Новости

АБВЕР-2: личинка гибридных войн

Одним из фронтов Великой войны за спасение Отечества 1941—1945 гг. стало противоборство спецслужб. Гитлеровский рейх создал эффективные органы разведки и контрразведки, диверсионно-подрывные структуры, систему спецпропаганды и целенаправленного использования этнорелигиозного фактора, первые настоящие войска спецназначения (полк-дивизия «Бранденбург-800»).

По сути гитлеровские спецслужбисты высокотехнологично взращивались из представителей верхушки общества в рамках создания «сверхчеловека». Сразиться с ними пришлось преимущественно вчерашним крестьянским парням в стране, только что проведшей ликвидацию неграмотности (22% грамотных к 1917 г. против 98% в кайзеровской Германии).

Советским спецслужбам (обескровленным предвоенными репрессиями) пришлось столкнуться с противником нового концептуального типа, опиравшимся на солидный научно-технический и научно-гуманитарный потенциал мобилизованной на завоевание мирового господства державы.

Эзотерический враг

Заметим, что нацисты умело использовали в тайной войне не только ненависть народов Азии и Африки к европейским колонизаторам, но и серьезные социально-психологические рецидивы гражданской войны 1918—1922 гг., а также войн между Советами и национальными государственными образованиями на территории СССР, последствия массового репрессивного беззакония и трагедии, неизбежно сопровождающие форсированный слом старого общественного строя. Без учета этих обстоятельств трудно понять многие страницы «секретного фронта» Второй мировой на землях Украины.

Украина действительно была одним из основных театров незримого поединка: он, собственно, стал Пятым Украинским фронтом, и победа на нем в такой же степени приближала Победу, к 75-й годовщине которой мы идем. Хотелось бы рассказать о некоторых ярких эпизодах сражения спецслужб на украинской земле.

Но начать приходится с противника — это и классика военно-исторического жанра, и обязательное условие понимания остроты противоборства, и, увы, предостережение современникам, живущим в эпоху тотального сотворения виртуальной реальности, войн смыслов и психоисторических войн.

Спецслужбы действительно занимали особое место в двенадцатилетней истории рейха. Развязав войну за мировое господство, противопоставив себя ведущим странам, гитлеризм не мог не прибегать к масштабным асимметричным действиям, способным компенсировать неблагоприятное соотношение вооруженных сил и тем более населения и стратегических ресурсов. Ныне известны потрясающие успехи Германии в космических и ядерных разработках, конструировании и производстве ракетного оружия (баллистических, крылатых ракет, управляемых зенитных и противотанковых ракет), реактивной авиации и нетрадиционных летательных аппаратов, управляемых авиабомб, океанских подводных лодок нового типа и другого оружия, поступившего на серийное вооружение развитых стран в основном в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Еще ждут изучения достижения секретных институтов системы Анненербе в области психотехнологий, медицины, обработки массового сознания, эзотерических знаний.

Осмелимся утверждать, что составной частью этой оригинальной технологической цивилизации (чьи достижения не успели в полной мере развернуться во вред человечеству благодаря ратной самоотверженности наших предков) стали и новейшие технологии специальной деятельности. Спецслужбы рейха — наряду с масштабными достижениями в «классической» разведке и контрразведке — выступили пионерами (или значительно опередили противников) в области разведывательно-подрывной деятельности.

Организация «пятой колонны» и позиций влияния в аппарате управления зарубежных государств, инспирирование переворотов, повстанческих движений, мятежей, диверсионные кампании, умелое использование (создание) националистических и антиколониальных движений, политической эмиграции, этноконфессиональных групп, совершенствование и масштабное применение методов психологической войны и спецпропаганды, использование или «изобретение» сект, конструирование сообществ с заданными характеристиками, создание войск спецназначения и новаторской шпионско-диверсионной техники — вот сжатый перечень вклада германских спецслужб в инструментарий и искусство тайной войны.

Не будет преувеличением сказать, что третий рейх создал действующую систему (модель) того, что сейчас как только ни называют — асимметричным, неконвенционным, консциентальным и, конечно же, гибридным противоборством. Сосредоточением разведывательно-диверсионной, террористической, оперативно-боевой и пропагандистской деятельности рейха стало подразделение военной спецслужбы, абвера, известное как абвер-2.

Лабиринтами «тотальной войны»

Ганс фон Сект

Орган контрразведки вооруженных сил Веймарской республики абвер («защита», «отпор») был создан в 1919 г. в рамках т. н. «временного рейхсвера». Знаменитый реформатор германской армии и разработчик теории блицкрига генерал Ганс фон Сект приказал первому руководителю абвера Фридриху Гемпу максимально замаскировать службы и кадры разведки под прикрытием промышленных концернов, торговых фирм, а также промышленного шпионажа.

Вильгельм Канарис

1 января 1935 г. руководителем спецслужбы назначили адмирала Вильгельма Канариса. По свидетельству одного из руководителей спецподразделения абвер-2 Штольце, в 1935—1936 гг. активизировалась работа германской разведки по вербовке представителей белоэмигрантских, националистических и других антисоветских организаций в Германии и сопредельных странах. Наряду с учетом опыта Первой мировой войны разрабатываются установки, превращающие абвер из просто инструмента добывания разведывательной информации в механизм подрывной деятельности и активного влияния на военно-политическую реальность в интересах агрессивных планов рейха.

