Новости

2021-й — год земляного рынка

В 2021 г. Украину ожидает одно из самых «эпохальных» событий — с начала июля официально открывается рынок земли сельскохозяйственного назначения.

2020 г. стал своего рода «зеленым турботрамплином»: был заложен прочный законодательный фундамент для завершения двадцатилетнего периода действия «временного» моратория на продажу сельскохозяйственной земли.

Принятый в 2001 г. закон Украины №2242-III «О соглашениях относительно отчуждения земельной доли (пая)» продлевался семь раз — каждые два года, начиная с 2004 г.

Действующая власть в лице обобщенной ЗЕ-команды чрезвычайно гордится тем, что за столь короткий срок ей, мол, удалось запустить масштабный процесс земельной реформы, чего не могли сделать предшественники. Очень символично, что аккурат к 30-й годовщине независимости украинская земля наконец-то превратится в ходовой — во всех отношениях — товар.

«2000» весьма пристально отслеживали важнейший для страны «земельный вопрос». Пришло время подвести итоги уходящего года и вспомнить ключевые законодательные «репризы» относительно земельного рынка.

Истерика Потураева и «тюремные загадки» Зеленского

Основополагающий документ земельной реформы — законопроект №2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения» — был принят в первом чтении еще в ноябре 2019 г.

Процесс рассмотрения документа стал памятной вехой в истории украинского парламентаризма не только ввиду знаковости самого законопроекта, но и благодаря фееричному выступлению депутата от фракции «Слуга народа» Никиты Потураева. Его весьма специфическая, мягко говоря, речь стала «гимном» земельной реформы.

«Сегодня Украина окончательно похоронит коммунизм! Мы наконец-то сведем счеты с этим маньяком Лениным, с людоедом Сталиным, которые сделали все, чтобы лишить украинский народ главного богатства — земли! Мы вернем украинцам землю раз и навсегда!» — будто в приступе обострившегося синдрома Туретта* вопил Потураев с трибуны Рады.

Голосование законопроекта во втором чтении происходило в ночь с 30 на 31 марта 2020 г. Президент Владимир Зеленский, убеждая, предупреждая и грозя депутатам, лично выступил хедлайнером продавливания земельного законопроекта. Банковая, апеллируя к тяжелой ситуации, вызванной пандемией коронавируса, требовала одобрить документ в целом, поскольку это являлось одним из ключевых требований Международного валютного фонда. Принятие земельного законопроекта, а также банковского закона (нареченного «антиколомойским) было условием для открытия Украине новой кредитной линии.

«Наша страна из-за коронавируса фактически оказалась на перепутье, и у нее есть два пути. Первый — это принятие двух жизненно важных законов, после чего мы получим поддержку от наших международных финансовых партнеров в размере не менее 10 млрд. долл... Второй путь — провал этих законов, последующий упадок экономики и даже угроза дефолта... Мы с правительством выбрали свой путь. Теперь очередь за вами, уважаемые народные депутаты. Вся ответственность завтра ложится именно на ваши плечи», — заявил президент в своем официальном видеообращении накануне дня голосования.

Да простят мне читатели использование столь грубого сравнения, но Зеленский сформулировал ситуацию «дефолт или продажа земли» в стиле обсценной тюремной загадки — «Вилкой в глаз или в ж@пу раз?» Не найдя правильного ответа, было решено подставить «мягкие места» страны под условия нетерпеливых кредиторов.

Компромисс по базе

Принятый базовый земельный законопроект №2178-10 власть объявила «компромиссным». «Слуги» употребили такую формулировку, поскольку в первом варианте документ предусматривал распродажу земли целыми областями, позволяя концентрировать в одних руках более 200 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения.

Т. н. компромиссными новеллами стали:

— отсрочка открытия рынка оборота сельскохозяйственной земли до лета 2021 г.;

— введение двухлетнего моратория на продажу государственной земли до 2023 г.;

— до 2023 г. землю могут покупать только физические лица и не более 100 га «в одни руки», юрлица смогут покупать землю через два года в количестве не более 10 тыс. га;

— вопрос продажи земли иностранным физлицам и юрлицам будет решен на всеукраинском референдуме.

При этом в законе сохранилась «специфическая» поправка к 130-й статье Земельного кодекса относительно возможностей банков и внебанковских финансовых учреждений. Эта норма дает возможность банкам, в т. ч. со 100%-ным иностранным капиталом, получать землю в собственность через залоговые обязательства по кредитам. В этом процессе могут принимать участие внебанковские частные организации и компании в виде разнообразных ломбардов, кредитных союзов и прочих «шарашкиных контор», спекулирующих на потребительских, кабальных кредитах «до зарплаты».

Главная фишка поправки относительно права получать в собственность землю банкам заключается в возможности участвовать в земельном переделе иностранному капиталу — и это вопреки законодательным ограничениям. Это значит, что иностранные граждане и компании смогут аккумулировать земельные права в виде кредитных гарантий, пока не будут окончательно сняты запреты на покупку земли иностранцами.

