Новости

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

Всплеск борьбы с расизмом, который вот уже больше месяца мы можем наблюдать во многих государствах, выглядит, мягко говоря, неоднозначно.

Но проблема расизма существует, она вполне реальна. Даже в выутюженном политкорректностью обществе любой западной страны. И, разумеется, не только западной.

Чему тут удивляться, если в Цитадели демократии, Соединённых Штатах Америки, ещё каких-нибудь полвека назад доминирование белых было неоспоримо, а будущий президент Рональд Рейган объявлял представителей африканских стран в ООН «обезьянами, которым до сих пор неудобно носить обувь». Тогда афроамериканцы лишь отчаянно пытались выцарапывать уступки. Однако выцарапывали. Так, шаг за шагом, звёздно-полосатый социум докатился до специфики нынешней ситуации, когда негры имеют ряд особых привилегий, но их жизненный уровень остаётся весьма низким по сравнению с белыми. Зато дежурным ответом на массу законных и оправданных претензий по поводу недостойного поведения темнокожих жителей США на многие годы стала исчерпывающая фраза: «Это потому, что я — чёрный?!»

В то же время многие белые американцы, отнюдь не лишившись своего расизма, вынуждены его бережно хранить внутри организма. Но там он, как магма, кипит и клокочет, иногда прорываясь наружу — преимущественно в запале или под влиянием алкоголя. Тогда улыбчивый западный абориген может наговорить с три короба фраз, которые сделали бы честь любому империалисту 19 века. Затем, правда, провинившийся долго и старательно извиняется, подчёркивая, что либо его страничку в соцсети взломали, либо что он всей душой не согласен с собственным мнением, озвученным ранее. 

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?
Так недавно выглядел памятник Джорджу Вашингтону в Портленде

Порой дело доходит до откровенно анекдотичных случаев: весной 2019 года выяснилось, что, согласно опросам, 56 % американцев высказались против изучения в школе… арабских цифр. А ведь это всего лишь стандартные символы, используемые по всему миру для записи чисел. Кстати, у самих арабов цифры сильно отличаются от общепринятого стандарта, поэтому такое наименование весьма условно. Однако многомудрые жители сверхдержавы среагировали на название, не зная того, что оно обозначает, и это название — арабские! — им настолько не понравилось, что они пожелали его исключить из школьной программы.

Правда, в данном случае, вероятно, отличились не только белые, но и чёрные интеллектуалы. И здесь можно усмотреть, кроме расизма, ещё и исламофобию. Впрочем, расизм и исламофобия на Западе часто соседствуют друг с другом, если надо найти виноватого: например, английский врач, в 2019 году вежливо попросивший мусульманку на приёме снять никаб, получил обвинения в расизме вскоре после окончания приёма.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

Стильная одежда для разрушителей памятников

Дополнительная сложность заключается в том, что к расизму склонны не только белые, которых обычно в этом обвиняют, но и все прочие расы. И последнее время на этом поприще чёрные усердствуют поактивнее белых, хотя сами часто не желают признавать даже существование чёрного расизма. Особенно много открытий чудных нам уготовил дух расовой свободы, выпущенный на свет полицейским из Миннеаполиса, который по неосторожности задушил чернокожего рецидивиста Джорджа Флойда, на сей раз повинного лишь в мелком правонарушении. Однако, если приглядеться, выяснится, насколько тесно переплетено то, что происходит ныне, с недавним прошлым. Так давайте же слегка приглядимся.

Миннеаполисская драма вызвала моду на показушное покаяние: часть американцев, а за ними и подражателей со всего света, почему-то решили, что оптимальная борьба с расизмом заключается в падении на колени перед неграми или даже целовании им обуви. На своё мужественное премьерское колено к всеобщему ликованию публично опустился глава правительства Канады Джастин Трюдо.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

Возможно, это от избытка чувства вины. Ведь когда-то он чудовищно надругался над черными. Это выяснилось в сентябре 2019-го с публикацией фотографии 18-летней давности. Оказалось, в 2001 году молодой затейник решил блеснуть на гала–вечеринке на тему «Арабские ночи» в частной школе, где работал преподавателем, обрядился в костюм Аладдина и наложил на лицо коричневый грим. Это называется «блэкфейс» и сейчас считается глумлением. Прогрессивная общественность немедленно признала фото расистским (кстати, особо энергично клеймил премьера Национальный совет канадских мусульман), и глава правительства выслушал о себе много неприятного, а сам лишь заунывно тянул, что «глубоко сожалеет». Это было в минувшем, сравнительно травоядном году. Теперь же общественное мнение уронило Трюдо на колени.