Спецслужбы стали одним из важнейших элементов экспансионистской политической линии и «тотальной войны» — стержня военно-политической доктрины рейха. В директиве верховного командования армии от 7 марта 1938 г. говорилось, что «невоенные средства борьбы» способны развалить «вражеский народ» и без «одержания решающей победы над его вооруженными силами». Рекомендовалось активно использовать «националистические и сепаратистские процессы».

Среди «технологических» новаций немецкой спецслужбы уже тогда обозначились:

— обеспечение максимальной централизации управления разведкой и подрывной деятельностью в целом, подчинение органов специальной деятельности высшему военно-политическому руководству рейха;

— установка на «тотальность» (многогранность) разведывательно-подрывной деятельности, ее теснейшая координация с геополитическими, внешнеполитическими и военно-стратегическими концепциями и действиями Германии;

— курс на превращение разведывательно-подрывных механизмов в важный инструмент достижения «молниеносной войны»;

— стремление к созданию «пятой колонны» на территории потенциальных противников (объектов будущего вторжения);

— насаждение агентуры в управленческих и деловых кругах зарубежных стран, овладение рычагами политического влияния;

— инспирирование (поддержка) и оперативное использование националистических, сепаратистских, антиколониальных и других антиправительственных движений и организаций, а также немецкой диаспоры;

— энергичные усилия по дезинформированию противника, сокрытию собственных замыслов и действий;

— психологическая война и разложение духа населения и войск противника; создание ударных (диверсионных) спецподразделений, укомплектованных в т. ч. выходцами из народов тех стран, которые запланированы в качестве объекта агрессии;

— развитие технических видов разведки и энергичное использование достижений научно-технического прогресса для усовершенствования разведывательно-диверсионных средств.

Постепенно в рейхе сложилось целое сообщество разведывательных служб, основными из которых выступали абвер, разведка РСХА, отдел «Иностранные армии Востока» генштаба, разведка МИД, иностранный отдел правящей национал-социалистической партии (НСДАП).

Созвездие спецопераций

С конца 1930-х гг. спецслужбы рейха активизировали работу в контексте будущего нападения на СССР. Не последнее место отводилось подготовке благоприятных условий на потенциальном театре военных действий тайными методами борьбы. В 1935—1938 гг. закрепляются основные положения разведывательно-подрывной стратегии («тотальной войны»).

Еще до начала Второй мировой абвер-2 осуществил ряд стратегических подрывных операций, обеспечивая рейху земли и ресурсы Европы. Аншлюс Австрии Германией в марте 1938 г. обеспечили сотрудники и агенты германской разведки, проникшие на руководящие посты в австрийских ведомствах обороны и безопасности, аппарате президента, МИДе. Гитлеровский агент Артур Зейсс-Инкварт стал министром внутренних дел и министром безопасности Австрии!

Гейнлейн                                                                       Эрвин Лахузен

Разведка обеспечила «пятую колонну» для аннексии населенной 3 млн. этнических немцев Судетской области Чехословакии и реализацию плана «Грюн» по оккупации Чехословакии. С 1935 г. Берлин финансировал и опекал местные фашиствующие силы во главе с Гейнлейном, поощрял их агитацию за «воссоединение с родиной». Шеф подразделения абвер-2 Эрвин Лахузен (через своего представителя при лидере сепаратистов майора Гросскурта) создавал боевые и диверсионные группы судетских немцев, концентрируя их в учебном лагере в Бранденбурге.

В Польской кампании 1939 г. абвер-2, его спецподразделения и подконтрольные ему диверсионно-боевые подразделения украинских националистов уже сыграли заметную роль в обеспечении стремительного наступления вермахта, показав, что разведывательно-диверсионные и подрывные мероприятия уверенно становятся важной и органической частью «молниеносной войны».

Следует отдать должное генералу-разведчику за откровенные показания на Нюрнбергском процессе: Лахузен рассказал о реальных задачах т. н. айнзатцгрупп, созданных при наступающих на восток армейских частях для массового уничтожения мирного населения. 30 ноября 1945 г., в частности, дал показания о поставленной Канарисом задаче «создавать в украинской Галичине повстанческое движение, целью которого стало бы истребление евреев и поляков».

Лахузен вел переговоры с лидерами нацистов Норвегии (партия «Национальное единство»), помогал в создании диверсионных групп из местных нацистов, для их усиления прибыли группы инструкторов и диверсантов абвера-2. 9 марта 1940 г. действия агентуры вызвали замешательство военного управления в Норвегии, способствовали десантным частям вермахта в захвате Осло, а затем и стратегически важного порта Нарвик. В тот же день глава местных наци Видкунд Квислинг объявил о создании нового правительства и заключении мира с Германией.

