Новости

Белорусская атомная электростанция готова к пуску первого реактора

А Вильнюс называет БелАЭС «вызовом для Евросоюза»

10 декабря на Белорусской АЭС начался последний, самый масштабный этап работ перед физическим пуском первого энергоблока –  горячая обкатка оборудования реакторной установки. Белорусская АЭС в составе двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт сооружается по российскому проекту близ города Островец в Гродненской области. Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком БелАЭС выступает корпорация «Росатом» – один из лидеров мирового атомного инжинирингового бизнеса (около 30% рынка сооружения АЭС в мире). На возведение АЭС Москва выделила Минску кредит в $10 млрд.

Атомная станция в Белоруссии построена в полном соответствии с нормами и рекомендациями Международного агентства по атомной энергии. Бывший глава МАГАТЭ Юкия Амано, побывавший на стройплощадке, заявил, что АЭС в окрестностях Островца абсолютно безопасна. Несмотря на это, президент Литвы Гитанас Науседа продолжает называть БелАЭС «вызовом для всего Евросоюза в связи с проблемами в обеспечении ядерной безопасности».

Встреча президентов Литвы, Эстонии и Латвии в Риге, декабрь 2019 года

Встреча президентов Литвы, Эстонии и Латвии в Риге, декабрь 2019 года

На недавних переговорах глав трёх прибалтийских республик в Риге Латвия и Эстония отказались выработать консолидированную с Литвой позицию в вопросе поставок электроэнергии с БелАЭС и блокировки покупок белорусского электричества. Президенты Эстонии и Латвии Керсти Кальюлайд и Эгилс Левитс позицию Гитанаса Науседы не поддержали. Официальная Рига вообще не видит причин для беспокойства и не уверена, что у Литвы могут быть хоть какие-то основания запретить Беларуси торговать электроэнергией, тем более строить АЭС.

Некоторое время назад Вильнюс вообще не обращал внимания на строительство Белорусской атомной электростанции. Между Литвой и Белоруссией шёл вялый обмен вопросами-ответами. Однако в апреле 2016 года БелАЭС неожиданно стала для Вильнюса главной внешней угрозой. В канун 30-летия аварии в Чернобыле тогдашний глава правительства Литвы Альгирдас Буткявичюс потребовал от Минска соблюдения всех международных требований безопасности. Требования соблюдены, но Вильнюс всё так же «серьёзно озабочен ситуацией в сфере ядерной безопасности Литвы и соседей по Евросоюзу». Фраза об этом стала в литовских политических кругах дежурной. Её повторяют разные источники на все лады, и нельзя не видеть, что ядерные фобии насаждаются в Литве сознательно. Александр Лукашенко с трибуны белорусского Национального собрания даже заявил в сердцах: «Перестаньте смешить весь мир. Надо прекратить придирки и задуматься, какую выгоду может извлечь Литва из нашей АЭС».

Причём до 2016 года литовская сторона свою выгоду от БелАЭС видела. Президент Литвы утверждает, что существует меморандум о сотрудничестве Вильнюса и Минска в области энергетики, подписанный премьер-министром (2008-2012) Андрюсом Кубилюсом; президентура готова при необходимости обнародовать этот меморандум. Консерваторы из партии «Союз Отечества», для которых  Кубилюс – символ партийной стабильности, наличие договорённостей о сотрудничестве с Белоруссией отрицают и подчёркивают, что их партия всегда была в авангарде борьбы против «ядерного монстра, тикающей атомной бомбы Кремля, смертельной угрозы всем европейским столицам».

Литовские правые действительно поддерживали Далю Грибаускайте, когда она утверждала, что БелАЭС – «российский геополитический проект, недоброжелательно направленный против Литвы…  возможность оказывать давление на Литву, препятствуя  синхронизации её политики с политикой Запада». Консерваторы првоголосовали также за закон, запрещающий государству и отдельным хозяйственным субъектам приобретать электроэнергию с БелАЭС, которая на законодательном уровне названа «угрозой национальной безопасности». Даже сегодня, когда до пуска первого реактора остались считаные недели, министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас надеется на Конгресс США, который, считает он, вот-вот примет санкции против Белоруссии и заставит похоронить ядерный проект. Чтобы попытаться пресечь пуск «ядерного монстра», политики из «Союза Отечества» призывают правительство Литвы отказаться от транзита белорусских грузов в направлении Клайпедского морского порта. Есть рецепт и у главы кабинета министров Саулюса Сквернялиса: он предложил «выкупить АЭС у соседнего государства или оплатить перенос строительства на другую площадку».

В итоге Вильнюс не выигрывает ничего. Литва, по официальной статистике, импортирует около 70% электроэнергии преимущественно из Скандинавии. Отказавшись покупать на белорусской бирже дешёвую продукцию с БелАЭС, Литва станет покупать её гораздо дороже у северных соседей. Бывший глава Минэнерго Арвидас Секмокас говорит, что «грязное» (белорусское) электричество может попасть в сети Литвы, например, транзитом через Латвию. А самый вероятный вариант – продажа электричества в Литву из Калининградской области после обмена между Россией и Белоруссией. «Технически это будет происходить как обмен, который широко распространён в энергетике по всему миру. Электроэнергия из Калининграда может быть обменена с электроэнергией из Белоруссии и продана нам».

При этом, хотя страны Балтии и подписали соглашение о синхронизации работы их электросетей с Евросоюзом, по-прежнему действует электрическое кольцо БРЭЛЛ – синхронный режим работы энергетических систем Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы, позволяющий осуществлять обмен электроэнергией и поддержку друг друга резервами в случае аварийных ситуаций.

О том, что будет дальше, можно судить по резкому росту импорта Литвой электроэнергии из Белоруссии в последнее время:

Динамика импорта электроэнергии из Белоруссии

Динамика импорта электроэнергии из Белоруссии

В интервью местной прессе советник президента Литвы по вопросам внешней политики Аста Скайсгирите приоткрыла некоторые планы Вильнюса в отношении Белоруссии, заявив, что с предложениями бойкотировать генерацию «небезопасной АЭС» глава Литовского государства обратится к коллегам в Европе и США.

«Литва ценностями и принципами не торгует», – постоянно звучит из литовской президентуры. Неужели этой фразой власти надеются скрасить гарантированный рост цен на электричество для населения?

АНАТОЛИЙ ИВАНОВ