Новости

Борщевая недоработка украинской дипломатии

Недорабатывают украинские дипломаты. Явно недорабатывают. Можно сказать, катастрофически. Хотя кое-чему они научились. Например, они научились плевать в сторону России, а также значительно обогатили дипломатический язык выражениями, употребляющих которые обычно не пускают в приличные дома. И это оценили и в приличные дома уже не особо пускают, потому что они не только в Россию плюют. Вот, недавно в Германию плюнули. От нее тоже требуют Крым вернуть.

Но все же недорабатывают.

Вот, к примеру, титаническими усилиями Минкульта Украины и Экспертного совета по вопросам нематериального культурного наследия (тоже украинского) борщ обещали внести в Национальный перечень элементов этого самого нематериального культурного наследия страны, а следующим шагом предложили внести его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А дипломаты что?

Супруга чрезвычайного и полномочного посла Украины в Турции Андрея Сибиги Татьяна добилась того, чтобы в турецкой Википедии писали, чтобы писали, что борщ – это достояние исключительно украинской кухни. А то ведь они по глупости своей что-то там про русскую и славянскую писали.

Это было в ноябре 2020 года.

В декабре этого же года посольство Украины в Париже с гордостью отчиталось о своей победе над ресторанным гидом Michelin, после визита в Москву имевшем беспрецедентную наглость написать, что борщ – это самый известный русский суп. После этого украинские дипломаты обратились в офис компании и потребовали сменить описание блюда. Они возмутились, что борщ не указан, как часть украинской кухни.

По словам дипломатов, представители Michelin принесли свои извинения Киеву за «гастро-неосторожность с нежелательным политическим привкусом» и пообещали переписать статью.

На сайте Michelin было: «Они (повара – М. К.) также предпочитают овощи и ароматные травы, которые придают живой и неповторимый вкус знаменитым первым блюдам страны (России, - М. К., таким как борщ и рассольник».

Стало: «Они также прославляют овощи и ароматные травы, которые придают живой, аутентичный вкус любимым гурманам блюдам, включая рассольник и борщ во всех его восхитительных формах».

Но при этом ответили борцам за борщ: «Гид Michelin отмечает местные гастрономические сцены во всем мире. Во всей их уникальности, разнообразии и богатстве, рекомендуя только лучшие заведения. В руководстве Michelin не претендуют на авторитет по поводу происхождения кулинарных специальностей. В Москве борщ, во всех его формах, откуда бы он ни взялся, тем не менее любим гурманами и находится в меню во многих ресторанах».

И на этом, собственно, усилия украинских дипломатов по защите нематериального культурного наследия страны и закончились.

А где, спрашивается, требования к ЮНЕСКО, чтобы включили во Всемирное наследие, изложенные с использованием модернизированного дипломатического языка?

Где ноты с требованием к России, чтобы перестали есть борщ, к Беларуси – боршч, к Польше – barszcz, к Литве – barščiai, к Румынии и Молдове – borş, а из «Пикника на обочине» Стругацких изъять «Боржч», перекочевавший на Большой Сампсонпевский проспект в Санкт-Петербурге.

А еще можно обменяться опытом с зарубежными коллегами. Почему плов нигде не признан исключительно своим и ни чьим более нематериальным культурным наследием? Тут же можно посоветовать Турции, Ирану, Азербайджану, Туркменистану, Киргизстану, Афганистану, Пакистану и вообще всяким разным арабским странам и даже Индии, а то узбекский и таджикский плов ЮНЕСКО признали объектами нематериального культурного наследия, а остальные виды плова нет. К тому же следует гневно осудить попытки заявить, что у разных народов разные особенности приготовления и даже названия плова. Почему? Да хотя бы потому, что борщ – это исключительно украинское блюдо. Украинский Минкульт врать же не будет? А плов чем хуже?

Вот я и говорю, что недорабатывают украинские дипломаты. Недорабатывают…

Михаил Корниенко (Украина)