Новости

Барский жест

Решение о выборочном снятии ограничений на торговлю для украинских предприятий, принятое на прошлой неделе фактически единолично Владимиром Путиным, еще раз показало, что никаких реальных улучшений в отношениях между Украиной и Россией после прихода к власти Владимира Зеленского не произошло.

Отдельные «прорывы», будь то поставки российского угля для государственной «Центрэнерго» компаниями, аффилированными с Игорем Коломойским, или нынешний допуск украинских предприятий на российский рынок по просьбе главы политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ), не более чем предмет манипуляций. В последнем случае — предвыборных.

Как бы ни раздражались оппоненты ОПЗЖ частыми наездами лидеров платформы на переговоры с Владимиром Путиным и его подчиненными, такой формат предвыборной агитации является куда более действенным, чем установка кандидатами скамеек или детских площадок, асфальтирование придомовых территорий или ставшие притчей во языцех продуктовые наборы.

Теперь же, после переговоров Виктора Медведчука с главой правительства РФ Михаилом Мишустиным, проведенных по просьбе Владимира Путина, особой близости к российскому рынку удостоились три украинских предприятия. При ближайшем рассмотрении оказалось, что одно из них является СП с иностранным инвестором, а другое — частью транснационального холдинга. Хотя последний факт, очевидно, не будет иметь никакого значения для 1100 жителей г. Рубежное (Луганская обл.), которые трудятся на Рубежанском картонно-тарном комбинате (РКТК).

Как указано на сайте этого комбината, РКТК выпускает широкий спектр продукции, в т. ч. тяжелую упаковку, изделия из гофрокартона сложной конструкции, дисплейную упаковку и упаковку с офсетной и флексографической печатью, картон для изготовления гипсокартона и т. д.

Основные потребители продукции РКТК — ООО «Кнауф Гипс», ProcterGamble, кондитерские корпорации Roshen и «Конти», крупный производитель ПЭТ-преформ ООО «Ретал-Днепр», табачных изделий «Филипп Моррис Украина» и многие другие предприятия.

По данным ассоциации «УкрПапир», санкции со стороны РФ подверглись поставки картона немелованного по коду УКТВЭД 48.05. В 2018 г. из общего объема экспорта такого картона в 183,8 тыс. т на РФ пришлось 72,9 тыс. т. Однако после запрета на ввоз этой продукции, введенного правительством РФ в апреле 2019 г., поставки, естественно, прекратились.

Примечательно, что РКТК входит в состав британской транснациональной компании D. S. Smith, акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже. Но Рубежанским комбинатом британцы владеют на паритетных началах с кипрской Komelinco Trading Ltd, которую связывают с председателем правления комбината Геннадием Мининым.

Именно в актив Геннадия Михайловича и можно записать инициативу об отмене санкций в отношении РКТК. За годы производственной деятельности у него сложились хорошие отношения с депутатами, представлявшими регион в Киеве, в т. ч. со старейшим нардепом нынешнего созыва Юлием Иоффе, который является одним из столпов ОПЗЖ.

Структура собственности, сформированная D. S. Smith в Украине, такова, что РКТК также является владельцем «Трипольского упаковочного комбината» (г. Украинка, Киевская обл.). Поэтому — формально — продукция последнего также должна быть допущена на российский рынок.

Еще два украинских предприятия, получившие возможность восстановить отношения с российскими потребителями, относятся к сельхозмашиностроению. Речь идет о группе компаний «Брацлав» (Немировский р-н) и Барском машиностроительном заводе (Жмеринский р-н). Оба — в Винницкой обл.

Первая из этих компаний известна как главный в Украине проектировщик и производитель оборудования для молочных ферм. «Брацлав» поставляет его в два десятка стран. Украинские СМИ называют владельцами предприятия Николая Михайленко и его сына Петра. Однако, по данным «2000», у холдинга есть и польский инвестор — Павел Тадеуш Печ из Лешно.

Барский машиностроительный завод «Бармаш» хорошо известен на рынке пищевой промышленности. Предприятие предлагает более 60 наименований продукции для консервной, ликеро-водочной, винодельческой, пивобезалкогольной, масложировой и кондитерской отраслей. Это фасовочные, разливочные, упаковочные и другие автоматы.

С 2000 г. предприятие занимается производством котельного оборудования и за это время выпустило 350 тыс. этой продукции 55 видов, предлагая свои услуги в вопросах строительства и реконструкции теплопунктов. Контролирует «Бармаш» семья председателя правления Ильи Лука. В поселке Бар проживает около 16 тыс. человек. Из них порядка 400 работает на машиностроительном заводе.

Владимир Путин назвал отмену санкций в отношении тройки украинских предприятий «первым шагом и жестом доброй воли с нашей стороны». Однако его подчиненные восприняли это решение неоднозначно. Михаил Мишустин указал, что Министерство промышленности и торговли тщательно проработало последствия этого решения. «В дальнейшем будем смотреть, каким образом на наш жест доброй воли отреагируют наши украинские коллеги», — заявил российский премьер.

Глава Минпромторга Денис Мантуров, комментируя снятие экономических санкций с украинских предприятий, заявил, что в случае с гофрокартоном Россия полностью закрывает потребности за счет своих предприятий и даже часть поставляет на экспорт. А потребность в котлах центрального отопления также в достаточной степени обеспечивается и российскими заводами, но для импортируемых товаров выход на рынок нового игрока создаст дополнительную конкуренцию. Как и Мишустин, Мантуров дал понять, что рассчитывает на «позитивный эффект для двусторонних экономических отношений».

А они в настоящее время развиваются все хуже. Последние данные статистики взаимной торговли за январь—август 2020 г. говорят о том, что экспорт украинских товаров в РФ, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сократился на 17,2% — до $1,8 млрд., а импорт российских товаров — на 40%, до $2,97 млрд.

Крупнейшими статьями украинского экспорта в Россию являются черные металлы и изделия из них (около 23% в общем объеме на сумму $406 млн.), продукция неорганической химии (20% на $376 млн.) и машиностроения (17% на $307 млн.).

В импорте доминируют нефтепродукты (59,3% на $1,76 млрд.). Остается достаточно высоким удельный вес продукции машиностроения (7% на $207 млн.) и пластмассы (4,7% на $140 млн.).

Возможность украинских предприятий поднять производство за счет возобновления экспорта продукции в РФ, безусловно, поднимет настроение работникам этих предприятий, которые 25 октября проголосуют за ОПЗЖ. Однако ответного жеста доброй воли российские чиновники от украинских коллег вряд ли дождутся и получат полное право через некоторое время опять прикрыть экспорт картона, сельхозоборудования и котлов.

Если такое случится, лидеры ОПЗЖ будут иметь основания толковать подобное развитие событий в свою пользу. Оппоненты же могут его проиллюстрировать и поговоркой: хорошо не жили, нечего и начинать.

Ярослав ДМИТРЕНКО