Нынешние протесты движения Black Lives Matter («Жизни чёрных имеют значение», BLM) привели также к странно выглядевшим решениям ряда компаний - производителей различных товаров. Так, корпорация Mars, владеющая известным брендом скороварящегося риса и соусов Uncle Ben's, пожелала изменить логотип этого бренда: пожилой афроамериканец уйдёт в прошлое ради построения счастливого будущего без расовых предрассудков. Аналогичным образом компания PepsiCo намерена поступить с брендом Aunt Jemima (смеси для блинчиков, сиропы и другие продукты).

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

Редактурой милых темнокожих «дядь» и «тёть» дело не ограничилось. Руководство компании Dreyer’s объявило о грядущем изменении названия своего фирменного эскимо из уважения к чувствам эскимосов. Компании Johnson & Johnson и L’Oreal ополчились на собственную косметическую продукцию: в её описании отныне не должно быть слов, что она «осветляет» или «отбеливает» кожу («Джонсон и Джонсон» вообще алчет избавиться от таких кремов и лосьонов). А ведь лишь три года назад французская L’Oreal была настолько отважна, что расторгла контракт со своей первой трансгендерной моделью, темнокожей Монро Бергдорф, после того как та объявила в «Фейсбуке»: все белые — расисты. Само высказывание сочли расистским, и корпорация приняла меры…

Со стороны эти замысловатые манёвры гигантов мирового рынка по вилянию хвостом в угоду BLM выглядят нелепо. Однако давление на корпорации по поводу сомнительного маркетингового хода не вчера началось и далеко не всегда беспочвенно. Правда, протесты по поводу бразильской чёрной туалетной бумаги экстра-класса с рекламным слоганом «Чёрный — это прекрасно» поймут далеко не все. Зато в том же 2017 году планету впечатлил рекламный ролик лосьона косметической компании Dove, в котором чернокожая девушка постепенно превращалась в белую, снимая с себя тёмную одежду. Компания устала извиняться, снявшаяся в ролике нигерийская модель заявила, что не видит ничего расистского в этом перевоплощении, но возмущённых была масса.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

Не менее спорно выглядела итальянская реклама середины 2000-х, рекламирующая средства для цветной стирки: женщина бросала в бак стиральной машины тощего мужичка–европеоида, а после стирки доставала атлетичного негра: «цветное лучше». В 2016 году в Китае рекламу переделали ради местного отбеливающего средства: красавица–китаянка упаковывала в стиральную машину чернокожего, а в итоге получала себе на радость симпатичного китайца. Такой вариант вызвал бурю возмущения.

В том же году итальянцы Dolce & Gabbana погорели на выпуске обуви, которую назвали «рабские сандалии с помпонами». Модный дом Gucci в 2019-м подвергся критике из-за лыжного джемпера, в котором увидели признаки «блэкфейса» (вспомните Трюдо). Adidas тогда же отругали за абсолютно белые кроссовки, которые компании вздумалось посвятить т. н. Гарлемскому Ренессансу, культурному движению афроамериканцев 1920-х — 1930-х годов. А шведская компания H&M (Hennes & Mauritz AB) умудрилась создать рекламу, где 5-летний негритёнок был изображён в толстовке с надписью «Самая классная обезьянка в джунглях». Столь нестандартный рекламный ход вызвал погромы в ЮАР, а в Швеции семья малыша, снявшегося в рекламе, поменяла место жительства безопасности ради — не всем тёмным шведам понравился этот креатив.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

В 2019-м британскую сеть супермаркетов Waitrose обвинили в расизме за то, что к Пасхе она решила побаловать покупателей набором сладких утят. Птенца, сделанного из молочного шоколада, назвали «хрустящим», из белого — «пушистым». А вот их собрат из шоколада чёрного оказался «гадким утёнком». Мало кто из визитёров супермаркета слышал об одноимённой сказке Андерсена, зато многие оказались расово сознательными и яро прокляли утёнкопродавцев. Правда, и логика Waitrose небезупречна, поскольку птенцы лебедя не слишком шоколадного цвета. В общем, компания не стала подробно излагать жителям Британии творение великого датчанина, а просто извинилась и переименовала набор утят. Тем и закончились местные «утиные истории».

