Новости

Белоруссия теряет деньги – чем это может грозить стране

Экономика Белоруссии, по официальным данным, за прошедший год продемонстрировала не самый худший результат с учетом пандемии коронавирусной инфекции. Внутренний валовый продукт (ВВП) страны в сопоставимых ценах снизился только на 0,9%, хотя изначально и прогнозировался рост на уровне от 1,9 до 2,8%. Учитывая глобальные проблемы мировой экономической системы, на первый взгляд, Белоруссии удалось не вступить в очередной кризис, а власти страны уже планируют рост ВВП в текущем году на уровне 1,8% и на 21,5% до 2025 года. Несмотря на то, что международные организации и рейтинговые агентства крайне пессимистично оценивают возможности Белоруссии и других стран мира, в Минске продолжают считать, что достичь данные цифры по силам, в том числе и потому, что в стране не был введен локдаун из-за COVID-19.

Однако большинство экспертов не склонны разделять оптимизм белорусских властей. Особенно на фоне проблем в финансовой системе страны. В частности, в январе стало известно, что после президентских выборов, прошедших 9 августа, из республики наметился серьезный отток денежных средств. Так, российский Центробанк сообщил, что только за июль-сентябрь 2020 года физические лица-резиденты и нерезиденты, находящиеся в Белоруссии, перечислили в Россию, в том числе и через системы денежных переводов, $101,3 млн. Эта цифра оказалась практически равна общей сумме переводов за первое полугодие, став абсолютным квартальным рекордом с 2006 года, когда Центробанк РФ начал публиковать подобные данные.

При этом стало очевидно, что последние события в РБ обеспокоили больше всего нерезидентов. По сравнению с первой половиной прошлого года их перечисления выросли почти в четыре раза, составив $ 34,2 млн, что также стало самым высоким показателем в истории наблюдений российского регулятора. Вместе с тем общая сумма переводов физическими лицами из России в Белоруссии изменилась несущественно.

Примечательно в данном случае то, что сегодня в Белоруссии официально нет доступной информации о том, сколько республика теряет средств и в каких направлениях они выводятся. Известно лишь, что выплаченные за пределы страны чистые денежные переводы физических лиц за три квартала прошлого года выросли на $15,7 млн и достигли $137,6 млн. При этом большую часть выплаченных за рубеж переводов составляют личные трансферты, которые за три квартала 2020 года достигли $119,2 млн, что на $17,8 млн превышает показатели 2019 года. Одновременно выплаченные за рубеж переводы работающих в Белоруссии людей за этот же период сократились на $2,1 млн и составили $18,4 млн. По мнению аналитиков, последнее демонстрирует не только проблемы в белорусской экономике, но и стремление работающих в республике компаний и иностранцев как можно скорее перевести свою деятельность из страны.

О том, что банковско-финансовая система Белоруссии находится в угрожающем состоянии, свидетельствует ряд как прямых, так и косвенных признаков, информация о которых сегодня доступна экспертам. В частности, в январе стало известно, что в стране продолжается отток рублевых и валютных средств с банковских вкладов. По данным Нацбанка Белоруссии, объем рублевых депозитов на 1 января 2021 года оказался на 598,8 млн белорусских рублей (около $230 млн) меньше, чем год назад, составив чуть более 4,53 млрд (более $1,74 млрд). Одновременно валютные депозиты физлиц составили $4,63 млрд, что меньше объемов прошлого года на $1,57 млрд. И в то же время в конце года был зафиксирован максимальный рост широкой денежной массы, а количество наличных денег за год увеличилось на 11,2%.

Кроме того, 2020 год стал крайне неудачным для Белоруссии и с точки зрения иностранных инвестиций, ситуация с которыми оказалась беспрецедентной. За второй и третий квартал республика потеряла их в размере около $164,3 млн. При этом основной отток был зафиксирован также с июля по сентябрь, когда только из реального (нефинансового) сектора ушли $82,2 млн. Примечательно, что самый заметный чистый отток прямых иностранных инвестиций в 3 квартале оказался в области телекоммуникаций ($30 млн).

