Новости

Байден снижает градус воинственности в отношении России

Сообщение Белого дома о разговоре президента США Джо Байдена с российским президентом Владимиром Путиным в субботу создает впечатление, что его лейтмотивом была угроза санкций в случае нападения на Украину. Однако это затасканная тема, которая не заняла бы более двух минут, а беседа, между тем, длилась «чуть больше часа».

Кремлевская информация еще не опубликована, но помощник президента Путина Юрий Ушаков провел брифинг для СМИ. Он сообщил, что разговор состоялся по срочной просьбе США, переданной в письменном виде, со ссылкой на опасения «неминуемого» российского вторжения в Украину. Звонок был запланирован на понедельник, но Кремль перенес его на воскресенье.

По словам Ушакова, «разговор состоялся на фоне беспрецедентной истерии со стороны США по поводу якобы неизбежного вторжения». Действительно, советник по национальной безопасности США Джейк Салливан днем ранее провел специальный брифинг, в ходе которого он сделал апокалиптическое предсказание, шокировавшее весь мир, о том, что российское вторжение «может начаться во время Олимпийских игр».

Путин высказался против подобных истерических утверждений, которые, в совокупности с огромным количеством военной техники, прибывающей в Украину, могут служить лишь одной цели, а именно «созданию условий для провокационных действий со стороны вооруженных сил Украины». Путин также рассказал о «деструктивной политике» официального Киева по саботажу Минских соглашений и указал на неспособность Запада оказать давление на лидеров Украины.

Однако, самой интересной частью брифинга Ушакова было упоминание о санкциях, которые даже не были основной темой разговора. «Джо Байден упомянул о возможных антироссийских санкциях, что было вполне ожидаемо. В то же время, этот вопрос не был в центре довольно продолжительной беседы, которая в целом носила деловой и конструктивный характер», – сказал он.

Путин представил в ретроспективе историю отношений России с США и НАТО, отметив, что в девяностые  годы «мы, казалось, были друзьями, хотя и тогда политика США и НАТО в отношении России была далека от конструктивной». Однако с тех пор экспансия НАТО привела альянс к границам России. В результате уровень безопасности резко снизился, и расширение НАТО непосредственно касается безопасности России.

Байден, в свою очередь, напомнил, что американские и советские лидеры делали все, что было в их силах, чтобы избежать катастрофического военного конфликта между двумя странами, и хотя «наши две великие державы по-прежнему являются соперницами, они должны сделать все возможное для поддержания стабильности и безопасности во всем мире».

«Президенты договорились о дальнейших контактах на разных уровнях по всем вопросам, затронутым в телефонном  разговоре… Как сказал Джо Байден, он хочет, чтобы отношения между Россией и США строились на фундаменте взаимного уважения», – сказал Ушаков.

В целом брифинг Ушакова оставил позитивное впечатление. Со своей стороны, Белый дом также провел пресс-конференцию, подчеркнув, что дискуссия между двумя президентами была «профессиональной и содержательной». В ходе брифинга было признано, что «ставки слишком высоки, чтобы не дать России все возможности избежать действий, которые, по нашему мнению, имели бы катастрофические последствия».

Важно отметить отсутствие воинственности, которую Салливан продемонстрировал буквально накануне. Представитель США заявил, что Байден предпочитает «способ решения проблем и поиска решений, которые отвечают нашим интересам и интересам  наших союзников, и которые могут решить хотя бы часть проблем, поднятых Россией».

Упомянутый чиновник признал, что Белый дом не располагает никакой информацией о том, что Путин принял решение о нападении на Украину. Он пояснил: «Мы исходим из того, что видим на местах собственными  глазами, а именно наращивание российской военной мощи».

Проще говоря, Белый дом дистанцировался от панической риторики Салливана и его безответственных заявлений, сделанных в пятницу. Похоже, здесь что-то не так. Разумеется, существует многолетняя история хитросплетений в американо-российских отношениях, когда отдельные элементы истеблишмента продвигали собственную повестку.

Примером может служить печально известное досье Стила во время предвыборной кампании Хиллари  Клинтон против Дональда Трампа в 2016 году. Кстати, Салливан, советник Клинтон по внешней политике, был ключевой фигурой, распространявшей дезинформацию о «сговоре» Трампа с Россией.

Может ли это быть случайным совпадением, что министр обороны Британии Бен Уоллес заявил в понедельник изданию Sunday Times, что в воздухе «витает запах Мюнхена»? Суть в том, что, хотя Европа, вероятно, осудит Россию в случае военного вторжения на Украину, она не придает значения военной истерии в Вашингтоне.

Действительно, президент Франции Эммануэль Макрон также беседовал с Путиным в субботу, и сообщения из Парижа гласили, что там не верят в подготовку Москвой наступления против Украины. Безусловно, в Европе испытывают сомнения в последовательности внешней политики США на фоне беспрецедентно острой поляризации внутри страны.

Любопытно, что издание Politico сообщило в пятницу о намерении Европейского Союза и Китая провести 1 апреля виртуальный саммит, который должен создать условия для «успокоения обострившейся геополитической напряженности». Многие в институтах ЕС выражают озабоченность по поводу чрезмерного внимания, уделяемого системному соперничеству с Китаем, и надеются перенести центр тяжести на партнерство и экономическую конкуренцию».

Рассказ Ушакова о «конструктивном и деловом разговоре» между Путиным и Байденом создает впечатление, что последний также осознает сложность нынешнего безвыходного положения и настоятельную необходимость обуздать напряженность в отношениях с Россией.

Кстати, сообщение Белого дома о разговоре с украинским президентом Зеленским не содержит утверждений о неизбежном вторжении России, чем заметно отличается от заявлений Вашингтона в последнее время. Сам Зеленский также в последнее время выражает разочарование по поводу надуманной военной истерии в США.

M.K. Bhadrakumar

Перевод Игорь Абрамов