Новости

Бригады Зеленского: махновщина и узаконенный бандитизм?

В информационном шуме и истерии последних дней как-то затерялся поданный Зеленским в Раду законопроект о так называемой территориальной обороне и национальном сопротивлении. Но это сочинение на нормотворческую тему является весьма показательным в том плане, что Зе и Ко в преддверии следующего избирательного цикла решили де-факто и даже де-юре обзавестись некоей своей собственной армией на местах, этакими «бригадами Зеленского», подчиненными фактически только ему со всеми явными и не очень вытекающими последствиями.

Наполеончику захотелось карманных войск?

Оценки этих телодвижений Зеленского и компании существуют разные, например следующая в исполнении политика, как он себя позиционирует, Владимира Воли языком оригинала:

«Закон про поразку України у разі прямої війни з Росією та дії під російською окупацією.

Дуже багато гасел і пафосу. І чимало фундаментальних зауважень по суті.

Мабуть, цей закон люди з оточення підсунули президенту для того, щоб не запитували про повний провал з поверненням ОРДЛО».

Такое определение имеет право на жизнь, но представляется, что главная цель всей этой затеи состоит именно в создании неких "карманных", но формально вроде как легитимных военизированных формирований. Их основная цель состоит не в защите священных рубежей во время агрессии, а в выполнении в интересах власти неких специфических задач, в лучшем случае полицейского, а возможно, и бандитского характера. А поскольку, по слухам, даже в кадровой и контрактной армии в зоне боевых действий имеют место огромные проблемы с дисциплиной и морально-психологическим климатом, то можно себе представить, какая «махновщина» будет иметь место в тыловых тербатах и тербригадах, которые рискуют быть сформированными из разного рода «гопоты», получившей на руки оружие.

Тем более что предложенный Зеленским нормотворческий опус имеет одну забавную деталь: члены территориальных военизированных формирований могут нести службу с имеющимися у них охотничьими карабинами и ружьями...

Невозможно представить себе более патологический бред! Допустим, на нас напал Путин с новейшим высокоточным оружием, гиперзвуковыми ракетами и лазерными установками, с самолетами и вертолетами новейшей разработки и радикально обновленными советскими, с выдрессированными десантно-штурмовыми частями и так далее. И всю эту армаду доблестно остановит дворовая шпана, вооруженная вытащенными из «нычек» и легализованными «волынами», которые раньше использовались на пацанских разборках, а теперь будут обращены против Путина? Последний, наверное, уже дрожит от страха в Кремле. Хотя скорее, наоборот, Путин задрожит от хохота, если почитает тот бред, который подан в Раду.

Такими «бригадами Зеленского» можно «кошмарить» несогласных и торгашей, чтобы те отстегнули на «поддержку» этого войска с последующим заносом «калыма» вышестоящим командирам и начальникам, вплоть до самых главнокомандующих, примерно по той же схеме, как это происходит с поборами в медицине, на таможне и так далее. Словом, кроме прочего, это новая коррупционно-шантажистская кормушка.

Не говоря уже о том, что серьезно воевать в современной войне можно не руками подобной «махновщины», а посредством прежде всего профессиональной, обученной, хорошо технически оснащенной армии. И именно на такую армию надо делать упор и тратить средства, а не плодить разного рода полубандитоидные бригады, от которых не будет ничего, кроме расходов и криминала.

И еще одно предварительное замечание. Затея с «бригадами Зеленского», как и различные «муниципальные варты», создаваемые местными царьками вроде Кличко в Киеве, представляет собой ярчайший пример того, как вместо рабочих мест в реальной экономике, которые создавали бы стоимость и платили бы налоги, в том числе для модернизации и передового вооружения армии, плодятся сомнительные структурки (полу)криминального характера. Понятное дело, что пацаны «вышли из 90-х» с соответствующим менталитетом, но когда этот «богатый опыт» переносится на управление государством в наше время в условиях кризиса и вооруженного конфликта, то такое государство может лишиться будущего «на раз-два».

Истеричный пафос оборонного нормотворчества

Итак, Зеленский подал в Раду два связанных друг с другом законопроекта.

Второй из них, за номером 5558 является законопроектом о внесении изменений в статью 1 Закона  «О численности вооруженных сил Украины» относительно увеличения численности ВСУ в связи с принятием первого законопроекта, о котором далее.

