Новости

Брестская крепость Донбасса: первые герои ЛДНР показали себя в Славянске

Исполнилось 7 лет одному из переломных событий Русской весны – прибытию отряда ополченцев в Славянск. Более двух месяцев многотысячная группировка украинских войск не могла взять под контроль относительно небольшой город, оборонявшийся несколькими сотнями добровольцев. Именно в Славянске сформировались и прошли настоящую закалку боем передовые части будущей армии ДНР. Не случайно многие жители Донбасса говорят: «В Славянск пришли отдельные ополченцы, вышло же из Славянска настоящее, закаленное в боях войско!»

Война началась до Славянска

Распространена точка зрения, что «захват Славянска» стал «спусковым крючком» войны в Донбассе. Мол, до этого пришедший после госпереворота к власти в Киеве режим не собирался применять войска внутри страны. Более продвинутые пропагандисты представляют ополченцев Славянска чуть ли не сообщниками киевской хунты, без которых у руководства Украины якобы не было формального повода начинать боевые действия.

Но всё это далеко от правды. Исполняющий обязанности президента Украины «кровавый пастор» Турчинов объявил о начале «антитеррористической операции» против Донбасса ещё 7 апреля. Поводом для объявления войны против собственного народа стал захват ряд административных зданий в русских городах Юго-Востока – областных администраций в Харькове и Донецке и здания областного управления СБУ в Луганске.

При этом на Украине сейчас мало кто вспоминает, что Донецк, Луганск и Харьков просто повторили то, что начали делать жители западных регионов Украины во время госпереворота – захват зданий МВД и СБУ, разоружение полиции и т.д. Только в отличие от галичан, устроивших бунт против законной власти, Донбасс не согласился подчиниться откровенным преступникам, незаконно захватившем власть в Киеве.

К 12 апреля, когда отряд ополченцев зашёл в Славянск, Украина уже несколько дней готовилась к полноценной войне. На Юго-Восток страны спешно перебрасывались войска, пропагандисты получили новые вводные, ситуация контролировалась кураторами извне.

Именно при таких условиях в Славянск зашёл отряд  добровольцев, состоявший по большей части из граждан Украины из городов Новороссии и Крыма.

Свидетельства очевидцев

Вот как описывает события тех дней «Трифон» — один из участников славянского ополчения, бывший подполковник резерва силовых структур Украины, ныне гражданин Российской Федерации и подполковник резерва ДНР.

«Наш отряд был собран стихийно и очень быстро. В отряд входил даже шестнадцатилетний парень из Киева с позывным «Вандал». Грубо говоря – кто захотел поучаствовать в этой операции из Крымского ополчения, тот и вошёл в состав отряда.
… Изначально наш отряд насчитывал 54 человека. Двое уже по дороге отказались принимать в этом участие по разным личным причинам, и нас осталось 52 человека. Россиян в отряде было не более 1/3, остальные были граждане бывшей Украины из Крыма, Киева, Одессы, Харькова и даже Житомира», — рассказал он в интервью Даниилу Безсонову.

Отдельно «Трифон» передаёт привет приверженцами постулата «Донбасс не так встал».

«Мне до сих пор некоторые друзья-крымчане говорят, будто я дурак, что согласился в этом участвовать. Я всегда отвечаю, что они ничего не понимают и крымчанам победа досталось «на шару», а люди на Донбассе до сих пор платят кровью за право быть русскими», — подчеркнул он.

Ещё один из участников «славянской группы» киевлянин Дмитрий Жуков в интервью изданию «Украина.Ру» хорошо описал настроения, царившие в Славянске 12 апреля 2014 года после появления вооружённых ополченцев. По его словам, одни жители подумали, что это «Правый сектор приехал», а другие, что российский спецназ».

