Новости

Black Friday в эпоху пандемии

У американцев есть удивительная способность навязывать миру свои традиции. Как-то незаметно в нашу жизнь вошли и стали популярными у молодежи Хэллоуин, День святого Валентина и Black Friday, она же “черная пятница”. Караулить с вечера двери торгового центра и драться за вещи мы еще не привыкли (хотя видео драки в секонде за футболку разошлось по всем соцсетям), но верить в скидки научились. Вопрос в том, насколько они реальны в условиях инфляции доллара, логистического кризиса и дефицита микрочипов?

“Черная пятница” – сугубо американское изобретение. Это первая пятница после Дня благодарения, которая становится стартовым днем традиционного рождественского сезона распродаж. Обычай распродавать товары в конкретный день зародился в XIX веке, а сам термин “черная пятница” утвердился в 1966 году.

Европа позаимствовала традицию в конце 60-х – начале 70-х. А на постсоветском пространстве эта мода укрепилась вместе с фирменными магазинами международных брендов. Вот уже несколько лет подряд объемы продаж на Black Friday превышают собственно предновогодние. К тому же есть разница – в “черную пятницу” гоняются за промтоварным ассортиментом, а накануне Нового года – за продуктами питания.

Понятно, что в условиях карантинов, “красных зон”, частичных или полных локдаунов онлайн-распродажи возьмут верх над “оффлайновыми”. В связи с этим увеличивается нагрузка на всевозможные посылторги, службы курьерской доставки и популярные сайты. Это создает проблемы с доставкой товаров и ассортиментом. Многие мои знакомые жалуются, что такого разнообразия, как в прошлые годы, нет. Как нет и щедрости в скидках. И это не удивительно.

Мир в этом году подошел к сезону предрождественских распродаж в условиях инфляции основных мировых валют. Не только доллара, но и евро. Как сообщило 10 ноября, Министерство труда США, уровень инфляции в октябре вырос до 6,2% в годовом исчислении, что стало самым высоким показателем за более чем 30 лет – с ноября 1990 года. 

По сравнению с предыдущим месяцем потребительские цены выросли на 0,9%. В сентябре рост цен составлял 0,4% по сравнению с предыдущим месяцем. Драйверами инфляции стали, среди прочего, цены на бензин, продукты питания, аренду жилья и подержанные автомобили. Цены на энергоносители за двенадцать месяцев выросли на 30%, а цены на бензин почти на 50%.

В Германии уровень инфляции в октябре вырос до 4,5% в годовом исчислении. Это был самый высокий показатель с 1993 года, как заявило Федеральное статистическое ведомство. В целом годовая инфляция в еврозоне достигла 4,1% в октябре по сравнению с 3,4% в сентябре, а в ЕС – 4,4% против 3,6%. Согласно данным статистического бюро ЕС Евростата, причиной повышения уровня инфляции послужил рост цен на энергоносители (+2,21%) и услуги (+0,86%).

В Китае вообще уникальная ситуация. Поскольку там рыночная экономика находится под жестким контролем правящей Коммунистической партии, они умудрились путем ужесточения монетарной политики добиться результата, при котором потребительская инфляция в Китае составила всего 1,5%, а промышленная 13,5% (!).  Это означает, что для всего мира китайские товары, а особенно комплектующие, резко подорожали, а для самих китайцев нет. 

Поскольку Китай – это мастерская мира, любой дефицит китайских товаров или комплектующих создает проблемы планетарного значения. Особенно накануне глобальных распродаж. Наиболее широко обсуждаемая проблема – дефицит микрочипов. Не потому, что все они были вколоты с вакциной от коронавируса, как считают некоторые особо “упоротые” антиваксеры, а по объективным причинам.

Если коротко, то на данный момент ведущими производителями полупроводников являются всего две компании – тайваньская Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) и южнокорейская Samsung. Первая занимает 54% рынка, вторая 17%.

Жизнь в условиях карантина увеличила глобальный спрос на смартфоны, ноутбуки, настольные компьютеры, телевизоры, автомобили и устройства, подключенные к интернету. Производители микросхем просто банально не успевают нарастить производство для того, чтобы удовлетворить мировой спрос на микросхемы, который оказался на 10-30% выше текущего предложения.

По данным Susquehanna Financial Group, за первые четыре месяца 2021 года производители полупроводников резко начали отставать по исполнению заказов. Крупным компаниям приходится ждать микросхемы до 17 недель, а небольшим до одного года или вообще отказываться от проектов. Одновременно растут цены на потребительскую электронику.

В нынешнем году самым дефицитным товаром этого сегмента могут оказаться игровые приставки. Для их производства не хватает графических карт, являющихся одним из основных элементов приставок. Знаете почему? Только не смейтесь – их активно скупают те, кто майнит криптовалюты. По прогнозам экспертов, дефицит поставок сохранится и в 2022 году.

О том, что дефицит товаров продлится до середины 2022 года, предупредил и шведский производитель мебели IKEA. Популярная шведская фирма, работающая в сегменте товаров “собери сам”, конечно, ничего не делает своими руками и все заказывает в Китае. Они объясняют перебои с товарами дефицитом транспортных контейнеров.

И тут мы плавно переходим к еще одной проблеме, оказавшей существенное влияние на цены и ассортимент товаров, которые наши люди мечтают раскупить со скидками в “черную пятницу”. Это – логистический кризис. Мы посвящали ему отдельную статью.

Если коротко, то в мире наблюдается острая нехватка контейнеров и портовых мощностей. В Штатах реально не хватает рук – портовых рабочих, грузчиков, крановщиков и водителей грузовиков. Некоторые из них были полунелегалами, в частности из Мексики и стран Латинской Америки, они уехали во время локдауна-2020 и не вернулись.

В Азии своя специфика. Скажем, когда в крупных китайских портах обнаруживали зараженных сотрудников, эти порты закрывали на двухнедельный карантин. Это привело к задержке грузовых отправлений, срыву производственных цепочек и, как следствие, дефициту товаров, которые вовремя не доставили из Китая.

Правда, по мнению специалистов, покупатели крупных мировых сетей, скорее всего, дефицит не очень заметят. Walmart и Target делают крупные заказы, которые у перевозчиков в приоритете. К тому же готовятся к сезону распродаж и рождественского шоппинга заранее.

Должна сказать, что и в Украине такая же ситуация. Недавно была в “Ашане” – одном из немногих мест, где разрешено гулять непривитым шопперам. Сертификат вакцинации на входе никто не требует, так как гипермаркет торгует продуктами и предметами первой необходимости.

А вместе с ними и всяким ширпотребом: от одежды и детских игрушек до елочных украшений. Там к “черной пятнице” не просто готовы – уже за неделю были во всеоружии. Полки завалены всем блестящим и завлекательным, что можно схватить под настроение.

По исследованиям, 71% покупок в “черную пятницу” – спонтанные. Особенно это касается недорогих товаров из серии “не очень нужно, но пригодится”. Опять же традиция пришла к нам с Запада, где главным праздником является не Новый год, а Рождество. У нас теперь тоже (католическое Рождество не случайно сделали выходным днем – это все элементы “европеизации” нашей культуры).

А в преддверии грядущего обмена подарками “хватательный рефлекс” значительно усиливается. Поэтому главный вопрос, который нужно себе задать сегодня, прежде чем купить что-либо с пометкой “акция” или “скидка”: зачем? Зачем мне это нужно? И очень часто вы сами себе можете ответить, что не нужно. Просто у скидки есть особый магнетизм. Название этого гипноза – маркетинговые уловки. И “черная пятница” – самая масштабная из них.

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.