За этот т.н. переходный период иностранные инвесторы вполне комфортно смогут создать условия для концентрирования земельных владений в Украине. Земля, купленная фирмами-прокладками с украинской пропиской, будет связана кредитными залогами до нужного часа Х. Когда придет время, фирмы заявят о своей неплатежеспособности, и земля перейдет в собственность банка и будет продана правильному заграничному инвестору.

Земельные ножницы

Документом, который формирует важнейшие условия функционирования системы оборота земельных ресурсов, является законопроект №3131 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины по детенизации производства сельскохозяйственной продукции».

Собственно, этот законопроект создает условия для перетекания земельных ресурсов от мелких и средних фермеров к крупным агрохолдингам. Кроме того, для домохозяйств, самостоятельно обрабатывающих свои паи, создаются стимулы к продаже земли или передаче ее в аренду. Разработчики документа предлагают внедрить понятие «поставленное налоговое обязательство».

Как и земельный налог, обязательство будет исчисляться в привязке к нормативной оценке земли, исходя из размера участка. Новый налог будет в пять раз больше, чем действующие нормы, ставка соответствует 1% суммы нормативной оценки земли. В основу формирования обязательства депутаты закладывают показатель в 5% от нормативной оценки.

Также предусмотрено, что налогообложение распространится на обычных пайщиков, у которых в собственности находится более 1 га земли. Исключения предусмотрены для физлиц, которые сдают свой земельный участок в аренду на основании официально зарегистрированных договоров. Т. е. все пайщики, которые самостоятельно обрабатывают свою же землю, будут вынуждены платить новые налоги.

Так, с помощью налогового давления законопроект №3131 де-факто создает земельные ножницы, режущие наделы земельного банка Украины под заказ агроолигархов.

«Умная оптимизация»

Еще один знаковый документ в структуре законодательства земельной реформы — законопроект №3012-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения права работников государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений, организаций на получение земельной доли (пая)».

Вопреки подкупающему названию документа его главной целью указана «оптимизация процедуры приватизации земель государственных сельскохозяйственных предприятий». Т. е. речь идет о госпредприятиях, которые относятся к сектору АПК.

Законопроект предлагает следующий порядок распределения земельных ресурсов госпредприятий в процессе приватизации:

— до 40% земель распределяются между работниками предприятия и пенсионерами из их числа, работниками государственных и коммунальных учреждений социальной сферы (при этом площадь земель, передаваемая в собственность одного работника предприятия или пенсионера из числа бывших работников предприятий, определяется средним размером земельной доли (пая) по району, а для работников учреждений социальной сферы не может превышать 2 га);

— 20% земель передаются в собственность участникам боевых действий для ведения личного крестьянского хозяйства (но не более 2 га в одни руки);

— не менее 40% передаются в аренду на земельных торгах (кроме случаев приватизации земель предприятий в связи с приватизацией самих предприятий).

К последнему примечанию следует присмотреться очень и очень внимательно, поскольку законопроект предусматривает два варианта приватизации земли госпредприятия. Во-первых, через приватизацию самой земли. Во-вторых — в процессе приватизации самого госпредприятия.

В документе указана весьма интересная норма: «В случае приватизации земель предприятий в связи с приватизацией самих предприятий земли, оставшиеся после распределения между работниками предприятия, работниками государственных и коммунальных учреждений социальной сферы и участниками боевых действий, передаются в аренду на 50 лет хозяйствующему обществу, в которое превращается предприятие».

Т. е. проект предусматривает, что, приватизируя госпредприятие, покупатель оптом получает землю в аренду на полстолетия. А учитывая то, что пайщики получат свои наделы в рамках целостного земельного массива, у них не будет иного выбора, кроме как отдать в аренду или продать свои паи той фирме, которая купит госпредприятие. Это очевидная схема концентрации госземель, которые будут поглощать большими кусками. Очевидно, что этот механизм разработан в интересах крупных агрохолдингов — как отечественных, так и иностранных.

Аукционы для акционеров

Законопроект №2195 «О продаже земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них через электронные аукционы» очень важен с точки зрения технического обеспечения функционирования земельного рынка.

Документ регламентирует «правовое обеспечение публичности и прозрачности аукционов по продаже и передаче в пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности».

Речь идет о создании базы электронных торгов в формате аукционов по продаже прав на государственные и коммунальные земельные участки.

Анализируя документ, специалисты Главного научно-экспертного управления ВРУ акцентировали внимание на очень важной особенности законопроекта. Это замечание, собственно, отражает весь замысел документа.

«Следует также учесть, что согласно определению, приведенному в статье 1 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества», оператором электронной площадки определено юридическое лицо, «которое имеет право использовать электронную площадку и действует в соответствии с договором, заключенным с администрацией электронной торговой системы, существенные условия которого определяются Кабинетом Министров Украины».