Зеленский предлагает утвердить численность Вооруженных сил Украины в количестве, которая не превышает 261 000 человек, в том числе 215 000 военнослужащих. Поясним, что в настоящий момент закон о численности ВСУ предусматривает наличие 250 тысяч человек, из которых 204 тысячи являются военнослужащими. Таким образом, предлагается увеличить численность ВСУ на 11 тысяч человек, причем именно военнослужащих, а не наемных гражданских лиц.

Основной интерес представляет законопроект № 5557 "Об основах национального сопротивления". Именно для реализации этого норматива, то есть для создания территориальной обороны, предлагается увеличить численность ВСУ.

Этот норматив следует рассматривать не только как задел на будущее, но также как реакцию на обострение на российско-украинских границах в апреле нынешнего года.

Норматив вводит такие понятия, как «национальное сопротивление», «территориальная оборона», «движение сопротивления», «добровольческие формирования территориальной общины», «зона территориальной обороны» и прочие.

Национальное сопротивление — это «составляющая комплексной обороны Украины, включающая в себя комплекс мероприятий, которые организуются и осуществляются в мирное время и в особый период в Украине с целью максимально широкого привлечения граждан Украины к действиям, направленным на обеспечение военной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, сдерживание и отражение агрессии и нанесение противнику неприемлемых потерь, ввиду которых он будет вынужден прекратить агрессию против Украины».

Составляющими национального сопротивления являются: территориальная оборона, движение сопротивления и подготовка граждан Украины к национальному сопротивлению.

Подготовка граждан к национальному сопротивлению — совокупность мероприятий, которые проводят государственные органы и органы местного самоуправления с целью формирования патриотического сознания и устойчивой мотивации, приобретения ими знаний и практических умений, необходимых для защиты Украины.

Движение сопротивления является системой военных, информационных и специальных мероприятий, организация, планирование, подготовка и поддержка которых осуществляется с целью восстановления государственного суверенитета и территориальной целостности во время отражения вооруженной агрессии против Украины.

Ведущая роль в организации и выполнении задач сопротивления принадлежит Силам специальных операций Вооруженных сил Украины, однако главнокомандующий ВСУ может привлекать другие силы и средства сил безопасности и сил обороны по согласованию с их руководителями.

Норматив устанавливает, что «введение движения сопротивления осуществляется с наступлением особого периода на временно оккупированной территории Украины, территории Украины, которая захвачена агрессором (противником) во время вооруженной агрессии против Украины».

Через 80 лет после войны, или Что у нас патриотизмом кличут?

Итак, если проводить аналогии с Великой Отечественной войной, то национальное сопротивление по Зеленскому — это что-то среднее между народным ополчением на фронте на начальном этапе войны, когда катастрофически не хватало войск, чтобы остановить врага, в том числе при обороне Киева в июле-сентябре 1941 года, и партизанским движением на оккупированной гитлеровцами территории.

Как ко всему этому относиться в ХХІ столетии в 80-ю годовщину начала Великой Отечественной, честно говоря, трудно сказать. Единственное, что не вызывает возражений, — это военная подготовка молодежи.

Зато «патриотическое воспитание» вызывает вопросы. Например, на каких примерах будем воспитывать? На примерах бойцов и командиров Красной Армии, которые, несмотря на сталинские репрессии, обескровившие армию, на просчеты тогдашнего руководства СССР, на ГУЛАГ для случайно попавших в плен, на пулеметы заградотрядов — словом, несмотря на все это, ценой неимоверных жертв сумели-таки победить нацизм? Или на примерах Бандеры и Стецька, которые под вопли массово убиваемых, в том числе украинскими коллаборантами, евреев в оккупированном гитлеровцами Львове 30 июня 1941 года сочинили совершенно никчемную бумажку о «провозглашении независимой державы» (это под гитлеровцами-то!), в которой обещали «тісно співдіяти з Націонал-Соціалістичною Великою Німеччиною, що під проводом вождя Адольфа Гітлера творить новий лад в Європі і світі», о чем приходилось писать в сентябре прошлого года в метериале «Деды зиговали» по случаю того, что Рада вознамерилась увековечить эту позорную страницу истории, объявив ее чуть ли не всенародным праздником? Или в качестве примера для патриотического воспитания будет использована так называемая «украинская дивизия «Галичина», которая на самом деле была подразделением ваффен-СС?

