Новости

Церковный 2021-й: новый виток

 

Значительный резонанс в интернет-пространстве возымел небольшой комментарий епископа ПЦУ Адриана (Кулика) по поводу того, как стоит обращаться с гражданами Украины, заподозренными в нелюбви к Украине.

«Желательно всем, кто живет в Украине и не любит ее, на ухо пластиковый номерок прикрепить, как это делают с безродными/бездомными собаками. Чтобы украинцы видели, кто перед ними», — написал он в социальной сети Facebook.

В дальнейшем представитель ПЦУ пояснял свои слова своеобразным юмором — однако ни извиняться, ни опровергать их не стал. Впрочем, это далеко не первое скандальное заявление со стороны епископата ПЦУ. Помимо заявлений «безадресных» или касающихся масс населения, доставалось и президенту.

 

Так, в июле 2020 г. архиепископ Харьковский и Полтавский ПЦУ Афанасий Шкурупий назвал Владмира Зеленского предателем за достижение соглашений о бессрочном перемирии на Донбассе. Выпады представителей среднего звена ПЦУ в адрес Владимира Зеленского и вовсе уже стали традиционными. Что не удивительно: не следует забывать о значительном влиянии Петра Порошенко, который был одним из инициаторов создания ПЦУ.

Однако все эти выпады не мешают наметившемуся курсу на сближение позиций Владимира Зеленского и руководства ПЦУ.

 

Так, ПЦУ выступила с поддержкой двух резонансных инициатив власти — по легализации медицинской марихуаны, а также обязательной вакцинации от коронавируса. Что до вопроса использования марихуаны в медицинских целях, то глава ПЦУ Епифаний (Думенко) выразил поддержку с оговорками: лишь в том случае, если это не приведет к дальнейшему распространению наркомании. Однако, на контрасте, представители УПЦ в принципе осуждают данную идею — по их мнению, негативные последствия у данного шага будут в любом случае.

 

Касательно вакцинации представитель ПЦУ Евстратий (Зоря) выразил убеждение, что она должна быть осознанной и добровольной, без принуждения — а никаких религиозных возражений против нее нет. Позиция, опять же, отчасти схожая с позицией представителей УПЦ, однако расстановка акцентов заметно иная. Если ПЦУ в принципе поддерживает инициативы власти, то представители УПЦ акцентируют на опасности принуждения к вакцинации, а также, зачастую, высказывают сомнения в качестве и происхождении возможных препаратов для вакцинирования.

Определенные шаги в направлении ПЦУ наблюдаются и со стороны власти — медленно, но заметно уходящей от изначальной политики принципиального и полного религиозного нейтралитета.

Глава министерства реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников заявил, что Украинская православная церковь должна будет указывать в официальных документах то, что она является дочерней структурой Русской православной церкви. Соответствующую норму содержит законопроект «О государственной политике переходного периода», разработанный министерством.

«Просто честно, для комфортного и безопасного существования, скажите, кто ваш начальник», — заявил Алексей Резников. Соответствующие поправки в документы, согласно законопроекту, УПЦ должна будет внести, «если она не признает украинскую юрисдикцию», ведь «все религиозные общины должны регулироваться украинским правом». Формулировки достаточно расплывчатые: УПЦ, как и любая другая религиозная организация, и так находится в правовом поле Украины.

Однако новые законы действительно могут входить в прямое противоречие с уставными документами УПЦ — где, в частности, указано, что центр управления Украинской православной церкви находится в Киеве. Однако «закон о переименовании» («О свободе совести и религиозных организациях»), действие норм которого приостановил Конституционный Суд уже при президенте Зеленском, не обращал на это внимание — и, фактически, государство решало за церковь, где у нее находится центр управления, и как ей, в этой связи, следует именоваться.

Собственно, нормы законопроекта «О государственной политике переходного периода» попросту продублировали нормы закона «О свободе совести и религиозных организациях». Т.о. нормы времен Порошенко пытаются воплотить уже при новом президенте.

Наиболее популярным пояснением является влияние внешнего фактора — новой администрации США. Структуры Демократической партии достаточно тесно связаны с Константинопольским патриархатом. Т.о. поддержка ПЦУ там не раз выражалась открыто и на официальном уровне. К тому же (как, например, отмечает кипрский митрополит Тамаосский Исайя), вопрос ослабления Украинской православной церкви западными политиками рассматривается в контексте ослабления Русской православной церкви, а через нее — и России.

Однако есть и внутренние факторы, которые побуждают администрацию Владимира Зеленского двигаться навстречу ПЦУ. Это — взаимный поиск поддержки и укрепления позиций. Наметившийся идеологический поворот Зеленского на фоне падения электоральных рейтингов делает этот вариант вполне вероятным.

Вряд ли случайно 10 января в интервью «Прямому» глава ПЦУ Епифаний анонсировал новую волну расширения ПЦУ за счет приходов УПЦ: «Была одна волна (присоединения к ПЦУ. — Авт.), будет и другая волна после этой пандемии... У нас есть разные волны распространения этой болезни, и, к сожалению, эта пандемия в определенной степени приостановила процесс перехода».

Стоит отметить, что закон о смене юрисдикции церковных приходов, который представители УПЦ критиковали за то, что он способствует церковному рейдерству, остается в силе.

 

А новый год уже принес несколько новых примеров захвата храмов и имущества общин УПЦ. Так, периодически обостряется (вплоть до силового противостояния) конфликт вокруг церкви села Деловое (Закарпатская область). Вопрос о перерегистрации общины и принадлежности храма решается сейчас в Высшем административном суде. Однако сторонники ПЦУ (при поддержке правоохранителей) пытаются получить доступ к нему, не дожидаясь этого решения, основываясь лишь на результатах рассмотрения иска в низших инстанциях. А 6 февраля сторонники ПЦУ в присутствии правоохранителей срезали замок на дверях храма в селе Галиновка Волынской области. Они основывались на решении Волынской ОГА о перерегистрации общины. При этом в общине УПЦ заявляют, что данное решение было обосновано якобы утерей регистрационных документов — хотя они в наличии.

К сожалению, приходится констатировать весьма высокую вероятность нового обострения политико-религиозного конфликта в нашей стране.

Кирилл РЫЖАНОВ