Новости

Без самолётов, но с «бронированным кулаком»: итоги нового «Рамштайна»

В среду, 15 марта, спустя месяц после встречи на американской авиабазе "Рамштайн" в Германии участники Контактной группы по Украине снова обсудили поставки вооружений Киеву. На этот раз в режиме видеоконференции

О договорённостях, достигнутых представителями более 50 стран, сообщил на итоговой пресс-конференции глава Пентагона Ллойд Остин, исполнявший роль председателя на заседаниях в формате «Рамштайн».

«Сегодня мы услышали о некоторых важных новых обязательствах. Коалиция государств, безвозмездно поставляющих Украине танки Leopard, продолжает расти. 9 стран уже обязались предоставить более 150 танков Leopard. Швеция объявила, что передаст Украине 10 танков Leopard 2 и ключевые средства противовоздушной обороны», — заявил Остин.

Глава американского оборонного ведомства не вдавался в подробности, о каких конкретно средствах ПВО идёт речь. Но 24 февраля премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон говорил о намерении поставить на Украину системы Hawk и IRIS-T.

«Количество стран, предоставляющих средства ПВО, также продолжает расти. Сейчас мы находимся в решающем моменте в ходе борьбы Украины за свободу. Мы все должны продемонстрировать постоянную решимость и единство. Это означает выполнение наших обязательств в полном масштабе и в кратчайшие сроки», — продолжил Остин.

Норвегия передаст Украине разработанный совместно с США ЗРК NASAMS средней дальности, предназначенный для поражения воздушных целей на малых и средних высотах в любых погодных условиях. Канада анонсировала отправку второй партии танков Leopard 2.

Нидерланды запустят новые контракты, чтобы новые вооружения продолжали прибывать на поле боя. Словения удостоилась похвалы от Остина за то, что та помогает закрыть несколько «первоочередных потребностей Украины, в том числе в бронетехнике».

«"Рамштайн-10" внушает оптимизм: усиление ПВО, поставки боеприпасов, тренировки и формирование "бронированного кулака"», — отреагировал на итоги встречи Контактной группы министр обороны Украины Алексей Резников.

Впрочем, оказывая военную помощь Киеву, Запад преследует прежде всего собственные корыстные цели. США душат европейский ВПК, планируя оставить в Европе лишь сервисные и ремонтные мощности, монополизируя всё, что касается разработки и производства инновационных вооружений у себя, констатирует военный эксперт Алексей Леонков

«Сейчас мы наблюдаем процесс избавления Европы от европейского оружейного наследия. Почти всю свою советскую технику эти страны уже утилизировали на Украине — пришла очередь собственно европейского оружия, взамен которого США продаст им свою технику.

Нынешним шведским властям было необходимо войти в эту танковую коалицию, так как они мечтают вступить в НАТО», — заявил Леонков.

Словения ремонтирует советские танки и авиацию для ВСУ на заводах, построенных ещё во времена Югославии. А Нидерланды, не обладая серьёзным оборонно-промышленным комплексом, вносят серьёзный вклад в военную поддержку Украины материально — оплачивают вооружения, имеющиеся у тех или иных стран, и направляют их Киеву, добавил эксперт.

Глава Пентагона заверил в дальнейшей поддержке Украины на протяжении всего года и пообещал помочь ВСУ с танками, БМП и другой бронетехникой, а также продолжать обучение военнослужащих, чтобы они умели пользоваться всеми типами западных вооружений.

«Эта контактная группа всегда стремится помогать Вооружённым силам Украины получать то, что им нужно, когда им это нужно», — заявил Остин.

Аккурат к очередному заседанию формата Рамштайн Military Media Center — структура при Министерстве обороны Украины — опубликовал список вооружений, необходимых ВСУ для противодействия российской армии. В него вошли:

  • ракеты к HIMARS;

  • ракеты к MARS;

  • 155 мм снаряды;

  • 120 мм мины;

  • ракеты к системам ПВО;

  • ракеты к системам противотанковых ракетных комплексов;

  • авиационные средства поражения;

  • дроны-камикадзе;

  • 105-мм и 125-мм танковые снаряды.