Специально для Зеленского, дед которого воевал с гитлеровцами в Красной Армии, а также для тех, кто подсовывает в качестве «законопроектов» разного рода «халоймес», отметим, что от ответа на вопрос о том, на каких примерах будем патриотизм воспитывать, зависит очень многое, даже все...

Впрочем, даже если закрыть глаза на эту сторону вопроса, то следует отметить правильность процитированных выше слов Владимира Воли о том, что в тексте нормотворческого сочинения Зеленского и компании содержится слишком много лозунгов и пафоса, но еще больше к этому опусу фундаментальных вопросов.

Нешуточные проблемы потешных войск

Сразу же бросается в глаза следующее противоречие. С одной стороны, речь идет о наращивании контингента вооружённых сил за счет территориальных воинских формирований, находящихся в оперативном подчинении Генштаба и формируемых на основе контракта и призыва на срочную службу. Но, с другой стороны, говорится о неких добровольцах с непонятным статусом, сильно смахивающим на незаконные вооруженные формирования, подпадающие под уголовную ответственность, хотя, как следует из проекта, их вроде бы будут содержать и вооружать за счет государства, но частично, что еще хуже, чем за счет государства, о чем далее.

Национальное сопротивление предлагается создавать по территориальному принципу согласно областному и районному делению страны. Самое забавное, что командирами подразделений, включая добровольческие, будут чиновники, назначаемые Зеленским. Имеются в виду губернаторы, главы военно-гражданских администраций, районов и глава Киевской горгосадминистрации, который еще и является одновременно городским головой согласно закону о столице.

Таким образом, руководить воинскими контингентами будут люди, часто не имеющие ни военного образования, ни военной подготовки и не служившие в армии вообще. А если посмотреть, кого Зеленский поназначал главами администраций разного уровня, то очень часто можно найти людей с криминальными следами, с «тараканами в голове», каких-нибудь фриков в оранжевых носках и так далее. И этот «генералитет» будет войсками командовать...

Просто-таки дико интересно: глядя на этот «халоймес», Путин больше дрожит от страха или трясется со смеху вместе со своими «воздушно-космическими силами»?

Успокаивает лишь то, что оперативное управление будут осуществлять начальники штабов из числа направляемых на места Генштабом офицеров. Вот только непонятно, почему бы и командирами подразделений не назначить кадровых офицеров, имеющих соответствующее образование, подготовку и опыт.

Но, видимо, Зеленскому и компании нужно, чтобы этой «махновщиной» командовали «свои люди». И вообще, чтобы это были «свои войска». В тексте проекта делается упор на то, что командовать теробороной в каждом регионе будет именно назначенец Зеленского.

Ситуация становится еще более «интересной», если взглянуть на те задачи, которые будут выполнять предлагаемые формирования: от военного сопротивления в случае войны до патрулирования улиц, охраны объектов и поддержания общественного порядка в мирное время.

Иными словами, подчиненные напрямую Зеленскому формирования вооружённых сил будут в мирное время (!) выполнять полицейские функции, которые сейчас возлагаются на полицию и Нацгвардию, подчиненные МВД и Авакову.

Интересно, это только автору этих строк показалось, что дело пахнет некими разборками в верхах, а также поползновениями к узурпации власти, путчу, хунте и подобным увлекательным сценариям? Один путч уже как-то доводилось пережить прямо на месте его проведения в Москве с 19 по 23 августа 1991 года, и это было очень интересное событие, которое окончательно развалило Советский Союз. О последнем обстоятельстве напоминаем тем, кто забыл, по возрасту не застал этот эпизод или пребывал в то время в детско-несмышленом возрасте.

Предлагается в областях и крупных городах создавать бригады, а в регионах и населенных пунктах помельче — батальоны теробороны. Контингенты, повторим, будут формироваться по контракту и по призыву, то есть призывники смогут проходить службу в своем регионе, не слишком отрываясь от дома.