Этим борьба лучших подданных королевы против расизма в прошлом году не ограничилась. Сериал «Чернобыль», прогремевший тогда же, может претендовать на коллекцию премий по глупости, однако британская сценаристка и тут сумела отличиться. Признав, что ей фильм нравится (ну ещё бы!), дама раскритиковала произведение только за одно: почему в нём не показаны темнокожие, ведь земля английская так щедра на чёрных артистов. В самом деле, после того как негры предстали перед зрителем в образе римлянина Юлия Цезаря и финского маршала Маннергейма, они вполне могли бы играть главных героев «Чернобыля». Впрочем, пропитанная политкорректностью леди невольно сделала благое дело: журналисты выяснили, что среди ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС действительно оказался один темнокожий боец Советской армии, и Игорь Хиряк, житель Череповца, получил заслуженную славу.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

Утята раздора из Британии

Впрочем, это уже новости не столько бизнеса, сколько культуры. Нельзя не отметить, что и на этом поприще недавно стартовавшие протесты в США уже достигли многого. Помимо обильнейшего памятникопада, когда были снесены или осквернены в том числе монументы, посвящённые ярым противникам рабства, сражавшимся за права чернокожих, это ещё и преследование классики американского кинематографа — фильма «Унесённые ветром», хотя полной победы над никогда не сдающейся Скарлетт её противникам одержать не удалось.

Сенсация? Отнюдь. Нечто подобное происходило и раньше. К примеру, в 2018-м классические произведения Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и Харпер Ли «Убить пересмешника» были изъяты из школьных программ в Миннесоте из-за опасений, что встречающиеся там расовые термины, порой оскорбительные, подорвут нежную психику учащихся. Ранее такие инициативы с переменным успехом имели место в штатах Вирджиния и Миссисипи, хотя по мнению другого заокеанского классика, Эрнеста Хемингуэя, из этого творения Твена вышла вся американская литература.

По степени накала культурной борьбы против расизма от США стараются не отставать и другие страны. Говорят, Австралийская радиовещательная корпорация (ABC) с блеском провела собственное расследование, в результате коего пришла к единственно верному заключению: шахматы — игра расистская, ибо белые ходят первыми. На этом фоне явление чёрного Христа народу в Англии уже не выглядит диковинно, тем более что в какой-то мере отражает чаяния самого архиепископа Кентерберийского.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?

А здесь уже культура с элементами науки. Недавно отличилась некто Приямвада Гопал, преподаватель факультета английского языка в Кембриджском университете и член колледжа Черчилля. Сия 51-летняя леди с юношеским задором декларировала в «Твиттере»: «Я скажу это снова. Жизни белых не имеют значения» (White Lives Don't Matter). За такую в высшей степени антирасисткую и гуманистическую позицию бедняжку в соцсети затравили, после жалоб пользователей администрация Twitter даже удалила этот яркий пост. Зато на помощь мученице за идею пришла администрация родного вуза, решившая поддержать затравленную борчиху за всё хорошее и повысить Гопал до профессора. Не за научные достижения — за её славный твит. Остаётся, правда, вопрос, как столь расово сознательной личности работается в заведение имени мистера Черчилля, которого активисты BLM не слишком жалуют.

Потрясающе? Пожалуй. Однако нет ли некоторой общности между этим случаем и конференцией в университете Эдинбурга в Шотландии, состоявшейся в сентябре 2019 года? На конференции обсуждались проблемы расизма, и её организаторы, пламенные борцы с этим уродливым явлением, не позволили людям с белой кожей задавать вопросы, поскольку «хотели усилить голоса цветных людей». Кстати, конференцию организовала «Группа сопротивления белизне» (Resisting Whiteness group). Вероятно, сейчас эти неравнодушные активисты с особым восторгом воспринимают вести об отказе косметических гигантов от рекламы отбеливающих и осветляющих кремов.

Борьба с расизмом или новая похвала Глупости?
Приямвада Гопал

Так что, в общем и целом, преемственность между современным резким обострением и вялотекущими проявлениями болезни социума на более раннем этапе очевидна.

А ведь это ещё далеко не конец. Во времена противоборства СССР и США была популярна шутка о том, что войны между ними не случится, зато будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется. Теперь, видимо, настала пора высчитывать, сколько камней уцелеет в результате эпической борьбы с расизмом: ведь истинные борцы только входят во вкус.

заглавное фото: Активисты пытаются снести памятник президенту США Эндрю Джексону

Владислав Гребцов (Украина)