Новости

Братья по супероружию

Новый отсчёт времени в российско-китайских отношениях, начавшийся после того, как парламент КНР в марте этого года одобрил стратегию развития страны на ближайшее десятилетие и произвёл перестановки в высшем эшелоне власти в Пекине, диктует необходимость нового прочтения старых непреложных истин стратегического партнёрства Москвы и Пекина.

Казалось бы, о каких новых веяниях, нюансах и акцентах может идти речь! Про отношения двух полюсов многополярного мира — России и Китая — давным-давно всё известно и их партнёрам на евразийском пространстве, и оппонентам на Западе.

В этом партнёрстве, которое отличают редкие для отношений между современными государствами осмысленность, последовательность и предсказуемость, а также готовность не выпячивать свой национальный эгоизм, всё как на ладони.

Стало быть, никаких неожиданностей ждать не следует.

Тем не менее мало кто полагал, что новый министр обороны КНР Ли Шанфу станет уже вторым представителем высшего руководства Китая, который прибудет с визитом в Москву вскоре после того, как мартовская сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) перевернёт ещё одну страницу в истории Китайской Народной Республики.

Всего за три недели до поездки Ли Шанфу по схожему сценарию свой государственный визит в Россию нанёс глава китайского государства — председатель КНР Си Цзиньпин.

Для товарища Си это тоже была первая зарубежная поездка после сессии парламента, давшей старт новому политическому циклу в Китае и продлившей эпоху его правления.

Обе поездки, ставшие своего рода сообщающимися сосудами, приобрели особый символизм и вызвали огромный интерес в мире в силу сразу нескольких факторов.

Первый — это ожидание критически важных событий на полях украинских сражений. Находящийся под американскими санкциями новый китайский министр обороны отправился в Москву в тот самый момент, когда в мире со дня на день ждут украинского контрнаступления. Пока Киев собирается с силами (вернее, ему собирают силы с западного миру по нитке), все геополитические колдуны и ведьмы шепчут свои заговоры, надеясь навести на Россию порчу и желая ей поражения. Вполне могла сложиться ситуация, когда начало решающего сражения на Украине вообще совпало бы с пребыванием Ли Шанфу в Москве.

Однако прекрасно зная, что самые драматические события украинского конфликта могут начаться в любой момент, Ли Шанфу тем не менее не стал ждать и приехал в Москву именно сейчас.

В ходе своего визита, открывшегося встречей в Кремле с Владимиром Путиным, он не только провёл переговоры со своим российским коллегой Сергеем Шойгу, но и посетил российские военно-учебные заведения, где ознакомился с опытом подготовки военных кадров. Невозможно было себе представить, что китайский министр обороны в эти дни вот так же ходил бы по киевским коридорам власти и общался бы, как с дорогими друзьями, с Зеленским, Резниковым или Залужным.

Второй фактор, накалявший страсти в мире в связи с визитом Ли Шанфу в Москву, — продолжающиеся утечки информации о возможности поставок китайского оружия Москве.

Несмотря на многочисленные официальные опровержения Пекина, эта тема бесконечно муссируется и не теряет своей остроты. Накануне приезда Ли Шанфу в Москву газета The Washington Post сообщила, что среди рассекреченных документов Пентагона якобы была сводка офиса директора Национальной разведки США, основанная на прослушке российской Службы внешней разведки. По версии The Washington Post, из документа следовало, что Китай якобы одобрил предоставление летальной помощи России ещё в начале этого года и планировал замаскировать военную технику под гражданские предметы.

Ранее постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд в интервью CNN напомнила, что Соединённые Штаты предупреждают Китай о последствиях возможного предоставления России летальных вооружений для использования в ходе конфликта на Украине. По её словам, это было бы красной линией.

Находясь в Москве, сам Ли Шанфу эту жареную-пережареную на прогорклом информационном масле тему комментировать не стал. Зачем оправдываться за то, что не совершаешь? Однако в ходе его визита китайскую позицию вновь озвучил в интервью ТАСС специальный представитель правительства КНР по делам Корейского полуострова Лю Сяомин.

«Китай, я ещё раз подчеркну, — это не зачинщик и не участник украинского кризиса и никогда не предоставлял военное оружие ни одной из сторон украинского конфликта», — заявил китайский дипломат, добавив, что США не имеют права указывать Пекину, кому он может или не может поставлять оружие.

И третий фактор, делавший визит Ли Шанфу в Москву событием экстраординарным, — необходимость вывести военно-техническое сотрудничество Москвы и Пекина на новый уровень (не путать с несуществующими поставками китайского оружия во время украинского конфликта).

«По линии военных ведомств мы работаем активно, регулярно обмениваемся полезной для нас информацией, сотрудничаем в сфере военно-технического взаимодействия, проводим совместные учения, причём на разных театрах: и в Дальневосточном регионе, и в Европе, и на море, и на суше, и в воздухе», — заявил, принимая китайского министра в Кремле, Владимир Путин. «У нас очень крепкие отношения. Они превосходят военно-политические союзы времён холодной войны, строятся на принципах неприсоединения и не направлены против третьих сторон», — дал свою оценку феномена российско-китайских связей Ли Шанфу.

Владимир Путин упомянул совместные военные учения с КНР неслучайно.  Сотрудничество Москвы и Пекина в этой области в последние годы развивается по нарастающей.

Так, в августе 2021-го, за полгода до военной операции на Украине, Россия и Китай провели учения «Запад / Взаимодействие-2021». Особенностью манёвров, в которых были задействованы около 13 тыс. военнослужащих и почти 500 единиц техники, стала не только их масштабность.

Тогда впервые в истории российские участники получили возможность в ходе учений использовать китайское оружие.

Сразу после манёвров «Запад / Взаимодействие-2021» уже на территории России прошли учения ШОС «Мирная миссия — 2021». В том же году Москва пригласила страны ШОС принять участие в своих стратегических командно-штабных учениях «Запад-2021».

Пик российско-китайских манёвров накануне специальной военной операции на Украине пришёлся на осень 2021 года, когда в октябре военно-морские силы КНР провели в западной части Тихого океана совместные учения с российским ВМФ.

Тогда пять китайских и пять российских военных кораблей впервые прошли через пролив Цугару, разделяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо. После этого в ноябре того же года самолёты стратегической авиации России и дальней авиации КНР провели совместное патрулирование над акваториями Японского и Восточно-Китайского морей.

В жёстких геополитических реалиях сегодняшнего дня провозглашение России «непосредственной угрозой», а Китая — «стратегическим вызовом», к которому прибегли США и их союзники по НАТО в Азиатском регионе, подталкивает Москву и Пекин к поискам новых форм взаимодействия. Этому сближению всемерно способствуют продолжающаяся военная поддержка Западом Украины и всё более активное рассмотрение силовых сценариев противостояния с Китаем из-за Тайваня.

По итогам визита Ли Шанфу в Москву военные делегации России и Китая подписали меморандум о взаимопонимании между Военной академией Генштаба Вооружённых сил России и Академией национальной обороны Народно-освободительной армии Китая, в котором отношения между ними названы «побратимскими». Однако ставшие братьями по супероружию XXI века Россия и Китай не только проводят совместные учения и развивают военно-технические связи по всем направлениям.

Их главное супероружие — это супероружие общей глобальной ответственности и здравого смысла, которого нет у их всё более вероятного противника.

Сергей Строкань
Журналист, писатель