«В городе уже было местное ополчение во главе с Вячеславом Пономаревым (ставшим впоследствии «народным мэром Славянска» — прим.ред.). Ополченцы, увидев нас, испугались, они просто поняли, что теперь придется повоевать. Мы захватили в этот день СБУ и горотдел милиции. Милиционеры вяло сопротивлялись, сначала закрывшись, но мы выломали решетку и выкурили их с помощью дымовых гранат. Плененные милиционеры посидели часа два, а потом были нами отпущены. Украинские флаги над административными зданиями были сняты. День завершился. Мы, уставшие, вырубились», — рассказал Жуков.

Первые боестолкновения

Уже на следующий день, 13 апреля, произошло боестолкновение отряда ополчения с бойцами украинского спецназа «Альфа».

«Мы их всех положили. В 100 метрах стояла рота десантников, но они не вмешивались. Они уехали на БТР, проехав между нами и альфовцами», — вспоминает Жуков.

Издание «Военная хроника» пишет, что в том первом бою ополченцами была практически полностью уничтожена сумская «Альфа».

«Из 25 человек погибло 23 и 2 раненных, два БТРа было подбито. Всего 130 погибших со стороны Украины. Это был первый тяжелый бой, при этом многое не знали, как работать с ПТУРами — изучали по интернету. Второй бой был так же на Семёновке, когда был уничтожен штаб АТО, ВСУ

Одним из важнейших эпизодов начала славянской кампании стало разоружение 25-й бригады ВСУ, которую направили на подавление донбасского мятежа незаконные украинские власти.

16 апреля боевую колонну 25-й бригады ВСУ блокировали местные жители в Краматорске. Безоружные жители Донбасса несколько часов удерживали на месте десантников, которые были явно не готовы к такому «теплому приёму» со стороны тех, кого они должны были «освобождать».

«Мы увидели, что один человек в военной форме общается с местными. Он оказался командиром десантников. Нашей основной задачей было не дать этой колоне зайти в Славянск. На тот момент мы не были готовы к такому повороту. В этой суматохе мы решили попробовать взять этого командира в плен…

В районе 20:00 было принято нейтральное решение. Десантники должны были сдать нам бойки от своего оружия, но оружие оставить у себя. Было уже темно, БМД включили фонари. Каждая их машина подъезжала к РЛС, которая была под нашим контролем, и сдавали нам бойки от автоматов, бойки от ПКТ и орудийные замки. Договорённость была такая, что они это нам сдают, разворачиваются, формируют колону и возвращаются в Днепропетровск. Где-то приблизительно до 21:00 мы в напряжении проводили эти мероприятия. Полковник Швец остался без личного состава, и мы берём в плен его, офицера связи машины РЛС и водителя (контрактника). Я прыгаю в машину к водителю, автомат перезарядил. Где-то в 22:00 мы с этими тремя товарищами, с полной машиной всякой фигни приезжаем на базу», — описывает тот эпизод «Трифон».

После разоружения украинских десантников и.о. президента Украины Турчинов был в ярости. С трибуны Верховной рады он обвинил военных в трусости и пригрозил расформировать 25-ю бригаду ВСУ.

Славянская крепость

События в Славянске навсегда войдут в историю Русской весны и донбасского восстания. Историкам ещё предстоит разобраться во всех деталях битвы за Славянск. Пока же наиболее полным исследованием по теме истории обороны Славянска является книга непосредственного участника тех событий, ополченца Александра Жучковского «85 дней Славянска», изданная в 2018 году. Также стоит отметить книгу самого юного участника славянского ополчения Андрея Савельева «Война в 16».

«Держись, Славянск, ты станешь новым Брестом!» – поется в песне «Вставай, Донбасс», ставшей неофициальным гимном донбасского восстания.

И действительно, Славянск стал для Донбасса подобием Брестской крепости. Именно там был дан первый серьёзный бой бандеровскому режиму, там появились первые герои Донбасса, ставшие впоследствии легендарными командирами ополчения. Славянская операция, продлившаяся более двух месяцев, оттянула на себя значительные силы украинских силовиков, что позволило провести референдумы о независимости ДНР и ЛНР и способствовало процессу формирования структуры управления республиками Донбасса.

Тихон Гончаров