Новости

Благороднейший архонт Владимир Мономах

895 лет назад завершилась великолепная жизнь святого благоверного великого князя Киевского Владимира Мономаха (1053-1125). Его можно назвать идеальным правителем – хозяином Руси. Богобоязненный правитель Мономах – политик, воин, писатель, молитвенник – подвёл своих подданных к осознанию отечества как святой Руси и победоносно ответил на главные вызовы эпохи. На внутреннем контуре он объединил древнерусские земли, пресёк сепаратизм – междоусобные войны и ликвидировал врага внешнего, избавился от влияния извне.

Потомки Мономаха как о веке златом вспомнили, что при нём «литва из болот на свет не показывалась», венгры укрепляли свои города железными воротами, «абы на них великый Володимеръ тамо не вьѣхалъ, а нѣмци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ». Немцами здесь названы шведские народы – север Европы, имевшие поползновения на Псков и Новгород. На юге император Византии Мануил «великыя дары посылаша, абы великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял». Это что касается отношений с Европой. С востока Русь терзали половцы. Юный Владимир лично пережил их первый хищнический удар 1068 года, который пришёлся именно на Переяславское княжество, котором тогда правил его отец – Всеволод Ярославич, человек высокой культуры, знающий языки. Он был первым правителем Киева, который на своих печатях использовал титул «князь всея Руси». Не случайно удар степняков пришёлся на Переяславское княжество. Его пограничная окраинная линия обороны и через столетие в летописи названа «оукраина». От чего в последующие века и произошёл топоним «Украина».

«Половецкий вопрос» Мономах решал всю жизнь – откупался много раз, интегрировал их элиты и воевал. Удары по их «штабам и ставкам» (вплоть до 1018-го) привели к тому, что половцы были загнаны за Кавказский хребет, где потом ещё лет тридцать именем Мономаха «детей своих пугали в колыбели».

По вехам судьбы Мономаха можно видеть, как Русь, отрясая с себя лохмотья язычества, становится особой христианской стороной, чтущей святость.

Мономах появился на свет всего через 66 лет после крещения Руси. В крещении, как и его прадед Владимир Креститель, он получил имя Василий в честь отца Церкви св. Василия Великого. Имя Владимир (Володимѣръ) в ту пору ещё в святцах отсутствовало.

Преодоление язычества в его эпоху заметно и по символике, изображённой на предметах, принадлежавших Мономаху.

На одной стороне амулета «Змеевик Мономаха» изображён демон болезней – женская фигура по пояс, клубок со змеиными головами и некое заклинание. Но на второй стороне изображён архистратиг Божий Михаил и отчеканены молитвы. Одна – Серафимов гимн Троице: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небо и земля славы Твоей». Вторая – с именем владельца: «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Амин[ь]». Золотой амулет был найден лет двести назад в черниговских лесах. Как полагают, князь обронил его на охоте, возможно, в схватке со зверем (в этих схватках он не раз бывал ранен). В Чернигове Мономах княжил в 1078-1094 годы. Преподобный Агапит Безмездник однажды излечил Мономаха, когда тот княжил в Чернигове. Придворный лекарь оказался бессилен. Мономах попытался отблагодарить инока золотом, тот уклонился: «Сын мой!.. Я не беру ни с кого за лечение – не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Агапит научил князя не копить сокровищ, но раздавать нищим. И Мономах, «не дерзая ослушаться святого Агапита, начал нещадно раздавать от своего имения нищим». Наставление Агапита он помнил всю жизнь и передал его как своё собственное в несравненном своём «Поучении детям»: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте».

Придворный врач, узнав об исцелении Мономаха, принял православие.

В ту пору Мономах был женат (с 1074) на английской принцессе в изгнании Гите Уэссекской. Их дети носили языческие (русские) имена: Мстислав, Изяслав, Святослав, Ярополк, Вячеслав. Гита врастала в русское христианство и несла его возвратно в Европу, ещё духовно не разделённую. Известен случай: старшему их сыну Мстиславу (в крещении Феодор) на охоте медведь выпустил кишки, распорол живот. Гита молилась со всем жаром св. Пантелеимону. Передают, в ту же ночь в сонном видении явился Мстиславу некий юноша, видом похожий на иконописного Пантелеимона, и пообещал исцелить. Утром святой лично появился в княжеских палатах с целебными снадобьями. С его чудесным исцелением связывают то, что Гита пожертвовала в кёльнский монастырь св. Пантелеимона крупную денежную сумму и дала обет совершить паломничество в Иерусалим. Что и исполнила во время Первого крестового похода. Скончалась она в Иерусалиме в 1098 году.

