Новости

Армяно-азербайджанская война – предпосылки, причины, цели, перспективы

Единственным вариантом установления прочного мира на Кавказе может быть лишь возврат к геополитической реальности советских времен, когда территориально-политический контроль Москвы делал невозможным никакие межнациональные столкновения между дружественными республиками-соседями…

Хронология конфликта вокруг Нагорного Карабаха (Арцаха) теряется в седой древности. На протяжении только последних двух тысячелетий на территории Закавказья отмечалось доминирование и Грузии, и Армении, и Азербайджана. С тех пор каждая из этих наций считает гегемоном именно себя, а решение вопроса «кто главнее», нередко заканчивалось большой кровью.

В годы СССР межнациональные конфликты прекратились. Понятие «советский народ» не было пустым звуком. Но когда Союз начал гибнуть, охваченный затеянной ренегатами Яковлевым и Горбачевым «перестройки», за «ростом национального самосознания» начали вспыхивать войны между недавно еще братскими народами-соседями.

Карабахскому конфликту в этом году исполняется 32 года. Ожесточенные схватки за спорный регион в 90-х привели к радикальной «перезагрузке» правящих элит и Армении, и Азербайджана, после чего наступило определенное затишье.

И вот в ночь на 27 сентября – новое столкновение, причем невиданной интенсивности; развернулась мобилизация военнообязанных и в Азербайджане, и в Нагорном Карабахе, и в Армении. Стороны сообщаю уже о сотнях погибших бойцов противника (что, конечно,  сомнительно).

Да, военная безопасность Армении гарантирована на куда более высоком уровне,  чем способности собственных ВС республики. Она гарантирована мощью ОДКБ во главе с Москвой. Другое дело, что те эксперты, которые ныне грезят о повторении грузинского сценария «принуждения к миру» в 2008 году, забывают, что все военные обязательства в отношении Армении действуют лишь в случае нападения лишь на ее собственную территорию. А Нагорный Карабах по-прежнему признается в мире, включая Россию и ее союзников, частью Азербайджана.

Соответственно, «приумножать свои земли», если такое желание возникнет, Еревану придется исключительно самостоятельно.  Такова практика всех военных блоков в мире. Турция в 2016 году после того, как сбила российский штурмовик на турецко-сирийской границе, тоже было зашевелилась насчет помощи НАТО, но в Брюсселе объяснили Эрдогану, что если у него дойдет до конфликта с Россией, развязанного им самим, США с Европой за него «подписываться» не будут. 

В то же время, вспоминая формулу Наполеона о том, что «для победы в войне нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги», видишь, что перспективы Армении в начавшейся войне выглядят не очень радужно, с учетом значительного финансово-экономического преобладания Азербайджана и военной помощи ему со стороны Турции.

И все-таки почему новая война началась именно сейчас? Ведь лидеры и Турции, и Азербайджана в качестве фаворитов Запада, особенно США, как-то не замечены. Наоборот, и неудавшийся военный переворот в Турции с попыткой убийства Эрдогана проходил при плохо скрываемой поддержке Вашингтона, да и каждые выборы в Баку проходят на фоне дежурных попыток организации «цветного мятежа», регулярно подавляемых. 

Однако резкое падение цен на нефть и разгул коронавирусной истерии привели к ухудшению экономической ситуации и в Турции, и в Азербайджане. Ну а что может лучше перевести стрелки недовольства населения падением уровня жизни, как не «маленькая победоносная война»?  Собственно, две такие войны Эрдоган ведет уже несколько лет – в Сирии и в Ливии. Успехи, правда, так себе, но и поражением эти операции не назовешь. 

Как известно, армян турки не любят со времени знаменитого геноцида 1915 года.  Вместе с турецкими «инструкторами» и «добровольцами» добиться внушительной победы в Карабахе для Баку и Анкары было бы заманчиво. Тем более что дополнительные условия для этого создали сами армяне! 

Ведь пресловутая «бархатная революция» в Армении 2018 года, вознесшая на политическую вершину Никола Пашиняна, была направлена в том числе против карабахского клана, ставившего во главу угла защиту независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана. Что требовало немалых жертв от населения Армении, на которые все меньшее число ее граждан было согласно. 

А теперь, спустя два года после переворота, дела в Армении обстоят не настолько уж лучше, чем было. Зато карабахский клан, делавший ставку на максимальную обороноспособность республики, практически разгромлен. Правительству Пашиняна  так и не удалось нормализовать отношения с Баку и Анкарой, без чего в Армении невозможен реально значимый экономический подъем.

Ну и как в такой ситуации, когда потенциальный противник ослаблен, Баку с Анкарой было не воспользоваться открывшимися возможностями победы в «маленькой победоносной войне»?

***

Что это может окончиться? Кое-что можно предположить.

Для начала – блицкриг в Карабахе у Баку, даже с поддержкой Анкары, вряд ли получится. Все-таки, нападающая сторона по статистике несет втрое большие потери, чем обороняющаяся, и неизвестно, как долго мобилизованные азербайджанцы будут готовы мириться с этим.

К тому же на стороне Карабаха могут появиться и «добровольцы-отпускники» и даже дополнительное оборонительное вооружение, как знать. Хотя, конечно, воевать за Карабах вместе с Арменией никто не станет.  В таких войнах настоящего победителя все равно не бывает. Может появиться победитель номинальный, но его победа будет пирровой. 

Вообще, до тех пор, пока Баку и Ереван будут примыкать к соперничающим странам или военно-политическим блокам, мира между ними не будет. И единственным вариантом установления в регионе прочного мира может служить лишь возврат к геополитической реальности советских времен, когда территориально-политический контроль Москвы делал невозможным никакие межнациональные столкновения между дружественными республиками-соседями.

Прискорбно, если до признания соперничающими сторонами этого очевидного факта азербайджанцы и армяне прольют еще немало крови…

Юрий Носовский