Базироваться эти подразделения будут либо на территории воинских частей, либо на площадях, предоставляемых муниципалитетами. Думается, что в обоих случаях из этого может получиться «то еще кино». В действующих военных городках может просто не оказаться места, но там хотя бы люди военные и по приказу будут проблему преодолевать в обычной манере путем «героического преодоления тягот и лишений воинской службы» — в палатках и в антисанитарии. А вот что получится, когда гражданские «штафирки» из местной власти начнут устраивать суровый военный быт, даже боимся представить.

Но самое интересное начнется, когда будут формироваться подразделения так называемых добровольцев. Зачем они вообще нужны при наличии регулярной армии, по крайней мере, в мирное время и на мирной контролируемой территории, понять логически невозможно. Или, наоборот, возможно, если вести речь о неких «специфических» задачах...

Их численность для каждого региона будет устанавливать командование Сил территориальной обороны (СТО), утверждать —  главнокомандующий, а инициировать создание — местные органы власти. Характерно, что служить в этих подразделениях могут как ранее проходившие службу, так и те, кто понятия не имеет о том, что такое военная служба, причем с ними тоже будет заключаться контракт с дальнейшим предоставлением льгот и социальных гарантий наравне с военнослужащими.

Очевидно, что подобная затея, мягко говоря, вызывает вопросы... Кстати, характерно, что командование таких «партизан» будет утверждаться не только командованием Сил территориальной обороны, но и командованием Сил специальных операций (ССО), под эгидой которых будет находиться вся эта «махновщина». Отметим, что ССО — это наиболее подготовленные части армии, и непонятно, зачем навешивать на ССО всю эту «партизанщину».

Примечательно, что, кроме создания возможностей для жизненного устройства разного рода сомнительного элемента, вся эта затея с теробороной создает еще и теплые места для значительного количества генералов, которых и так больше, чем надо.

«Непонятки» имеют место и с вооружением формирований теробороны. Теоретически это должна быть легковооруженная пехота, что в совокупности с ее слабой обученностью лишний раз подчеркивает коррупционность и бессмысленность этой затеи вообще.

Но в проекте говорится о том, что вопросами снабжения отрядов теробороны оружием и боеприпасами занимается командование СТО, но ничего не говорится о штатном вооружении этих подразделений. Из этого можно сделать вывод, что, в принципе, там может быть что угодно — от личных охотничьих двустволок до зенитно-ракетных комплексов и бомбардировщиков. Но поскольку с ЗРК и самолетами имеется дефицит, то вооружать их будут, в лучшем случае, недосписанными автоматами Калашникова.

Вызывает интерес и связанный с вооружением вопрос об источниках финансирования, прежде всего добробатов в составе СТО.

Формулировка на сей счет в проекте в лучших отечественных традициях звучит так:

«Финансирование и материально-техническое обеспечение национального сопротивления осуществляется за счет и в пределах средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также из других не запрещенных законодательством Украины источников».

Последняя оговорка о «других не запрещенных законодательством Украины источниках» сразу же вызывает воспоминания о волонтерстве, процветавшем в 2014-2015 годах. Не всегда, но очень часто оно сводилось к коррупции, вымогательству, мошенничеству, «разводнякам» типа «пожертвуйте на голодных и безоружных защитников», после чего иные «волонтеры» неплохо «поднялись», обзаведясь имениями, автопарком, бизнесами, должностями, местами во власти и так далее.

Вся эта затея с теробороной, еще раз повторим, зело напоминает создание коррупционно-дерибанизационной кормушки, вместо того, чтобы имеющиеся средства направить на реальную армию и на новое вооружение, которого катастрофически не хватает.

Но, видимо, у Зе-власти другие интересы. Об этом свидетельствует следующая формулировка в представленном нормотворческом сочинении:

«Выполнение задач территориальной обороны осуществляется за пределами районов, где ведутся военные (боевые) действия».

А значит, вооружать «бригады Зеленского» особо не нужно и достаточно разного хранящегося на складах хлама, чуть ли не винтовок Мосина образца 1891 года, с которыми еще в первую германскую в штыковую ходили, а потом Зимний дворец брали.

Потому что эти «вооруженные силы» предназначены отнюдь не для декларируемой войны с Путиным, которому эти «войска» страшны, как, пардон, голая задница для ёжика.

А для разного рода «специфических» целей, где достаточно кольтов из американских вестернов...

Например, можно протестующих против тарифов и застройки попугать...

Или торговую точку рэкетнуть...

Александр Карпец (Украина)