Новости

Бешеная рыба Минздрава

Когда я читаю, что народ мрет от ботулизма, а сыворотки нет, меня просто бешенство охватывает. Но надо держать себя в руках – от бешенства сыворотки тоже нет. Как и от столбняка, и от яда тарантула, и от всего, чем богата наша земля, включая дифтерию и коклюш. Россия, конечно, немытая, и надо от нее держаться подальше, но сыворотки можно было бы и закупить. Только безвиз нас спасет – быстро выехать в Польшу, уколоться там и вернуться живым.

 

Говорят, что от ботулизма за последние две недели померло всего человек семь или десять. Не верьте. Это неправда. Судя по панике и по скорости, с которой и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун убегала от ТСН, когда ей поставили вопрос о сыворотке, все намного хуже. И сказать нечего. Не случайно даже после того, как журналисты ее догнали, она отказалась комментировать ситуацию.

Пока говорить на тему ботулизма уполномочено учреждение под названием Центр первичной медико-санитарной помощи. Его представитель по имени Сергей Константинов заявил, что на самом деле ситуация с заболеваемостью ботулизмом в Украине в пределах сезонной нормы. Однако признал, что ненормальное отсутствие сыворотки в стране увеличивает количество смертельных случаев.

Честно говоря, я не знаю, какая у нас сезонная норма смертности от ботулизма. Может, 5 человек на 1 кв. км, может, 50 в квартал. Точно так же я не знаю, сколько у нас по плану должно умереть от бешенства. А сколько пообщаться с самыми проевропейскими и дружелюбными в мире львовскими крысами, обустроившими себе заповедник в мусорных завалах.

Я вообще ничего не знаю по данному вопросу, и никто не может меня просветить. Вот скажите, кто должен заниматься крысами, бешеными котами и рыбой с ботулизмом? Стандартно напрашивается ответ – санэпидстанция. И он (ответ) неправильный.

Потому что СЭС как пережиток совкового менталитета ликвидирована. По состоянию на май 2017 года окончательно и бесповоротно. Ее функции частично переданы Центру общественного здоровья, подчиненному Минздраву, а частично – Госпродпотребслужбе. Правда, никто до конца не знает, какая именно функция кому досталась. Например, кто должен травить львовских крыс? Или не травить их вовсе, а признать, как и бродячих киевских котов, частью экосистемы? Я за такое решение. Львовские крысы должны сохраниться и украшать город-музей.

Опять же с ботулизмом – это чья компетенция? Центр общественного здоровья, если исходить из приказа №604, изданного на тот момент шефом МОЗа Сандро Квиташвили, отвечает за проведение “противоэпидемических и профилактических мероприятий в отношении инфекционных болезней, проведения индивидуальной и массовой профилактики заболеваний, расследование единичных случаев инфекционных болезней и т.д.".

Но бороться с эпидемией ботулизма он должен силами семейных врачей, которых по реформе Ульяны Супрун делают ключевой фигурой системы здравоохранения. Теперь попытаемся обратиться к семейному врачу и пожаловаться на симптомы ботулизма: тахикардия, слабость, в глазах двоится, во рту сушит, голос гнусавый. Я не шучу – это симптомы, отписанные в медицинских учебниках.

Попробуйте огласить их замотанному районному терапевту (пардон, семейному врачу) и послушайте, что он вам ответит. Кстати, если симптомы действительно присутствуют, это будет последнее, что вы услышите в своей жизни. Ибо после всего перечисленного наступает, увы, летальный исход.

Понимаете, отчего я не верю официальной статистике, а верю паническим слухам? Как раз оттого, что никто не знает, сколько умерших и похороненных с диагнозом вроде “внезапная остановка сердца” – жертвы ботулизма. И Центр общественного здоровья помочь нам в этом вопросе пока не может, так как его реформирование, как мне там сказали, закончится лишь в 2019 году.

Ладно, раз такое дело, решил я пойти в Госпродпотребслужбу. Отличное ведомство, очень прогрессивное, возглавляет его в прошлом журналист и аналитик Владимир Лапа (искренне ему сочувствую). Там мне исчерпывающе объяснили, что “ботулізм – це страшна інфекція, яка може закінчитись смертю, оскільки це інфекційно-токсична хвороба. Ця інфекція вразила дітей в дитячому садочку (!). Вона дуже небезпечна для життя навіть і дорослих людей... Але Держспоживслужба не має права зупинити виробництво цієї риби, навіть якщо загинули люди – чинне законодавство не дає таких повноважень. Це право мають подібні служби в ЄС – і це нормальна європейська практика. А поки ветеринари не радять їсти в'ялену рибу взагалі...”.

