Новости

«Блокада» Крыма: видит око, да зуб неймёт

Санкции Запада против Крыма усиливаются, но связи региона ширятся.

По данным таможенных органов, в 2020 г. и в первом квартале этого года в числе постоянных внешнеторговых партнеров Крыма – свыше 40 стран против примерно 20-ти в середине 2010-х.

Во всё большем числе зарубежных стран понимают, во-первых, необратимость российского статуса Крыма. Во-вторых – очевидные выгоды экономического взаимодействия с этим российским регионом. Причем в числе этих стран… Украина – основной внешнеторговый партнер Крыма!

Характерно, что если в 2019 г. превышение импорта над экспортом в Крыму достигало почти 27 млн долл., то в истекшем году – лишь 7 млн долл. То есть, крымский экспорт растет быстрее крымского импорта. Та же тенденция сохраняется в текущем году.

Реестр основных внешнеторговых партнеров Крыма впечатляет: это Украина (почти 35% в стоимости внешней торговли Крыма), Белоруссия (22%), Армения (почти 10%), Италия (7%), Турция (свыше 6%), КНР (почти 5%). А также, в той или иной степени, здесь представлены Казахстан, Индия, Сербия, Южная Корея, Абхазия, Греция, Куба, Иран, Сирия, Киргизстан, Южная Осетия, Люксембург, Таджикистан и многие другие.

В структуре крымского экспорта преобладают продовольственное сырье и готовое продовольствие (свыше 35% по стоимости), товары приборостроения (около 25%) и химической промышленности (до 20%). Причем эти, как и другие, виды крымской продукции в наибольшем объеме поставляются опять же на Украину.

Как отмечают ряд южноукраинских СМИ, уже который год сохраняется кризисная ситуация в означенных отраслях в Одесской, Херсонской, Николаевской, Запорожской областях, примыкающих к Крыму. Соответственно, дефицит в этих видах продукции наименее затратно покрывать импортом с полуострова – не только из-за короткого расстояния перевозок, но и ввиду приемлемых цен и высокого качества продукции.

А, например, товары крымского приборо- и судостроения – плавучие конструкции, оптическая техника, контрольно-измерительные приборы, геодезические устройства – приобретают Украина (свыше трети по стоимости этого импорта), Индия (15%), а также Белоруссия, Казахстан, Киргизстан и Узбекистан.

По данным Крымского информагентства, «высокой популярностью у внешнеторговых партнёров Крыма пользуются изделия симферопольского завода "Фиолент": дисковые пилы и дрели со встроенными двигателями, шлифовальные аппараты, пульверизаторы и т. п. изделия. Также большой экспортный спрос имеет электросварочное оборудование, выпускаемое ПАО "Фирма Сэлма" (Симферополь). Крым активно экспортирует и продукцию химпрома – например, кальцинированную соду, йод, соединения брома, различных солей».

Отмечено также, что, к примеру, Турция покупает продукцию крымского судостроения. Основные покупатели крымского зерна (пшеница, ячмень, бобовые) – страны Ближнего Востока, включая Тунис. А Таджикистан и Туркмения закупают произведённый в Крыму шоколад.

Более активно с 2019 г. развиваются торговые связи с КНР, что отмечалось на Круглом столе «Китай и Крым: новый вектор экспортного партнерства» 10 марта с.г. в Симферополе.

Как отметила по завершении форума Ирина Кивико, глава крымского Минфина, «2020-м экспорт в Китай составил 4,1 млн долл.: это 12% общего экспорта Крыма. А на сегодня это третья страна по объему крымского экспорта».

И. Кивико уточнила, что «бизнесменов из Китая в наибольшей степени интересуют крымское вино, продукты птицеводства, эфиро-масличная продукция. Причем часть крымского ассортимента уже успешно продаётся на электронных площадках в Китае».

Иными словами, видит око, да зуб неймёт – именно такая характеристика подходит к тщетным попыткам Запада и его союзников изолировать Крым от общемировой экономики.

Алексей Чичкин