Важно, что об истребителях, которые Украина настойчиво просит поставить после преодоления существовавшего до недавнего времени танкового табу, ни слова. Видимо, Киев поумерил свой пыл на фоне того, что западные страны не спешат делиться боевыми самолётами.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью немецкой газете Bild am Sonntag 12 марта заявил: «Я не ожидаю, что поставка истребителей произойдёт в ближайшее время, поскольку это очень сложная задача с логистической и технической точек зрения».

Хотя пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер в преддверии начала встречи «Рамштайн» сказал, что Украина вскоре получит боевые самолёты от нескольких стран, все они перечислены в некоем документе. Но власти этих государств сами объявят о решении передать истребители.

Однако передать Киеву истребители западного образца сейчас практически невозможно, отмечает военный обозреватель Виктор Литовкин.

По его словам, для этого сначала необходимо, во-первых, обучить украинских лётчиков. На подготовку экипажа для управления F-16 требуется не меньше года. Во-вторых, оборудовать аэродромы для принятия и отправления самолёты, а это крайне сложно и очень затратно, к тому же Россия сможет наносить удары крылатыми ракетами по этим аэродромам, выводя их из строя.

Всё было бы проще, если бы Украине передали истребители советской разработки — украинские военные знают, как с ними обращаться. Например, МиГ-29.

Вопрос о передаче этих машин обсуждался правительством Словакии как раз 15 марта. Республика получила 12 истребителей МиГ-29 от РФ в 1990-х в счёт погашения советского долга, один из них позже потерпел крушение, один власти собираются выставить в музей, а оставшиеся 11 могут передать Украине.

В августе прошлого года МиГ-29 вывели из состава национальных ВВС (на смену им должны прийти американские F-16, контракт на поставку которых уже заключён), сейчас эти истребители не эксплуатируются, они занимают место на складах, пилотов для них не готовят.

Братислава задумалась о передаче Киеву невостребованных Мигов в том числе потому, что получит за это от союзников неплохую компенсацию – $ 900 миллионов.

В конечном итоге правительство Словакии не приняло решения о возможной передаче Украине истребителей МиГ-29, ограничившись неформальной дискуссией на эту тему.

Но вернёмся к «Рамштайну». Ллойд Остин утверждает, что поставки вооружений и обучение военнослужащих со стороны Запада дают ВСУ возможность «изменить динамику на поле боя в какой-то момент в будущем».

В ходе пресс-конференции главу Пентагона спросили, обеспокоены ли США тем, что защита Артёмовска украинской армией «отнимает у них ресурсы, которые могли бы направить на весеннее наступление».

«Что касается значения Бахмута, я бы сказал, что президент Зеленский ведёт это сражение и он будет решать, что важно, а что не важно для его сил и нужно ли ему проводить передислокацию или оставаться в Бахмуте.

Я бы хотел сказать, что, если в какой-то момент времени он примет решение о передислокации, это не означает, что война проиграна. Это может означать и, вероятно, будет означать, что он перегруппируется, чтобы сохранить преимущество.

Я думаю, что это действительно ключевой момент, но останутся ли они там или нет, или как долго они там останутся – это дело президента Зеленского, а не кого-то другого. Наша цель — поддержать его и любое решение, касающееся поля боя, которое он принимает», — ответил Остин.

Руководство Украины и военное командование признают, что ситуация в Артёмовске для ВСУ крайне сложная, но президент страны Владимир Зеленский принял решение продолжать бои за город.

На самом же деле ситуация в Артёмовске вызывает особую озабоченность у Вашингтона, пишет издание Politico. По словам бывшего командующего силами НАТО в Европе Бена Ходжеса, часть сотрудников Пентагона считает, что украинцы слишком быстро расходуют боеприпасы.

«За закрытыми дверями американские чиновники давят на Киев, чтобы тот экономил артиллерийские снаряды и вёл более прицельный огонь», — говорится в статье.

Ранее агентство Bloomberg приводило цифры: ежедневно ВСУ использует в среднем до 30 000 снарядов — то есть почти миллион в месяц. И призыв Остина к партнёрам по формату «Рамштайн» увеличить объёмы поставляемых Украине боеприпасов вполне вписывается в этот контекст.

Евгения Кондакова