Дети Мономаха от второго брака (жена Ефимия) изначально получали христианские имена: Мария, Евфимия, Агафия, Юрий (по прозванию Долгорукий), Роман и Андрей.

Свинцовые печати Мономаха – относящиеся по времени к позднему периоду его жизни – не имеют на себе следов язычества. Предназначены они были для скрепления шнуров, прикреплённых к различным документам, в том числе, к письмам. Известно более двух десятков таких печатей Мономаха. Найдены они в разных местах Руси – в Новгороде Великом, Переяславе-Хмельницком, в 2019 году – в белорусском Гродно. На них изображалась икона св. Василия и надпись на греческом, например: «Господи, воззри на раба своего Василия». Найдена и с такой надписью: «Печать Василия, благороднейшего архонта, русского Мономаха». Архонт – князь.

Преподобный Нестор Летописец и Владимир Мономах – современники, разница в возрасте у них три года. Старшими современниками Мономаха были Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Мономаху было 23 года, когда его дядя Святослав Ярославич завершил строительство Великой Успенской церкви. Успенский собор возводился буквально у него на глазах – с момента закладки фундамента в 1073 году. Патерик сообщает: «Благоверный же князь Владимир Всеволодович Мономах, тогда еще юный, самовидцем был того дивного чуда, когда пал с неба огонь и выгорела яма, где потом заложено было основание церкви по размерам пояса». Золотой пояс Шимона, который чудесным образом доставлен был на Русь велением Богородицы, являлся мерой длинны при строительстве этой церкви. Патерик сообщает подробность, относящуюся к моменту закладки фундамента: «Тогда Владимир был болен, и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших, Антония и Феодосия».

В последующем Мономах, где бы он ни княжил, всюду строил Успенские церкви подобные киевской. А вслед за ним и его потомки. Именно поэтому на Руси четыре лавры из пяти освящены во славу Успения Пресвятой Богородицы. Академик Дмитрий Лихачёв в своё время обратил внимание: «Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место».

Начало положено Владимиром Мономахом.

Мономах способствовал упрочению почитания Бориса и Глеба, братьев своего деда Ярослава Мудрого. О первых русских святых в древнем «Сказании о Борисе и Глебе» (IХ в.) говорится: «Вы наше оружие, земли русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Мономах не раз ощущал их помощь. Описал потом как на святого Бориса (24 июля) в горестный момент, когда ему с дружиной и детьми пришлось покинуть Чернигов, он вёл свой малочисленный отряд сквозь вражеские полчища: «И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля».

Он начисто был лишён мстительного чувства, завещал в «Поучении» (что дивно для всякой суровой эпохи): «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»

Задолго до восшествия на Киевский престол Мономах золотом и хрусталём украсил серебряную раку Бориса и Глеба. А в вековой юбилей злодейского убийства, в 1115 году, устроил особо торжественное перенесение чудотворных мощей в новую церковь, возведённую им в Вышгороде «в похвалу и в честь и для погребения тел их».

Кто-то удивится, но Владимир Мономах является одним из учителей Иисусовой молитве. Он говорит в «Поучении»: «Если и на коне едучи, не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу…»

Владимир Мономах был любим народом как «нищелюбец», частью знати как «братолюбец» и всеми как «добрый страдалец за Русскую землю». Он вынужденно – после многих переговоров – занял Киевский престол. Этим были погашены кровавые беспорядки и погромы – киевляне грабили, жгли, убивали тех, кто неправедно наживался при прежнем правителе.

Мономаху было 60 лет.

Правил он 12 лет.

Скончался на руках детей и внуков 19 мая 1125 года, оставив им «Поучение».

Поучению дети не вняли.

Однако время от времени, словно бы по таинственному коду, созданному Мономахом, на Руси вновь и вновь наступает эпоха благороднейшего архонта.

Иллюстрация. А. Кившенко «Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. 1103 год», 1880 г.

Олег Слепынин