Новости

Афганистан – Таджикистан: над рекой Пяндж тучи ходят хмуро

Ужесточение антироссийской риторики и расплывчатые обещания Украине на вильнюсском саммите НАТО ожидаемы и предсказуемы. О чем будет достигнута договоренность за закрытыми дверями, это повод для размышлений. Думается, что лидеры альянса прекрасно отдают себе отчет в тупике, в который зашел коллективный Запад в противостоянии с Россией на Украине.

Европа почти исчерпала свои материальные и технические возможности, Белый дом всё чаще подвергается критике со стороны противников разорения национального бюджета в условиях нарастания внутренних проблем. Российская экономика продемонстрировала неожиданную живучесть, а политическая система такую же неожиданную устойчивость. Многим понятно, что острый конфликт в центре Европы пора прекращать. Точно так же всем понятно, что условия, на которых он будет завершен, являются вопросом престижа каждой из сторон. В зависимости от того, кто по итогам будет признан победителем, тот и возглавит в будущем процесс переформатирования миропорядка. Для коллективного Запада это последний шанс сохранить хотя бы номинальное лидерство на мировой арене, а значит, надо добиваться успеха любым путем.

В условиях невозможности получить преимущество над Россией на поле боя напрашивается решение: инспирировать параллельный конфликт или дестабилизировать иной регион, входящий в зону стратегических интересов Москвы. Осталось только выбрать новую жертву. Грузия разочаровала своих западных партнеров. В марте с. г. премьер Ираклий Гарибашвили окончательно расставил внешнеполитические приоритеты своего правительства, четко дав понять, что Тбилиси не допустит майдана в стране даже в обмен на щедрые посулы Евросоюза. Украинизация Молдавии, несмотря на усилия президента Майи Санду, тоже идет ни шатко ни валко, наталкиваясь на жёсткие антинатовские настроения в обществе. Центральная Азия, распробовавшая все прелести евразийской интеграции в условиях западного санкционного режима, совершенно не готова категорически разорвать такие выгодные связи с Россией.

Конечно, на всем постсоветском пространстве ведётся интенсивная работа по постепенному отрыву республик от России путём навязывания новых идеологических установок, дискредитации «колонизаторской линии» Москвы, внедрения демократических ценностей и прочей либеральной повестки. Однако выращивание пятой колонны и переформатирование общественного сознания – дело долгое. Западные бюджеты уже не потянут многолетней кормежки прожорливого паразита, в которого превратился киевский режим. Необходимо быстро и эффективно создать конфликтную ситуацию, на которую России придется переориентировать значительную часть своих военных ресурсов. И самым перспективным сценарием в данном контексте представляется Афганистан. Для того чтобы вновь поджечь эту несчастную страну, раздираемую многочисленными противоречиями, не требуется особых усилий, а полыхнуть может по всему Центрально-Азиатскому региону так, что России придется принять самое непосредственное участие в помощи своим союзникам по ОДКБ.

Похоже, что в последнее время в непризнанном эмирате ведётся подготовка к масштабной дестабилизации обстановки. Обеспокоенность концентрацией боевиков террористических организаций на севере Афганистана с начала года неоднократно выражали и российские политики, и представители ОДКБ, о сохранении связей движения талибов* (запрещено в России) с международными террористическими организациями говорится в июньском докладе СБ ООН.

Деятельности террористических групп на территории Афганистана была посвящена значительная часть переговоров министров обороны Таджикистана и Пакистана в начале июля с. г.

Опасения вызывает озвученное в июне с. г. представителем Исламского эмирата Забиуллы Муджахида решение Кабула о массовом переселении из пакистанского Вазиристана афганских беженцев в том числе и в северные провинции страны. И уж совсем свежая новость: по заявлению бывшего вице-президента Афганистана Амруллы Салеха, американская сторона на безвозмездной основе предоставила непризнанному правительству талибов два вертолета российского производства.

Американская сторона, которая возглавляет международный санкционный режим в отношении страны, которую она сначала отдала на откуп радикальному религиозному движению, а затем поставила 90 процентов населения на грань голодной смерти, вдруг проявляет неслыханную щедрость и дарит ненавистному режиму дорогостоящую технику. Не вызывает ли этот шаг подозрения в том, что талибов и окопавшихся на территории страны террористических недобитков всех видов пытаются вновь использовать для решения геополитических задач? Каких... Тут можно только гадать.

Как стало известно всему миру в последние годы, лучший способ борьбы с заболеванием – это профилактика. Точно так же и перед лицом террористической заразы, явно не до конца ликвидированной на территории многострадального Афганистана, его соседям следует незамедлительно реализовать комплекс серьезных профилактических мер. В случае Таджикистана, имеющего одну из самых протяженных границ с проблемным соседом, речь, очевидно, должна идти об укреплении защиты страны в рамках ОДКБ. Конечно, под эгидой организации регулярно проводятся соответствующие учения и подготовка личного состава вооруженных сил, да и российская 201-я база никуда не делась. Однако если Таджикистан и Центральная Азия будут назначены следующими разменными фигурами в игре за сохранение престижа коллективным Западом, масштабы пожара, под который, похоже, целенаправленно заготавливается бензин, могут значительно превысить возможности сил сдерживания.

Самое время Душанбе задуматься о наращивании взаимодействия с партнёрами по обеспечению коллективной безопасности региона вплоть до увеличения численности российской авиагруппы 201-й базы до полноценной группировки ВКС России. Раз уж речь пошла о снабжении авиатехникой режима, в отношении которого в самих США до сих пор звучат обвинения в терроризме, речь может идти о серьезной заварухе в южном подбрюшье России. Думается, что в таких условиях Москва не будет против выделить пару десятков боевых самолетов и вертолетов для обеспечения стабильности на таджикско-афганской границе.

РЕНАТА АЛИМОВА