Новости

Американцы говорят о себе

Навязчивые информационные вбросы вокруг возможности применения Россией ядерного оружия со стороны западных политиков, отставных военных и экспертов разного рода свидетельствуют отнюдь не о критической ситуации в российских вооружённых силах в зоне специальной военной операции, но о понимании тупиковости ситуации вокруг Украины для Запада, несмотря на многочисленные информационно-политические перемоги.

Российские увещевания и напоминания о военной доктрине никто не слышит. И никого не интересует, насколько для России применение именно тактических ядерных боеприпасов обуславливается рациональными военными и военно-политическими соображениями. Напротив, спираль истерии раскручивается ещё больше.

Чего стоит заявление некогда респектабельной The Times о возможности «испытания» Россией ядерного оружия в Чёрном море. Никого не смущает бессмысленность этого шага, особенно при наличии полигона на Новой Земле и мощного ракетоносного флота в Арктике и на Дальнем Востоке.

Дело, думается, не в ядерном оружии.

На Западе, и прежде всего в США, начинают понимать, что тактические успехи ВСУ не дают даже проблеска стратегического успеха; российское общественное мнение не проявляет никакого желания устроить «майдан», а, напротив, демонстрирует готовность к внутренней мобилизации и консолидации. Тем более никаких признаков готовности даже к частичной капитуляции не демонстрирует российская власть, в начале октября зафиксировавшая присоединением четырёх новых субъектов совершенно новые стартовые позиции для дальнейшего «мирного диалога».

Естественно, возникает вопрос о предельных безопасных границах эскалации конфликта для Запада.

И здесь, как говорится, «не всё так однозначно»: на Западе прямого столкновения с Россией никто не хочет.

Даже США, до последнего времени ощущавшие себя вполне защищёнными от прямого втягивания в конфликт вокруг Украины, прикрытые европейскими сателлитами, прежде всего Польшей и прибалтийскими лимитрофами, начинают видеть впереди себя перспективу не просто направления в зону боевых действий «отставников», «ветеранов» и ЧВК на господрядах, а прямого присутствия военнослужащих, пусть даже и «без погон», в боевых порядках ВСУ.

Запад судорожно ищет возможность из этого конфликта выйти, как минимум не потеряв лица, а как максимум — закрепив на десятилетия вперёд статус России как «вселенского зла», добившись её максимальной на этот раз изоляции и получив максимальные, даже «с горочкой» дивиденды от недавних «контрнаступов», осуществлённых ВСУ при мощнейшей поддержке западных спонсоров. Наверное, потому, что в действительности на Западе, в том числе в США, хорошо знают цену этим победам. А ещё лучше представляют себе потенциальную цену наступающей зимы. Ибо она наступает не только на Украине, но и в США, и в Великобритании. Да и в большинстве стран Европы зима обещает быть очень трудной.

Но признать своё стратегическое поражение американцы не могут, ибо это будет означать не только необходимость откровенной сдачи киевского режима (до этого в Вашингтоне начинают откровенно дозревать уже сейчас), но геополитического дезавуирования своих европейских союзников, прежде всего прибалтийских лимитрофов и, вероятно, Польши. На что США пойти сейчас не могут ни при каких условиях. Это может вызвать пресловутый эффект домино — ночной кошмар любого американского политика.

Поэтому и нужно спровоцировать Россию на некое действие, после которого можно будет объявить глобальный форс-мажор и обнулить все обязательства. И не только перед Украиной.

Особенно откровенно об этом было сказано в интервью Дэвида Петреуса, имевшем даже не два, а три дна, причём во всех смыслах этого слова. С моральной точки зрения фактическое предложение американского генерала с богатой биографией (от командующего центральным (ближневосточным) командованием до директора ЦРУ) «разменять» Киев и Варшаву на Севастополь и на этом подумать, как заканчивать конфронтацию вокруг Украины, конечно, повергло всех в шок.

