Новости

БелАЭС прошла очередную проверку – запуск разрешён

В Литве приступают к демонтажу второго реактора Игналинской АЭС

Эксперты Московского центра Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные электростанции (ВАО АЭС), не выявили недостатков, которые могут стать препятствием для запуска первого энергоблока Белорусской атомной станции. Такой вывод эксперты сделали после проведения 12 – 16 октября заключительного этапа предпусковой партнёрской проверки первого энергоблока БелАЭС.

Эксперты ВАО АЭС проверили действия персонала на полномасштабном тренажёре, во время проверки имитировались различные ситуации – нормальная работа АЭС, нарушения в работе станции и действия персонала в условиях аварии. По мнению экспертов, персонал станции справился с работой в любых ситуациях.

«На основании наблюдений, собеседований и рассмотрения документаций эксперты не выявили каких-либо недостатков, которые могли бы стать препятствием для безопасного пуска первого энергоблока Белорусской атомной электростанции»,

– говорится в сообщении Минэнерго.

Планируется, что АЭС начнёт давать первую электроэнергию уже 7 ноября, а энергетический запуск первого энергоблока БелАЭС запланирован на начало следующего года. Второй энергоблок планирует ввести в строй в 2022 году.

На этом фоне в Литве началась подготовка к демонтажу второго реактора Игналинской АЭС. Работы эти объёмные и длительные, окончание демонтажа запланировано на 2028 год, необходимо будет не только демонтировать оборудование, но и провести дезактивацию рабочей зоны реактора. Полное же закрытие станции возможно не ранее 2038 года.

Закрытие Игналинской атомной электростанции (первый энергоблок был остановлен в 2004 году, второй – в 2009 году) было одним из условий вступления Литвы в Евросоюз. По оценкам МАГАТЭ, на тот момент эта АЭС была самой современной и безопасной не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Однако в Вильнюсе посчитала, что членство в ЕС того стоит и станцию закрыли, оставшись без собственной электроэнергии, которая тут же резко подорожала – почти в десять раз, а литовская экономика потеряла конкурентоспособность.

Экс-директор Игналинской АЭС Виктор Шевалдин назвал закрытие атомной станции самоубийством для Литвы.

Оставшись без АЭС, в Вильнюсе не могут смириться с тем, что станция появится у соседей, в связи с чем и воюют с БелАЭС вот уже несколько лет. Впрочем, среди стран Балтии нет единого мнения по поводу Белорусской АЭС, только Литва воспринимает начало работы БелАЭС болезненно и не может с этим смириться.

Не удаётся до сих пор, хотя до 7 ноября осталось совсем немного времени, даже окончательно утвердить методику трёхсторонней торговли электроэнергией с Россией.

Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас уже предупредил – без этой методики не получится эффективного бойкота электроэнергии с БелАЭС.

«Мы понимаем, что до возможного запуска БелАЭС остаётся всё меньше времени, и нам в регионе следует быть готовыми к этому сценарию. Если  Государственный совет по регулированию энергетики (ГСРЭ) Литвы не примет решение, то Латвия и Эстония могут применять двустороннюю методику торговли с Россией»,

– предупредил Жигимантас Вайчюнас.

Судя по всему, в Литве уже готовы признать своё поражение в войне с БелАЭС.

Соб. корр. ФСК