальных прогнозов Ивана Ефремова стал самый худший вариант общественного устройства, описанный в запрещенном в советское время романе «Час Быка». Кто-то увидел в этом карикатуру на советскую действительность. На самом деле Ефремов писал про другое. Этот роман о социальной и нравственной катастрофе на планете Торманс, в которой царит инферно, разрушающий и сжигающий души ад при жизни. Сам писатель говорил о «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры». Царит на Тормансе олигархия, народу остается борьба за выживание и пошлая массовая культура. Эта картина, похоже, сейчас давно утратила границы. Плохо и то, что на фоне современной массовой культуры с ее культом стяжательства и вседозволенности значительно вырос процент тех, в том числе и в российском обществе, кому чужды и непонятны ценности Ивана Ефремова. А для нас, в советское время, его творчество было глотком воздуха и каналом доступа к иному мировоззрению. Оно вселяло веру в то, что жизнь может и должна быть иной. Однако творчество Ефремова живет и некоторые его произведения даже включены в школьную программу.

Осталось не совсем ­­понятным, почему в работе Ефремовских чтений не приняли участие представители администрации Вырицы. А ведь тема творчества и памяти Ефремова могла привлечь в Вырицу большое количество туристов, поклонников его творчества и позитивно повлиять на развитие этого поселка. Пример — как буквально за считаные годы расцвело депрессивное село Териберка в Кольском районе Мурманской области, где снимался фильм «Левиафан». Там появились и бары, и гостиницы, стали проводиться фестивали кино. Неужели светлое и многогранное творчество Ефремова менее достойно интереса и внимания, чем бездуховные и сломленные обстоятельствами герои «Левиафана»?

«Масштаб личности Ивана Ефремова сложно переоценить. Он был и палеонтолог, и биолог, и геолог, лауреат Сталинской премии за свои научные труды. Автором философских, исторических, научно-фантастических романов, которые всегда современны. Даже если бы Ефремов написал только один из своих знаменитых романов, ту же „Таис Афинскую“, он бы уже вошел в классики литературы. И то, что сейчас его имя недостаточно звучит, — это позор. Должна быть государственная система поддержки наследия творчества Ефремова. Именно система! А пока поклон энтузиастам, в первую очередь из библиотеки в Вырице. И надежда, что их подвижничество получит достойную поддержку государства и российских общественных организаций», — заявил специально для EADaily член Всемирного клуба петербуржцев, действительный член Русского географического общества меценат Владимир Дервенёв.

Умер Иван Ефремов 5 октября 1972 года в Москве, похоронен на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге. Как пишут исследователи жизни и творчества писателя, его вдова утверждала, что эта могила — кенотаф, а прах был развеян над горами Индии. И это еще одна загадка Ивана Ефремова.

Татьяна Полоскова, доктор политических наук, кандидат философских наук