Как отмечают аналитики, это связано в первую очередь с политической обстановкой в стране и действиями белорусских властей, которые на протяжении месяцев диктовали компаниям из данной сферы, что и как они должны делать, несмотря на финансовые потери.

Одновременно подкосило финансовую систему страны и доверие к ней ситуация с «Белгазпромбанком» (БГПБ). После ареста в начале июня многих топ-менеджеров организации, в том числе претендовавшего на пост президента экс-главы банка Виктора Бабарико, а также множества обысков банк оказался фактически под управлением белорусского государства – в нем была введена временная администрация во главе с бывшей главой Нацбанка Натальей Ермаковой. Основные учредителей БГПБ «Газпромбанк» и «Газпром» вначале отказались сотрудничать с новым руководством, выведя со счетов банка практически все средства. На 30 июня минувшего года у «Газпрома» в «Белгазпромбанке» осталось только 77 млн российских рублей. В то же время, по данным на 31 декабря 2019 года, компания держала в белорусском банке 15,6 млрд российских рублей, а также имела «прочие оборотные активы» в размере 2,5 млрд российских рублей (на 30 июня 2020 года их осталось только 20 млн).

В целом же в 2020 году отток средств клиентов для БГПБ был крайне чувствительным. Если на 1 апреля на счетах лежало около 3,29 млрд белорусских рублей (более $1,3 млрд), то на 1 октября их осталось только 1,97 млрд (чуть более $750). С учётом того, что в нынешнем январе Ермакова неожиданно стала главой правления БГПБ, многие аналитики склонны считать, что банк окончательно перешел под руководство государства, что только ударило по доверию к официальному Минску со стороны иностранных инвесторов и банковских организаций. Это, в свою очередь, может усилить отток капитала из страны, а крупные иностранные инвестиции в белорусскую экономику в обозримом будущем не придут.

Эксперты видят следующие причины и последствия происходящего сегодня в финансовой сфере Белоруссии.

Во-первых, что самое главное, это неразрешенный в республике общественно-политический кризис, который напрямую и косвенно влияет на экономическое состояние страны. У частного бизнеса оказалось подорвано доверие к правовой системе, а страна из-за событий, связанных с президентскими выборами, оказалась под беспрецедентным санкционным давлением. Это не только влияет на увеличение оттока капитала, но и на сотрудничество Белоруссии с международными структурами, которые, как известно, прекратили финансирование ранее запланированных совместно с белорусским государством программ. В сложившейся ситуации найти дополнительные средства не только на развитие, но и сохранение нынешнего положения экономики страны будет крайне сложно.

Во-вторых, возникающие в стране риски преследования бизнеса по политическим мотивам, о чем в том числе свидетельствует ситуация с «Белгазпромбанком», мелким бизнесом или представителями ИТ-индустрии. Это ведет к выводу бизнеса из страны, что сокращает и без того слабую налоговую базу.

В-третьих, подорванное доверие к национальной валюте и банковской системе, что увеличивает риски валютного и банковского кризисов. По мнению экспертов, нынешняя ситуация будет только провоцировать отток вкладов и увеличивать спрос на валюту. Это, в свою очередь, приведет к нарушению многих показателей финансовой устойчивости банков, создаст дополнительное давление на золотовалютные резервы страны, что рано или поздно обесценит белорусский рубль и ослабит банковскую систему. В условиях экономических санкций, когда финансовой поддержки у Белоруссии из-за рубежа не будет, власти республики вполне могут запустить печатный станок, что только усугубит ситуацию в среднесрочной перспективе.

Все вышеперечисленное, так или иначе, будет сказываться на состоянии не только внутренней финансовой системы, но и на ее внешнем долге. Уже сегодня совокупный валютный долг органов госуправления достиг 50% ВВП. Общие запланированные на 2021 год платежи по основному долгу и процентам составляют около $16,3 млрд, что делает текущий финансовый год самым тяжелым в истории страны. Если к этому добавить растущий в последние месяцы отток вкладов, а также вывод денежных средств за рубеж, то у Белоруссии появляется серьезный риск вплотную подойти к суверенному дефолту. Последствия этого для страны, в том числе и с точки зрения политической стабильности, могут быть самые печальные.

Илья Захаркин