Новости

Армения и Турция размораживают отношения

В связи с землетрясением в Турции впервые за 35 лет был открыт КПП «Алижан» на границе между странами. Официально сообщается, что КПП открыли для отправки колонны гуманитарной помощи, и подобные случаи уже бывали. Однако данное событие стоит воспринимать в контексте общего потепления турецко-армянских отношений, наметившегося в 2022 году: например, с февраля между странами возобновилось авиасообщение, летом открыли границу между государствами для граждан третьих стран, а в октябре прошла первая прямая встреча глав государств, президента Турции Эрдогана и премьера Армении Пашиняна.

 

Кстати, на последней встрече присутствовали премьер Венгрии Орбан и президент Франции Макрон. Этот факт весьма примечателен: Венгрия является одним из адвокатов Турции в ЕС, тогда как Франция давно выписывает дипломатические пируэты вокруг Армении, да и армянский лидер Пашинян, кажется, твердо уверен в том, что Франция лучше годится на роль главного старшего товарища Армении, чем Россия.

 

В этом смысле Пашинян достаточно последователен и, надо сказать, действует небезуспешно, используя в своих целях даже поражения своей страны. Так, после того, как Пашиняну удалось пересидеть бурю народного возмущения в связи с поражением во второй карабахской войне, оно стало важным активом в его политике, как и в политике всех армянских антироссийских сил. «Видите, Россия нам не помогла, значит, нужно искать других союзников и альтернативные пути защиты наших интересов», — говорят армянам эти силы. 

 

Ну и, конечно же, не могли не повлиять на ситуацию и события 2022 года, в ходе которых (по крайней мере, по состоянию на данный момент) репутация России как беспрекословно доминирующей военной силы в регионе если не подорвана, то существенно подмочена. Тогда как Турция, напротив, благодаря гибридной политике и парадоксальной симпатии обитателей Кремля к турецкому лидеру Эрдогану, ухитряется снимать с конфликта все возможные дипломатические и экономические сливки, усиливая свою позицию и влияние на международной арене. 

 

Наметившийся дрейф Армении в сторону Турции (а точнее, от России, потому что других векторов в армянской ситуации попросту нет) вряд ли будет простым: армяно-турецкие, а самое главное — армяно-азербайджанские отношения на «низовом» уровне теплее не стали, да и нерешенных проблем в них все еще хватает: одна лишь история с Лачинским коридором чего стоит. И тем не менее, практика показывает, что в современной международной политике нет вообще ничего невозможного.

 

Стоит отметить, что конечный итог всего этого кордебалета для Армении будет, скорее всего, печальным. Во-первых, турецко-армянская дружба продлится недолго — а именно ровно до завершения Арменией маневра «прочь от Москвы», частью которого непременно станет ликвидация российской военной базы в Гюмри. Как только российско-армянские отношения окончательно развалятся по украинскому сценарию, Турция с Азербайджаном почти непременно вспомнят, что Армения на самом деле исторически тюркская страна, а Ереван — никакой не Ереван, а очень даже азербайджанский Ирева (о чем еще относительно недавно вполне недвусмысленно заявил президент Азербайджана Алиев). Да и с экономической точки зрения, сближение с Турцией мало что может дать Армении: открытие рынка для турецких товаров станет началом конца для армянских производителей, да и нашествие турецкого капитала в Армению будет иметь характер именно нашествия. Проще говоря, турки возьмут в Армении все, что стоит хоть каких-то денег. 

 

Так что в этом смысле остается лишь надеяться на решительность армянского народа, который все-таки не должен забывать, чем закончилась турецко-армянская дружба в прошлый раз, в 1915 году.