Новости

Античудо в энергетике: ЕС и США удивят всех, особенно своих жителей

Ситуация в энергетической отрасли Евросоюза в настоящее время может быть описана крайне лаконично – энергетический кризис, начавшийся осенью прошлого года, усиливается, однако пока западные власти даже не пытаются с ней совладать

Так называемый "украинский кризис", на который европейские и американские политики пытаются свалить все проблемы, не является причиной стремительного роста цен и увеличивающегося дефицита всех энергетических ресурсов. Настоящая причина – попытки реформировать энергетический рынок, начавшиеся в 2009 году с подачи чиновников Европейской комиссии, разработавшей и внедрившей целый ряд стратегических документов: Третий энергопакет, Директиву о возобновляемых источниках энергии, Целевую модель европейского энергетического рынка.

Отказываясь анализировать получаемые результаты, политики Евросоюза пытались ускорить реализацию на практике сугубо теоретических постулатов. В 2019 году в Третий энергопакет были внесены существенные изменения, одним из следствий которых является то, что полностью готовый к работе магистральный газопровод "Северный поток – 2" так и не введен в эксплуатацию. В 2020 году Еврокомиссия приняла так называемую сделку, постулирующую необходимость стремительного развития водородной энергетики как новую составную часть ВИЭ-генерации. Результат получился просто удивительным: по данным МЭА (Международного энергетического агентства), в Евросоюзе по показателю "год к году" генерация электроэнергии на угольных электростанциях в 2021 году выросла сразу на 18 процентов.

Энергетический кризис Запада набирает обороты

После 24 февраля Евросоюз успел ввести уже несколько этапов односторонних дискриминационных мер против России, но такой темп "работы" приводит к еще более пессимистичным результатам. Не успев отойти от противопандемийных ограничений и полностью восстановить все производственные логистические цепочки, Евросоюз оказался в ситуации, когда на рынках стран-членов одновременно не хватает природного газа, нефтепродуктов и угля. То, как выглядит результат внедрения антироссийской политики в реальный сектор экономики, в студии Sputnikобсуждали ведущий Марат Касем и автор данной статьи.

Резко возрастающие цены на автозаправках – это, конечно, наиболее наглядно, но куда более серьезные проблемы сейчас испытывают все европейские энергоемкие отрасли производства. В прошлую среду было опубликовано коллективное письмо целого ряда ассоциаций производителей, которым требуются большие объемы электроэнергии, в адрес Еврокомиссии. По мнению предпринимателей, если в ближайшее время не будут решены все вопросы с энергетической безопасностью и обеспеченностью, если не будут снижены цены, энергокризис может в самые сжатые сроки перерасти в полноценный экономический со всеми печальными последствиями – ростом цен и уровня безработицы, снижением ВВП во всех странах, входящих в ЕС.

Достаточно очевидно, что антироссийская активность европейских политиков ведется под давлением со стороны Соединенных Штатов, которые вводят против России даже более жесткие ограничения, чем это может позволить себе ЕС. В числе прочих антироссийских мер со стороны Штатов – запрет на поставки российских нефти и нефтепродуктов, решение о котором было утверждено президентом этой страны 8 марта. Исчезновение этой продукции с американского рынка в считаные дни привело к дальнейшему росту цен на все виды моторного топлива в США, которые уже успели неоднократно установить новые исторические рекорды.

Однако рост цен на нефтепродукты, пусть и не такой стремительный, в Штатах начался около года назад – с того момента, когда Джозеф Байден, даже не попытавшись восстановить отношения с Венесуэлой и Ираном, которые его предшественник Дональд Трамп завел в тупик, решил максимально ускорить развитие зеленой энергетики в ущерб всем видам традиционной энергетики на ресурсах ископаемых. Запрет на строительство магистрального нефтепровода Keystone XL, эмбарго на выдачу лицензий на бурение на новых месторождениях – Байден старался выполнять все свои предвыборные обещания. В результате для того, чтобы найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации, администрация президента США в экстренном порядке пытается наладить отношения с Каракасом и Тегераном, добиться роста объема добычи от Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Результаты пока исключительно отрицательные, и американские избиратели снижают уровень своей поддержки команды Байдена. Их настроение, как и настроение достаточно большого числа граждан европейских стран, можно сформулировать коротко: если санкции вводятся против России, то почему проблемы растут у нас? Самое удивительное из того, что сейчас происходит в энергетике и экономике Европы и США, – то, что правительства этих стран пока даже не пытаются разрабатывать действенные планы для того, чтобы справиться с проблемами, которые возникают в результате их же собственных действий. Пока все то, что мы видим в Европе и в Штатах, в очередной раз доказывает, что антироссийская политика – это всегда дорого для всех, кто пытается ее проводить.

Новые условия для России

Россия начинает приспосабливаться к функционированию во вновь изменившихся обстоятельствах, правительство принимает целый ряд антисанкционных мер. На сегодняшний день самый заметный результат действия этих санкций для россиян – резко изменившийся курс рубля по отношению к доллару и евро. Но это, разумеется, не значит, что мы уже справились со всеми трудностями – будут сложности и с импортозамещением, и с необходимостью выстраивать новые логистические маршруты для ведения внешнеэкономической деятельности с партнерами более надежными, чем европейские и американские.

Правительство России работает в оперативном режиме, поставив своими целями не только сохранение рабочих мест, но и "расшивку узких мест", переориентацию на рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, на укрепление связей внутри ЕАЭС и со странами СНГ, не вошедшими в это объединение. Комплекс всех необходимых мер формируется в режиме реального времени, и пока нам остается только ждать, каким он станет. И точно так же остается только ждать, чем закончится разворачивающаяся в Штатах и в ЕС "битва" между политическими устремлениями и реальной экономической ситуацией. Заинтересованности в том, чтобы энергетический кризис перешел в "полноразмерный" экономический, у России нет – так или иначе, но и Европа, и США были и пока еще остаются вполне платежеспособным рынком для наших экспортных поставок.

Борис Марцинкевич