Новости

Бюджет – величина переменная

Каждый год все экономические журналисты страны выполняют абсолютно бессмысленную повинность – пишут о проекте бюджета. Смысла в этом ритуале нет ни до первого чтения (в версии Кабмина), ни при окончательном варианте, согласованном с МВФ, потому что жизнь все равно вносит свои коррективы. То пришлось переписать смету под пандемию и COVID-фонд, деньги из которого потратили на дороги, а сейчас вместе с бюджетом от правительства появился проект секвестра от депутатов в формате “этому дам, а этому не дам”.

15 сентября – сакральная дата, когда Кабмин обязан утвердить на своем заседании проект государственного бюджета страны на следующий год и передать его в парламент. И сегодня это будет сделано, в чем нет сомнений.

О параметрах бюджета-2022 на пресс-конференции во вторник, т.е. еще до голосования на Кабмине, поведал премьер-министр Денис Шмыгаль. Дефицит бюджета хотят снизить с 5,5% до 3,2% (188 млрд. грн.). Компенсировать дефицит на 70% планируют за счет ОВГЗ, остальное – за счет международных кредиторов. По словам Шмыгаля, в ближайшие пять лет власти планируют снижать зависимость от МВФ и увеличивать долю внутренних заимствований.

Курс гривны закладывается в размере 28,6-28,7 грн./$. Доходы предусмотрены на уровне 1,084 трлн. грн. ($37,25 млрд. при расчетном курсе 29,1 грн./$), расходы – в сумме 1,320 трлн. грн. ($45,36 млрд.). Предельный объем дефицита госбюджета определен в сумме 246,6 млрд. гр.н ($8,47 млрд.).

На безопасность и оборону предусмотрены расходы в объеме 267 млрд. грн. ($9,19 млрд.) или 5,93% ВВП, на здравоохранение – почти 160 млрд. грн. ($5,5 млрд.), на развитие образования и науки – почти 170 млрд. грн. ($5,84 млрд.).

В общем, такая себе пасторальная бухгалтерская картинка. Спросите, почему доходы на следующий год считают по курсу гривны на этот год? Не парьтесь. Это же просто сообщение для СМИ. В бюджете все будет в гривне. Тем более что с валютой в следующем году может быть не так радужно, как в этом.

В 2021-м нам повезло дважды. Во-первых, абсолютно “на шару” обрыбилась доля в допэмиссии специальных прав заимствования МВФ. Это дополнительный выпуск резервных денег МВФ, изобретенных в 1969 году в контексте функционирования Бреттон-Вудской системы. За всю историю Фонда такая эмиссия до этого года происходила всего трижды. В 2009 году мы получили от МВФ СПЗ на сумму в 1,017 млрд. ($1,59 млрд.), а в этом – аж $2,8 млрд.

Правда, России перепало $17,5 млрд. Но этот факт не должен портить нам радостное настроение. Тем более что в обозримом будущем новой халявной раздачи денег от МВФ не предвидится. И в 2022 году нас ждет мучительное ожидание кредита от Фонда. Если в этом году нам кинут обещанный транш в $700 млн., то в будущем будет совсем мало. Отсюда сомнения относительно щедрых поступлений от международных кредиторов, на чем, собственно, построено бюджетное благополучие в 2022 году.

Во-вторых, нам невероятно повезло в этом году с внешнеэкономической конъюнктурой: многие наши экспортные товары взлетели в цене, как аграрные, так и ГМК. По данным ООН, цены на продукты в мире выросли почти на треть и установили семилетний максимум. Зерно, кукуруза, подсолнечник, все, что мы продаем, резко подорожало.

Также вдвое выросла стоимость железной руды и арматуры; заметно поднялась в цене остальная сталеплавильная продукция. Правда, сейчас фантастическими темпами растет цена газа, и это может “сожрать” всю прибыль от удачной ценовой конъюнктуры. Однако до недавнего времени в страну небольшим, но стабильным ручейком текла валютная выручка. И это значительно улучшало экономическую ситуацию.

Судя по всему, эпоха изобилия заканчивается. Мировая экономика не выдерживает высоких цен и тонет в инфляции. Потому правительства разных стран, в том числе Китая, который по многим позициям задает тон ввиду огромных объемов импорта, вводят ограничения, призванные утихомирить “ценовой шторм”. Если это у них получится и в 2022 году будет “штиль”, поступлений от экспорта окажется значительно меньше, чем в этом году. И то, что себе нафантазировали премьер Денис Шмыгаль и министр финансов Сергей Марченко, не сбудется.

