Новости

700 миллионов жене Порошенко

Государственный бюджет на 2020 год предусматривает финансирование 150 млн гривен из бюджета Украины на Украинский культурный фонд (УКФ), который возглавляет супруга экс-президента Петра Порошенко. Об этом на прошлой неделе сообщил министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский.

Однако совершенно иную информацию сам же Бородянский озвучил в интервью изданию "Зеркало недели". 

"Уже на 2020 год мы вдвое увеличили финансирование УКФ - на проекты, которые не касаются кино. Раньше эта цифра была 250 миллионов гривен, на 2020-й это будет 500 миллионов", - говорится в нем. 

Украинский культурный фонд (УКФ) - государственное учреждение, созданное в 2017 году. С самого начала фонд возглавляет Марина Порошенко. Поэтому не исключено, что фонд изначально создавался именно "под" супругу бывшего президента.

"Страна" уже подробно рассказывала, на какие "интересные" проекты УКФ в 2018 году тратил бюджетные деньги в материале "Миллионы для родни высших чиновников. Кому платит фонд Марины Порошенко". Также в статье "Деньги на свастику, комедию об АТО и фестиваль Парубия. Марина Порошенко продолжает раздавать миллионы из бюджета" "Страна" сообщала, куда фонд тратил деньги в первой половине 2019 года.

Озвученная министром противоречивая информация насчет объемов финансирования в 2020 году фонда Марины Порошенко стала поводом для более детального анализа.

"Страна" выяснила, сколько на самом деле денег украинских налогоплательщиков получит фонд, возглавляемый супругой бывшего президента. И эта цифра оказалось значительно больше ранее озвученных.

700 миллионов было, есть и будет

Чтобы разобраться в ситуации, "Страна" изучила документы о госфинансировании УКФ. В законе о госбюджете на 2019 год мы обнаружили, что в текущем году фонд Марины Порошенко должен получить из госбюджета сумму 708 млн грн:

 

Источник: zakon.rada.gov.ua

В эту сумму входят и затраты на содержание фонда (зарплата, коммунальные платежи и т.д.), и расходы на финансирование проектов фонда.

В опубликованном ко второму чтению проекте госбюджета на 2020 год предусмотрена практически такая же сумма расходов на УКФ – 697,4 млн грн. То есть расходы на фонд Марины Порошенко уменьшили всего на 1 %:

Источник: zakon.rada.gov.ua

Окончательный текст госбюджета на 2020 год ждет подписи президента Зеленского и пока не обнародован. Однако в опубликованной стенограмме заседания Верховной Рады, на котором депутаты рассматривали проект бюджет во втором чтении, ничего не говорится о поправках, касающихся финансирования УКФ.

Поэтому можно предположить, что сумма государственного финансирования УКФ, который возглавляет Марина Порошенко, в окончательном варианте бюджета не изменилась.

В общем, сумма финансирования фонда оказалась больше обоих вариантов, озвученных министром Бородянским: не 150 и не 500, а 700 миллионов. А Марина Порошенко планирует в 2020 году и дальше заниматься работой в УКФ, распределяя деньги налогоплательщиков.

Что планирует Порошенко в 2020 году

Глава УКФ Марина Порошенко 1 ноября выступила на пресс-конференции в "Укринформе", где презентовала программу фонда на 2020 год:

"Основные приоритеты УКФ на следующий год остаются неизменными", - подчеркнула Марина Порошенко.

Марина Порошенко также заявила, что в 2019 году УКФ реализовал более 430 проектов на полмиллиарда гривен.

"Общий бюджет, направленный на реализацию этих проектов, составил почти 510 млн грн. Это дало возможность осуществить предпродакшен и продакшен 126 фильмов и сериалов, реализовать 48 образовательных программ, создать 27 выставок и 29 театральных спектаклей, провести 56 фестивалей и 9 конференций, отпечатать 48 изданий и реализовать многие другие проекты", - сообщила председатель УКФ.

Почему Марина Порошенко возглавляет УКФ при новой власти

Жена Петра Порошенко Марина возглавляет наблюдательный совет УКФ, а также является главой фонда. Об этом сообщается на сайте фонда:

 

Фото: ucf.in.ua

19 января предыдущий министр культуры Евгений Нищук по представлению Наблюдательного совета фонда снова назначил председателем УКФ жену президента Петра Порошенко.