Как свидетельствовали на допросах после войны руководящие сотрудники абвера, в 1940 г. Канарис приказал всемерно усилить разведывательно-подрывную деятельность против СССР как главного противника. Планировалось распространить подрывные действия на Ближний Восток, Иран, Афганистан, Индию, Африку. Лахузен выступил автором плана диверсионной войны в США (вывод из строя ведущих электростанций, водоснабжения, военных объектов, телефонных станций и т. д.).

Накануне нападения Германии на Польшу, 31 августа 1939 г., диверсанты ОУН провели крупную диверсию на станции Подмонастырск возле Тернополя, чтобы усложнить переброску войск на запад. Спецподразделения из участников ОУН сыграли свою роль в Польской кампании вермахта 1939 г. (нельзя не подчеркнуть при этом, что тысячи этнических украинцев мужественно выполнили свой воинский долг в рядах Войска Польского, сражаясь с агрессором, развязавшим Вторую мировую войну). Представители абвера добились от властей Венгрии освобождения 400 бойцов Карпатской Сечи, которых перевели в лагеря абвера в Кирхендорфе и Гакештейне. 15 августа 1939 г. абвер создал в Словакии диверсионный отряд из членов ОУН («легион Сушко»).

  Роман Сушко                                                                                   Йосиф Бойдуник

 

После нападения Германии на Польшу два куреня (батальона) националистов, сформированных абвером, под командованием бывшего офицера Украинских сечевых стрельцов, руководителя разведки ОУН Романа Сушко и Иосифа Бойдуника, а также диверсионная группа бывшего сотника Карпатской Сечи Иосифа Карачевского в составе 14-й армии немецкой группы армий «Юг» развернули разведывательно-диверсионную деятельность и дошли до Стрыя на Львовщине. В первой половине сентября 1939 г. (критической для Войска Польского) в Галиции происходят достаточно массовые вооруженные выступления; формирования ОУН (свыше 7 тыс. бойцов) разоружили 3600 польских военнослужащих и полицейских, захватили танк, 8 самолетов, семь орудий, почти восемь тыс. единиц стрелкового оружия.

Йосиф Карачевский

Спецслужба завтрашнего дня

Функции, возложенные на абвер-2, явились полным воплощением концептуальной установки Гитлера об асимметричном характере войн рейха: «Массовые воздушные атаки, внезапные атаки, акты террора, саботаж, покушения, совершенные изнутри, убийства руководителей, сокрушительные удары по всем слабым местам... такова будущая война».

Основными задачами спецоргана стали:

— организация и проведение разведывательно-диверсионной, террористической деятельности в тылу противника, непосредственное содействие наступающим войскам путем захвата стратегических объектов, инфраструктуры;

— агентурно-вербовочная работа для развертывания «пятой колонны» как подготовительной фазы к вторжению на территорию зарубежных государств, дестабилизация внутреннего положения и тыла стран-противников;

— осуществление спецпропаганды и других подрывных мероприятий в тылу противника или на территории стран, выбранных в качестве объекта агрессии;

— создание и боевое применение разведывательно-диверсионных, террористических, повстанческих и других оперативно-боевых формирований с использованием национальных меньшинств, этнических немцев, радикальных, антиправительственных движений;

— профессиональная подготовка кадров для подрывной деятельности в специальных учебных заведениях, на курсах;

— разработка и изготовление специальных технических средств и оснащения для диверсионно-террористических мероприятий.

Ряд подразделений спецслужбы имели откровенно инновационный характер. Среди них, например: Группа 2-А («Восток»). Общее руководство разведывательно-диверсионной работой, прежде всего — против СССР, кураторство над органами абвера-2 на Восточном фронте. Группа подразделялась на функциональные «рефераты»:

— ИОН: занимался созданием повстанческих формирований в тылу советских войск;

— СОН: заброска диверсионной агентуры в глубокий тыл советских войск, руководство диверсионной деятельностью фронтовых команд абвера-2;

— АИ: организация спецпропаганды, разложенческой работы в тылу советских войск, руководство пропагандистской деятельностью;

— АЛ: обеспечение зафронтовых авиаперебросок разведывательно-диверсионных групп, их парашютно-десантная подготовка.

Группа ЗО — разведывательно-диверсионная и террористическая работа на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке.

Группа Т — разработка и изготовление технических средств для диверсий и террора, новых видов оружия, минно-взрывной техники и других средств диверсии и террора (разработки в области коротковолновой радиосвязи, микрофотографии, фотографии с высот в 10—13 км, химии, радиопеленгации и т. п.), создание новых диверсионных средств для войны на море.

С 1939 г. активную работу против СССР развернули приграничные органы абвера (АСТ) «Кенигсберг», «Вена», «Краков», имевшие в приграничной полосе сеть подчиненных органов (абвернебенштелле), а также мельдекопфов (переправочно-вербовочных пунктов), резидентур, спецшкол для подготовки разведывательно-диверсионных кадров из числа белоэмигрантов, участников националистических организаций. Лишь в западных районах Украинской ССР в период с 1-го по 10 июня 1941 р. было разоблачено 339 агентов абвера и союзных ему спецслужб. После нападения на Советский Союз в сентябре 1941 г. были созданы АСТ «Украина», «Юг Украины», «Крым», «Остланд».

Дмитрий ВЕДЕНЕЕВ