Крайне жизнеутверждающий совет, согласитесь. Спасибо, дорогие чиновники. Но что делать, если ботулотоксин таки настигнет мой организм? Ну, не из вяленой рыбы, так из тушенки в консервной банке? И я попаду в статистику “в пределах сезонной нормы”?

Оказывается, надо бегом нестись в Польшу по безвизу или в Россию. пока визы не ввели. Только там (из ближних мест) есть сыворотка. Ибо в Украине ее нет. Как нет сыворотки от столбняка, бешенства или укуса змеи. До 2014 года мы закупали все эти сыворотки в России. Но в связи с аннексией Крыма и агрессией Российской Федерации на Донбассе решили сертификаты не продлевать и поставки прекратить.

Я не шучу. На медицинских (подчеркиваю, не юмористических) сайтах так и пишут: “Пострадавшему следует посоветоваться с врачом по поводу целесообразности экстренного медицинского туризма в Россию, Беларусь или Польшу, чтобы пройти курс иммунизации и получить необходимую инъекцию”.

Тем, кто уже выехать не может по причине пребывания в реанимации, придется активировать родственников, чтобы какими-то фантастическими путями срочно достать сыворотку за пределами страны.

Но даже если вы сумеете в считанные часы и дни доставить волшебную сыворотку, скажем, со Ставропольского завода, где она производится, то ни одна наша больница не имеет права принять ее без украинского сертификата (а его, разумеется, нет), и ни один врач не возьмет на себя ответственность вколоть сыворотку больному.

Потому что если он все-таки помрет, виноват будет именно врач, применивший препарат без документов, произведенный на не сертифицированных, по нашему законодательству фабриках. Это еще один аргумент для реформируемой медицины скрывать смертельные случаи от ботулизма, бешенства и т.д.

В прошлом году от бешенства умерли всего две женщины – из Киева и Ривного. Кто-то из дачников помер от укуса каракурта то ли в Херсонской области, то ли в Запорожской. Гадюки то и дело кусали наших граждан. Это из тех новостей, которые стали достоянием гласности и статистики.

Как вы понимаете, кто там в глухом херсонском селе от какой хвори летом в жару помер, особо не докапываются. Похоронили, помянули... Дело житейское. Тем более что тот же ботулизм – это не кишечная палочка и не грибы-отравители. Бывает, что вся компания ест из одной консервной банки, но клостридия ботулизма попадется только одному. Поэтому о ботулизме никто и не догадывается.

Кстати, не ботулизмом единым богата наша страна. Если верить доктору Комаровскому, в Украине уже лет десять идет эпидемия коклюша, но это тщательно скрывается. Ребенок при коклюше может умереть от остановки дыхания или воспаления легких, но при этом во всех справках будет написано: “воспаление легких” или “бронхит”. И вот таких “бронхитов” у нас даже страшно представить сколько.

Аналогичная ситуация и с дифтерией. Раньше мы получали противодифтерийную сыворотку тоже из России, после майдана ее признали не соответствующей сертификату GMP, с другими сыворотками проблемы. В итоге, как утверждает доктор Комаровский, привито 15% детей первого года жизни, доступной сыворотки как не было, так и нет.

P.S. Пока писал этот текст, на сайте МОЗ, наконец, появилось официальное заявление сего органа государственной власти, которое я просто не могу не процитировать. С кратким комментарием.

“Останнім часом в Україні почала збільшуватися кількість випадків захворювання на ботулізм. Однак, на сьогодні в країні немає препаратів для специфічного лікування ботулізму.

Така ситуація пов'язана з тим, що у 2014 році закінчилася дія сертифікату про державну реєстрацію Сироватки протиботулінічної типів А, В, E кінської очищеної концентрованої рідкої, і до цього часу від заявника – юридичної або фізичної особи, яка відповідає за ефективність, якість та безпеку лікарського засобу не надходили документи для процедури реєстрації/перереєстрації цього лікарського засобу...

…Враховуючи загострення епідемічної ситуації та відсутність зареєстрованих лікарських засобів для здійснення невідкладних заходів з профілактики та лікування ботулізму МОЗ України звернулося до міжнародних організацій з проханням надати гуманітарну допомогу у медичних імунобіологічних препаратах. За можливості, необхідні препарати будуть поставлені у найкоротші терміни...

...Після внесення змін до Закону України “Про державний бюджет України на 2017 рік” стане можливим закупити необхідні для лікування цих захворювань лікарські засоби.

…МОЗ України робить усе можливе для прискорення забезпечення пацієнтів необхідними препаратами”.

Итак, вывод первый: в том, что нет сыворотки, виноват агрессор – он не подал документы на перерегистрацию. Вывод второй: денег нет и неизвестно, поэтому будем не закупать, а выпрашивать вакцины в качестве гуманитарки. Вывод третий: Боже, храни Украину от ботулизма и Супрун.

 
Егор Смирнов