Таким образом, перед президентскими выборами, на которых Петр Порошенко проиграл Владимиру Зеленскому, супруге экс-президента продлили полномочия, по которым она контролирует распределение сотен миллионов бюджетных средств.

Согласно документам, деятельность УКФ направляется и координируется Министерством культуры Украины. Сейчас, после создания нового правительства, это министерство объединили с министерством молодежи и спорта и с министерством информполитики.

И возглавляет его Владимир Бородянский.

В уже упомянутом интервью "Зеркалу недели" он одобрил работу Марины Порошенко на посту главы УКФ и, судя по всему, менять ее в ближайшее время не намерен.

"Марина Анатольевна многое сделала для того, чтобы УКФ состоялся и успешно работал два года... Эта организация справедливо считается в обществе очень качественной учреждением. Конечно, есть куда развиваться и расти дальше", - похвалил жену Порошенко министр.

Фонд Порошенко курирует топ-менеджер от Пинчука

Согласно официальной информации на сайте министерства, с 2012 по декабрь 2018 года он руководил крупнейшей медиа-группой Украины StarLightMedia. Перед этим он восемь лет руководил телеканалом СТБ:

Источник: mkms.gov.ua

В группу StarLightMedia входят шесть телеканалов (в том числе СТБ, ICTV, "Новый", М1 и М2), газета "Факты" и ряд других подразделений.

Медиагруппа StarLightMedia принадлежит украинскому миллиардеру Виктору Пинчуку – зятю экс-президента Украины Леонида Кучмы.

После победы на выборах президента Владимира Зеленского Владимир Бородянский стал его внештатным советником.

Что говорил скандальный министр

Министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский за недолгое время руководства министерством уже не раз прославился скандальными заявлениями  в стиле предыдущего президента.

Так, он уже несколько раз высказался о переименовании Украинской православной церкви.

"Есть контекст, и контекст понятен: с нами развязали войну, и это гибридная война. И Украина, несмотря на то, что на нее напали, не вмешивалась в деятельность церкви Московского патриархата. Мы понимаем, что центр влияния на Украинскую православную церковь Московского патриархата находится в России, в Москве. Естественно, что Украина должна каким-то образом учитывать это. И я считаю, что принцип, что церковь должна внести в свое название идентификацию, что она относится к Русской православной церкви – это понятная норма, которая просто определяет, кто есть кто", - утверждает чиновник. 

По его мнению, вмешательство государства в вопросы формулировки названий религиозных объединений является "не очень правильным", однако это объясняется "периодом агрессии против Украины".

"Все должны понимать, что центр влияния на Украинскую православную церковь Московского патриархата находится в Москве – через тот же синод", - считает министр. В таком контексте он не видит проблемы в действиях власти относительно названия РПЦ в Украине. "Я считаю, что это нормально, когда страна обозначает, кто есть кто. И мне кажется, что нельзя в этом контексте считать вмешательством. Чтобы люди могли сознательно выбирать. Я не вижу в этом никаких проблем", - отметил Бородянский и добавил, что "нормально" относится к принятому при предыдущей власти закону об изменении названия церковной структуры РПЦ в Украине. 

Также министр объяснил, что не видит проблем в поддержке государством процесса предоставления Томоса об автокефалии для украинских православных.

"Вообще, что это было и как это произошло, и что значит, когда одна часть верующих не признает другую часть. Как мы знаем, например, Православная церковь Киевского Патриархата не была канонической церковью. Это означает, что миллионы верующих не могли реализовывать свои религиозные права тем способом, которым они хотели – в канонической церкви. Это нормальное желание верующего человека – быть в канонической церкви. Для того, чтобы церкви стали каноническими, им предложили объединиться и создать единую поместную церковь. К этому предложению прислушались УПЦ КП и УАПЦ, которые не были каноническими с точки зрения Вселенского православия, и некоторые епископы УПЦ МП", - заявил он.

В интервью изданию "Зеркало недели" министр заявил, что УПЦ в своем названии должна указать на принадлежность к Московскому патриархату:

"Мы понимаем, что находимся в состоянии гибридной войны, что управление УПЦ МП находится в Москве, это записано в документах, в уставах. И поэтому мы считаем, что обозначение кто есть кто - это нормально на этом историческом этапе. И я не понимаю, почему поднялся такой шум по этому поводу. Это не переименование церкви, это добавление одного слова, которое четко обозначает, какая это церковь, то есть принадлежность церкви к стране-агрессору: РПЦ", - сказал министр.