Тем более вызывают вопросы оптимистические заявления Шмыгаля о том, что средняя зарплата врачей в следующем году будет выше 22 тыс. грн. При этом минималка для врачей закладывается на уровне 20 тыс. грн., а для младшего персонала больниц 13 тыс. грн.

Вне сомнения, по его словам, полностью профинансируют программу строительства жилья для ветеранов АТО, выделят дополнительные средства на инфраструктуру и цифровизацию. Эти деньги, среди прочего, будут направлены на подготовку к всеукраинской переписи населения, запланированной на 2023 год. И все это в условиях сниженного в полтора раза дефицита бюджета. Ну-ну…

Меня, кстати, немного насторожило еще одно заявление Шмыгаля о том, что среднемесячная зарплата в конце следующего года превысит 17,5 тыс. грн. Это при условии грядущего локдауна и не одного. Стесняюсь спросить, а какая же тогда будет инфляция? И сможем ли мы за 17 тыс. грн. купить тот же набор для выживания, что и за 10 тыс. грн.? 

Тем более что Гослесагентство заверило, что президентская программа по высадке 1 млрд. деревьев будет выполнена, ее реализуют на 170 тыс. га. На это же тоже нужны деньги. Где правительство собирается их взять?

Нардеп Ярослав Железняк пишет на своем ТГ-канале, что по доходам интересный момент: за счет налогов на физлиц хотят собрать в 2022-году на 23 млрд. грн. больше. А вот с налога на предприятия всего на 18 млрд., с ренты вообще на 3,4 млрд.

Детальной раскладки расходов пока нет, она еще в согласовании. Но раз дефицит меньше, то и денег на разные хотелки меньше. Все дополнительные запросы будут удовлетворять после принятия законопроекта №5600 и в виде правок от депутатов.

Железняк считает, что все бюджетные зашквары пока спрятали, а появятся они на этапе депутатских правок и первого голосования за бюджет (это ближе к 20 октября). “Не случайно на программу регионального развития ДФРР заложено аж 11 млрд. грн. (в этом году было 4,5 грн.)… Именно это станет ресурсом для денег на округа. То же самое с “президентскими проектами” – они все появятся в виде правок от депутатов, за которые произойдет первое голосование). Ну и все желающие будут кровно заинтересованы в принятии законопроекта №5600”, – отмечает он.

Поскольку текст бюджетной сметы будет многократно переформатирован, нет никакого смысла сравнивать его с содержанием Бюджетной декларации на 2022-2024 годы, а также рекомендациями по бюджетной политике, которые были проголосованы в мае. Хотя кое-какие цифры тут совпадают.

Бюджетная декларация на три года предполагает средний курс 28,5 грн./$ и сокращение инфляции до 5-6%. Рост ВВП на уровне 3,8% в 2022 году, на 4,7% в 2023 году и на 5% в 2024 году. Сокращение уровня инфляции до 6,2% в 2022 году, до 5,3% в 2023-м и до 5% в 2024 году. Увеличение реальной среднемесячной заработной платы работников на 4,4% в 2022 году, на 6,1% в 2023 году и на 5,6% в 2024 году. Рост экспорта товаров и услуг на уровне 6,5% в 2022 году с последующим наращиванием темпов роста до 7,7% в 2023 году и до 7,9% в 2024 году.

Кстати, 13 сентября Совет Национального банка Украины принял Основные принципы денежно-кредитной политики на 2022 год и среднесрочную перспективу. Это еще один документ, состоящий из экономических маяков, на который… можно не обращать внимания.

Когда Кабмин завершал верстать первую версию своего бюджетного проекта, а Совет Нацбанка увлеченно обсуждал  параметры  денежно-кредитной политики, группа депутатов от “Слуги народа” во главе с лидером фракции Давидом Арахамией подала законопроект, согласно которому расходы  госбюджета-2022 должны вырасти на 38,7 млрд.

Львиную часть от этой суммы – 15 млрд. грн. – Арахамия предлагает отдать “Укравтодору”. Еще 12 млрд. грн. пойдет на выплату субсидий из-за высоких цен на газ. Остальные 6 млрд. грн. – на выплату довольствия военным и меры по противодействию COVID-19. Пока непонятно, что придется урезать для того, чтобы получить почти 39 млрд. грн. на перечисленные расходы. Но что-то явно придется. Еще один аргумент в подтверждение того, что наш бюджет – величина не постоянная, а переменная.

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.
Тэги: