Новости

Анатомия «стука»-1. Общество анонимных обличителей

Верховная Рада уладила последние формальности и дала старт так называемым  обличителям коррупции. Нацагентство противодействия коррупции (НАПК) берется до конца лета создать  и запустить Единый портал сообщений обличителей. Стучать можно только по служебной линии. Доносы на соседей и родственников не предусмотрены. Хотя возможны варианты…

Обличительное законодательство принимается в Украине уже более полутора лет. В октябре 2019 года Верховная Рада приняла проект закона №1010 “О внесении изменений в закон Украины “О противодействии коррупции” относительно разоблачителей коррупции”, позволяющий гражданам от своего имени или анонимно предоставлять информацию о возможных коррупционных деяниях топ-чиновников за вознаграждение. 14 ноября 2019 года президент Владимир Зеленский подписал этот закон.

Вознаграждение может составлять до 10% от суммы возмещенных убытков или размера неправомерной выгоды, но не может превышать размер 3 тыс. минимальных заработных плат (18 млн грн). Однако только в том случае, если размер взятки или ущерба, нанесенного государству от факта коррупции, составляет не менее 5 тыс. прожиточных минимумов (11 млн. 350 тыс. грн). Решение о вознаграждении обличителю принимает суд.

Затем встал вопрос, как именно “стучать”? Т.е. какова техническая сторона вопроса. И 4 февраля 2021 года Верховная Рада приняла законопроект   №3450 “О внесении изменений в закон Украины» О предотвращении коррупции» по упорядочению отдельных вопросов защиты обличителей», которым предусматривается создание Единого портала сообщений обличителей коррупции (ЕПСОК).

Однако месяц спустя президент его ветировал. В пояснительной записке было сказано, что «Вето применено из-за предложения вносить обличителей в Единый портал, но не предусмотрено никакой защиты прав обличителей. Мы должны защитить обличителей, изменить подход с точки зрения их безопасности, как в цивилизованных странах. Любой человек имеет право обратиться в правоохранительные органы, чтобы сообщить о коррупционных действиях».

Новый вариант закон с предложениями  Владимира Зеленского в повторном втором чтении 1 июня этого года поддержал 281 народный депутат. Против – 4, воздержались – 59, не голосовали – 22 из 366 депутатов. Потом нардеп Александр Дубинский внес постановление №3450-П об отмене голосования. Но 17 июня оно было отклонено.

Как поясняют юристы, в ветированном варианте закона в ЕПСОК вносилась  не только информация, сообщенная обличителями, но и их персональные данные. А также  информация о состоянии и результатах рассмотрения возможных фактов коррупционных правонарушений.

Это что-то вроде портала местной власти, где граждане оставляют жалобу на прорыв коллектора или ямы во дворе, их заявке присваивают номер и потом информируют об этапах выполнения. Из серии “коллектор восстановили, яму засыплем через месяц”.

В случае с обличителями коррупции возникала коллизия между нормами нового закона и законом «О защите персональных данных». В итоге анонимности добавили. Это если сказать коротко.

К тому же перефразировали тезис о том, что разоблачитель сообщает только о фактах, которые можно определить как «точно известные». Юристы ОП засомневались в том, что их коллеги в НАПК, которым предстоит работать с доносами обличителей, смогут отличить точно известные факты от неточно известных.

Поэтому  формулировка была изменена на более логичную. «Сообщение обличителя подлежит рассмотрению, если приведенная в нем информация содержит фактические данные, указывающие на возможное совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, других нарушений настоящего закона, которые могут быть проверены».

Что касается проверки, то, как мы уже сказали, этим занимается НАПК. Этот же орган администрирует Единый портал. В НАПК уверяют, что для них это задача несложная. Глава ведомства Александр Новиков в интервью украинской службе «Голоса Америки» заявил следующее: «Мы имеем самый большой и самый лучший в мире Реестр деклараций. Месяц назад мы ввели в эксплуатацию Реестр отчетов политических партий. К концу лета будет доработан портал сообщений для обличителей коррупции, который позволит любому гражданину обратиться с сообщением о коррупции к конкретному должностному лицу, а не просто в какой-то орган».

На самом деле обратиться с доносом может не любой гражданин. Например, жена не может стучать на мужа, а сосед на соседа, если он не состоит в общественной организации. Тогда можно. Видимо, законодатели пытались защитить НАПК от неконтролируемого потока “бытовых анонимок”.

Согласно закону, информация о коррупционном деянии должна стать известна обличителю в связи с трудовой, профессиональной, хозяйственной, общественной, научной деятельностью, прохождением службы или учебы. И он должен быть абсолютно убежден, что эта информация является достоверной.

На практике могу сказать, что в СМИ сейчас обсуждается история врача, который “настучал” на своего руководителя. Тот,  узнав о сообщениях, начал преследовать обличителя: сократил его должность заместителя главного врача и перевел на нижеоплачиваемую должность врача-стажера.

Тогда борец с коррупцией обратился с заявлением в НАПК, которое в подобных случаях обязано обеспечить обличителя бесплатным государственным адвокатом. Они всей “толпой” пошли в суд и выиграли его.

Как отметили в НАПК, это постановление является первым в судебной практике применением обеспечения иска обличителя о защите его трудовых прав до разрешения спора по существу. Но явно не последним.

Когда закон заработает в полную силу и будет запущен ЕПСОК, работы у госорганов прибавится. Согласно новой редакции ст.53 вышеупомянутого закона, органы прокуратуры, Национальная полиция. НАБУ, ГБР и НАПК обязаны  проверять все, что им сообщают обличители. В том числе и анонимные.

Если же окажется, что показания обличителя заведомо неправдивые, привлечь его к ответственности за клевету и дачу ложных показаний будет невозможно – закон позволяет анониму сделать сообщение и исчезнуть бесследно. Единственное исключение, если показания будут даны следователю под протокол.

Вообще, закон откровенно поощряет анонимные доносы. Раскрытие личности анонима предусмотрено лишь при его желании получить 10-ти процентное вознаграждение за сообщение.

Но даже в этом случае он может открыть свою личность только бесплатному адвокату от НАПК, который будет представлять его интересы в суде. Причем суд вполне может продолжать сохранять анонимность, называя “стукача” легендированным именем.

Надо сказать, что закон закрепляет гарантии правовой защиты обличителей исключительно через адвокатов системы бесплатной правовой помощи. Со своим приходить нельзя. Также можно получить и бесплатную помощь психолога, если донос или его последствия вызвали психотравму. 

Теперь о самом пикантном – о деньгах. В  предыдущей редакции закона выплата 10-процентного вознаграждения обличителю привязывалась к взысканию в доход государства нанесенного ущерба  после вынесения обвинительного приговора суда. Сейчас, как объяснили юристы, обличителю выплачивается вознаграждение в виде 10% от денежного размера предмета коррупционного преступления после вынесения обвинительного приговора суда. Т.е. до взыскания денег в доход государства. Из каких источников выплачивается? Этого никто не знает.

Учитывая, что получить деньги можно  только с большой суммы и процедура очень сложная, закон больше о “стуке” ради “стука”, чем о “стуке” ради денег. Все-таки это занятие для аматоров, а не заробитчан.

Хотя я уже слышала от знакомых адвокатов, что к ним обращались профессиональные активисты и предлагали свои услуги по обличению в коррупции неверных мужей, алчных жен (при разводе), недобросовестных деловых партнеров и придирчивых начальников. При этом они не ждут милостей от державы, а рассчитывают на вознаграждение непосредственно от заказчиков.

Продолжение будет

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.