Но что, собственно, ужасного с точки зрения Запада сказал отставной (так уж и отставной?) американский генерал, получивший в своё время, видимо заслуженно, прозвище Царь Давид? Да ничего. Война США в Европе до последнего украинца продолжится на новом уровне, задев немного, самую малость, ключевой логистический центр НАТО — аэродром Жешув, на что Петреус также вполне прозрачно намекнул. Но у поляков, как говорится, «миссия такая». США не просто остаются в стороне от основных последствий обмена ядерными ударами (а американский обыватель сможет вдоволь насладиться очередным триумфом демократии на промежуточных выборах), но смогут присвоить себе лавры победителей Черноморского флота, подыграв также ещё и Турции, с которой, очевидно, нужно мириться, и чем раньше, тем лучше.

Россия, помимо полной изоляции, получит в виде «социально-экономического обременения» заражённую радиоактивной пылью территорию. Её не жалко, тем более что европейские сателлиты Вашингтона уже не вытягивают на себе поддержку Украины в тех объёмах, как она была в последние полтора года. А в этом варианте Москве автоматически вручается радиоактивный «чемодан без ручки» с полностью разрушенной социально-экономической системой… Сплошная выгода.

Д. Петреус просто озвучил «наиболее благоприятный для США сценарий, как выйти из украинского тупика». Только и всего.

Это не значит, что у США нет других сценариев прекращения своего участия в конфликте через европейский или даже глобальный форс-мажор. Дайте срок — озвучат и их.

На самом деле, когда американцы говорят о том, как Россия якобы планирует ядерный удар то ли по Польше, то ли по Киеву, они говорят о себе. Поскольку американцы так бы и поступили в ситуации, когда быстрой победы добиться не удалось и требовалась бы перестройка внутри страны. Ибо американцы знают, что они на реальную мобилизацию не очень способны. Тем более к ней слабо готовы и европейские партнёры, несмотря на нестихающую русофобию. США понимают, что экономический блицкриг против России провалился, а эскалация напряжённости в зоне конфликта пока не дала решительного результата — напротив, привела к конституционному решению о включении в состав России новых регионов. Да, у России есть сложности, но они далеки и от их прогнозов, и от их мрiй. Вот и ищут они простой способ, чтобы и конфликт в этом уже среднесрочно невыгодном формате заморозился (именно так — не прекратился, а заморозился, чтобы остались в неприкосновенности заделы за последние годы: политическая система, наслаждающаяся своей марионеточностью, и костяк нацифицированных вооружённых сил), и оплачивать остатки банкета остались европейцы. А главное — чтобы этот форс-мажор никак сами США не затронул.

Если посмотреть на эту ситуацию в историческом плане, то это всего лишь переложение на новый геополитический (и геоэкономический, что немаловажно) лад классических концептов Генри Киссинджера о возможности ограниченной ядерной войны с противником, готовым «довольствоваться малым, чтобы не потерять большее». Это, кстати, отражает, с одной стороны, нарастающую неуверенность Вашингтона в своих союзниках, которых США пока полностью сдать не могут, во всяком случае до весны. А с другой — понимание, что Россию нужно любой ценой вывести из глобальной игры, в завязке которой мы сейчас присутствуем. И которая будет развиваться не на Украине. Но в которой легализация возможности ограниченного применения ядерного оружия очень бы Вашингтону пригодилась.

Если посмотреть на всю ситуацию, поднимаясь над чисто военной составляющей, приняв во внимание не только заявления Петреуса, но и странные пробросы Илона Маска, то закрадывается подозрение, что США в действительности очень опасаются внутренней мобилизации российского общества. И стремятся сломать логику развития конфликта вокруг Украины, пока тенденции мобилизации и самомобилизации России не привели к окончательному выдавливанию из российской власти тех, кто долгие годы был опорой Запада.

Но для выхода из тупика нужен большой шок.

И американцы ищут для него любые возможности, не исключая и ядерную опцию, будь то применение «грязной бомбы» киевскими нацистами, переход черты в применении биологического оружия или обвинения России в применении ядерного оружия.

Увы, но все «качественные» пороги эскалации в ходе войны России и НАТО на Украине со стороны НАТО уже пройдены.

И эту новую реальность стоит принять и нам. И чем скорее, тем лучше.

Дмитрий Евстафьев