Сейчас приказ Минкульта о переименовании УПЦ остановлен решением суда. 

Кроме того, как писала "Страна", Бородянский оправдывал гибридной войной необходимость удушения в Украине свободы слова.

По-мнению Бородянского, именно сейчас нужно говорить о дезинформации и противодействовать ей, так как Украина находится в состоянии гибридной войны.

"И именно сейчас мы хотим толковать понятие "дезинформация", то есть информация, которая искажает общественное мнение и вредит национальным интересам. Это понятие необходимо наполнить обстоятельным содержанием, а также критериями, чтобы этим невозможно было злоупотреблять. Мы находимся в состоянии гибридной войны. На нас напали, мы должны защищаться от дезинформации таким способом, чтобы невозможно было искажать общественное мнение", - сказал министр. 

Он признался, что его часто спрашивают, почему в нашей стране делают что-то, чего нет в Европе. В частности, хотят бороться с дезинформацией.

"Но ведь в Европе нет войны, а у нас она есть. Многие нормы из тех, которые мы будем обсуждать в законопроекте о дезинформации, будут действовать до тех пор, пока часть Украины будет временно оккупирована", - объяснил Бородянский.

Он добавил, что законопроект поможет гражданам Украины отличить правду от неправды.

"Странно звучит, но этот законопроект относительно противодействия дезинформации поможет людям понять, что является правдой, а что - неправдой", - уверен чиновник.

Также Бородянский отличился тем, что приравнял дезинформацию к госизмене и предложил сажать авторов заказных материалов в СМИ.  Об этом он рассказал в интервью "Новому времени".

"Например, за что может маячить уголовная ответственность? Когда я, как некое третье лицо, пришел к вам и сказал - вот вам 10 тысяч долларов, напишите, пожалуйста, статью о чем-то, что не является правдой, с целью некоего специального результата, который я хочу получить в общественном мнении. Более того, я буду платить каждый раз 10 тысяч долларов, и вы будете писать такие статьи каждый день в большом объеме. Вот эти отношения могут быть криминализированы", - сказал Бородянский.

При этом распространение дезинформации министр приравнивает к преступлению - на уровне госизмены, поскольку он считает, что мнения журналистов, которые они публикуют в статьях, могут угрожать национальным интересам страны.

Бородянский считает, что в журналистском сообществе должна существовать организация, которая будет определять стандарты журналистики и выдавать или забирать журналистские удостоверения. Также этот орган будет определять степень манипулятивности того или иного СМИ. Но кроме того, данная организация, по мнению Бородянского, будет предупреждать журналистов, когда к ним должны прийти домой с обыском правоохранительные органы.

Введение контроля над журналистами Бородянский объясняет наличием в Украине информационной войны с РФ.

Также министр культуры Бородянский хочет сажать не только журналистов, но и блогеров. Об этом он сказал в интервью "Зеркало недели".

"И если кто-то нарушает украинское законодательство с помощью какого-то контента, например призывает к вражде, то и понесет за это ответственность. Блогер и раньше нес ответственность, согласно действующему законодательству. Сейчас мы хотим сказать, что контент подпадает под регуляцию. И это нормально. Есть неограниченное количество людей, которые потребляют контент блогеров" - заявил министр.

Он считает, что подобная практика регулировки качества контента нормальна.

"Я полностью соглашаюсь с министром обороны, который сказал, что медиаграмотность и вообще умение отличить фейк от нефейка должны быть обязательным навыком современного гражданина. Этому нужно учить со школы, это основа. Мы же знаем, что, согласно последнему исследованию, только 8% украинцев могут отличить фейк от нефейка. То есть 92% людей не умеют отличать правду от неправды. И если у нас эта цифра такая большая, то мы говорим уже не о борьбе с дезинформацией, а о законодательстве, которое защищает правду. Странно звучит, но этот законопроект относительно противодействия дезинформации поможет людям понять, что является правдой, а что - неправдой", - утверждает глава министерства культуры.

Алексей Романов