Т. е. оператором такой площадки может быть частное юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть и «администратор электронной торговой системы», поскольку определение содержания этого термина в статье 1 названного закона не предусматривает того, что им должны быть исключительно государственное предприятие или учреждение», — указано в анализе законопроекта специалистами Рады.

Иными словами, речь идет о том, что электронную систему проведения земельных аукционов может контролировать частная компания, а не государство. Доказательством того, что разработчики законопроекта подразумевают передачу контроля над земельными аукционами «частной лавочке», является примечание о том, что внедрение этой инициативы не требует дополнительного госфинансирования.

Подарок под елку крупным латифундистам и зернотрейдерам

Уже в последние рабочие дни 2020 г. депутаты Рады решили сделать щедрый подарок бенефициарам крупных агрохолдингов и зерновых трейдинговых компаний. 17 декабря парламент поддержал во втором чтении законопроект №3656 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции».

Ранее «2000» уже дважды писали об этом документе в материалах «От аграрной супердержавы» до «аграрной супертерритории» (№5(939), 31.01 —6.02.2020) и «Синдром украинского аграрного империализма» (№31(953), 18—24.09.2020).

Документ предусматривает снижение ставки НДС с 20% до 14% при операциях по поставкам отдельных видов сельхозпродукции. По своей сути законопроект создал налоговые преференции ряду топовых агропроизводителей.

Примечательными товарами в льготном списке являются семена подсолнечника и других масличных культур, а также кукурузы и пшеницы. В текущем сезоне из всех посеянных культур абсолютными лидерами по площадям являются подсолнечник (6,2 млн. га), кукуруза (5,3 млн. га), ячмень (1,5 млн. га) и соя (1,4 млн. га).

Среди прочего, в снижении НДС по операциям с подсолнечником крайне заинтересован пул крупнейших производителей подсолнечного масла. Это позволит неплохо «просубсидировать» некоторые агрохолдинги, занимающие лидирующие позиции по экспорту масла.

Наши выводы подтвердили специалисты Национального научного центра «Институт аграрной экономики». 4 сентября «Урядовий кур'єр» опубликовал выдержки из доклада специалиста относительно сути законопроекта №3656.

Анализируя документ, эксперт указал, что законопроект выгоден только агротрейдерам и по своей сути является лоббистским.

«Фактически выигрывают только трейдеры — у них на 30% уменьшается отвлечение финансовых ресурсов на уплату НДС при закупке продукции у производителей. Кроме того, меньший НДС означает меньшие объемы скруток, которые могут создать трейдерам проблемы в отношениях с ГФС, так как генерирование НДС будет меньшим. Итак, законопроект по сути лоббистский», — резюмировал эксперт Национальной академии аграрных наук Украины.

Безусловно, в принятии законопроекта №3656 были кровно заинтересованы, например, «Украинская зерновая Ассоциация» (УЗА), объединяющая несколько десятков крупнейших трейдеров сырьевой аграрной продукции.

Принятый Радой — под елочку — закон выгоден крупным отечественным латифундистам и иностранным корпорациям, занимающимся колониальным вывозом аграрного сырья из Украины.

Неясное и мрачное завтра

В структуре законодательных инициатив, формирующих облик открывающегося в 2021 г. земельного рынка, особого внимания заслуживает просто-таки фантастический законопроекте №2194 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты об усовершенствовании системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений».

Мы специально посвятили этому бесценному экспонату отечественного законодательства отдельный материал (подробнее об этом читайте в материале «Распродажа обанкротившейся страны» на стр. B2).

Впереди еще полгода до заветной даты 1 июля 2021 г., знаменующей открытие рынка земли. За это время аграрное лобби наверняка приложит все усилия для принятия вышеперечисленных и иных законопроектов с целью создания «цивилизованного рынка» земельных отношений.

2020-й мы провожаем новостями: о законодательных подарках латифундистам; о назначении Романа Лещенко главой пока несуществующего Министерства аграрной политики и продовольствия; о мизерных 4 млрд. грн., утвержденных в госбюджете-2021 на поддержку отечественных аграриев и развитие отрасли АПК.

Такими информационными поводами власть будто очерчивает предельные горизонты ожиданий открытия земельного рынка. Достаточного резерва средств, системных госпрограмм, команды компетентных специалистов и управленческой отраслевой структуры нет, но вы, мол, держитесь, а государство позаботится о благополучии агрохолдингов и прочих иностранных «инвесторов».

*Синдром Туретта — генетически обусловленное расстройство центральной нервной системы, которое проявляется в любом возрасте и характеризуется множественными двигательными («моторными») тиками и как минимум одним голосовым, появляющимися много раз в течение дня. Относится к нейроонтогенетическим моторным расстройствам.

Роман ГУБРИЕНКО