Новости

Чему американцы учат военных из Прибалтики на полигонах в США

С середины июля до конца августа Соединенные Штаты проводят на территории Польши вторую фазу военных учений DEFENDER-Europe 20 Plus. Кроме того, с 19 по 31 июля в Мичигане под руководством американских военных состоялось обучение военнослужащих из Латвии и Литвы. О целях этих маневров аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с директором Центра исследований стран Балтийского региона Института региональных исследований БФУ им. Канта (Калининград), военным экспертом Юрием Зверевым.

— Г-н Зверев, с чем связано то обстоятельство, что учения DEFENDER-Europe 20 разделены организаторами на первую и финальную фазу, начавшуюся 14 июля?

— Ответ известен — пандемия коронавируса COVID-19, которая вынудила существенно сократить масштабы учений (в частности, из-за невозможности перебросить из США все запланированные к участию в нём войска), изменить их содержание (так, был отменен ряд связанных с DEFENDER-Europe 20 учений) и сдвинуть учебные мероприятия по времени.

Фазой I модифицированного DEFENDER-Europe 20 Plus стало учение Allied Spirit («Союзнический дух») XI, проведенное на полигоне Дравско-Поморске в западной Польше с 5 по 19 июня 2020 года. В нём приняли участие шесть тысяч военнослужащих: четыре тысячи американских из штаба 1-й кавалерийской (название «кавалерийская» — дань традиции, на самом деле это бронетанковая дивизия) дивизии (передовой) и из 3-й пехотной дивизии, а также две тысячи польских из 6-й воздушно-десантной бригады, 9-й бронекавалерийской бригады и 12-й механизированной бригады.

Первоначально планировалось участие в этих маневрах в общей сложности десяти тысяч военнослужащих. Из техники были сто танков, 138 БМП и боевых машин огневой поддержки, 102 БТР, 54 орудия и миномета, 12 самолетов и 15 вертолетов.

Ключевым событием учения стало форсирование водной преграды (озера Злы Лег) подразделением дивизионного размера. По мосту длиной более 150 метров, наведенному саперами польской 12-й механизированной бригады всего за 35 минут, было переправлено более 120 БМП Bradley, БТР Rosomak и внедорожников HMMWV 2-й бронетанковой бригадной боевой группы 3-й пехотной дивизии США и польских войск. Перед этой операцией был высажен парашютный десант из почти 500 бойцов польской 6-й воздушно-десантной бригады.

Фаза II маневров DEFENDER-Europe 20 Plus проходит на этом же польском полигоне с 14 июля по 22 августа 2020 года. Это учение Emergency Deployment Readiness Exercise (EDRE).

В его ходе в Европу из Форт-Худа (штат Техас) были по воздуху переброшены около 550 военнослужащих 2-го батальона 12-го кавалерийского полка 1-й бронетанковой бригадной боевой группы 1-й кавалерийской дивизии.

В Дравско-Поморске они получили вооружение и технику, перевезенную туда с немецкого полигона Берген-Хоне (около 300 единиц, включая 30 танков Abrams, 20 БМП Bradley, 10 БТР M113). А в Берген-Хоне техника и вооружение были доставлены из складов так называемых «Заблаговременно складированных запасов армии США» (Army Prepositioned Stocks или APS) в Германии и Бельгии еще в феврале в рамках первоначального сценария учения DEFENDER-Europe 20.

Предполагалось, что их получит переброшенная из Соединенных Штатов 116-я кавалерийская бригадная боевая группа Национальной гвардии штата Айдахо. Но из-за COVID-19 она в Европу так и не попала и планы пришлось менять, проводя эту часть маневров в усеченном составе (батальон вместо бригады) и в другом месте (в Польше, а не в Германии).

После получения техники американский батальон тренируется на полигоне Дравско-Поморске совместно со штабом 1-й кавалерийской (передовой) дивизии, 2-й бронетанковой бригадной боевой группой 3-й пехотной дивизии, 12-й и 101-й боевыми авиационными бригадами и другими частями США, а также с 17-й механизированной бригадой 11-й польской бронекавалерийской дивизии.

В ходе маневров, в частности, предполагается испытать на полигоне Берген-Хоне установленную на восьми танках M1A2 израильскую систему активной защиты Trophy.

Она создает над танком полусферу, отслеживая при помощи РЛС потенциальные угрозы и уничтожая выпущенные по машине противотанковые ракеты и реактивные гранаты с помощью осколочно-фугасных боеприпасов.

— Официальная цель маневров — проверка способности армии США быстро реагировать и развертывать свои силы в любой точке мира. Почему именно в Польше?

— Слово DEFENDER («Защитник») в названии учения составлено из первых букв английской фразы Dynamic Employment of Forces to Europe for NATO Deterrence and Enhanced Readiness («Динамичное использование сил в Европе для сдерживания со стороны НАТО и повышения готовности»). Так что речь изначально шла об отработке развертывания войск всё-таки в Европе (это слово в названии маневров также присутствует, как мы можем заметить).

Почему именно в Польше? И из стратегических соображений (на учениях предполагалось отработать оборону Польши и стран Балтии). А также потому, что Польша охотно предоставляет свою территорию для таких мероприятий, и из-за наличия соответствующей инфраструктуры.

Тот же военный полигон Дравско-Поморске площадью около 34 тысяч гектаров является одним из самых больших в Европе, идет его активная цифровизация.

— Польская сторона заявляет о том, что во время учений приняты все необходимые меры предосторожности для защиты от коронавируса. Насколько, на Ваш взгляд, это возможно реализовать на практике?

— Ну понятно, что полной гарантии в этой ситуации никто дать не может. Тем не менее меры действительно принимались достаточно серьезные. Так, по утверждению американцев, 100% участников учения Allied Spirit и поддерживающего их персонала были протестированы на COVID-19, а также они прошли 14-дневный карантин. Были внедрены протоколы периодического тестирования, позволяющего выявить инфицированных, вовремя их изолировать и начать лечить. Насколько эффективны оказались эти меры — может показать только время.

— Недавно в Мичигане прошли учения Northern Strike, в рамках которых американцы обучали литовских и латвийских военнослужащих. Почему подобные учения проходят в США?

— Учение Northern Strike («Северный удар») ежегодно проводится с 2012 года на объектах Национальной гвардии штата Мичиган. Это одно из крупнейших ежегодных совместных мероприятий по обеспечению готовности резервных компонентов Министерства обороны США.

В нынешних учениях Northern Strike 2020, проходивших с 19 по 31 июля 2020 года в новом Национальном универсальном центре боевых действий (National All-Domain Warfighting Center) на севере штата Мичиган, принимали участие более 2,3 тысяч военнослужащих из США, Латвии и Литвы, а также авиация, включая стратегические бомбардировщики B-52, истребители F-16, штурмовики A-10 и самолеты-заправщики KC-135.

Обычно в маневрах этой серии принимали участие от шести до семи тысяч военнослужащих, но в этот раз их число было сокращено из-за пандемии коронавируса COVID-19.

В предыдущих учениях помимо Латвии и Литвы в разные годы также отрабатывали различные военные навыки и такие страны как Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Иордания, Канада, Нидерланды, Польша и Эстония.

Программе партнерства вооруженных сил Латвии и Национальной гвардии штата Мичиган — уже 27 лет. Армия Литвы, в свою очередь, с того же 1993 года состоит в программе партнерства с Нацгвардией штата Пенсильвания. Солдаты из Мичигана и Пенсильвании регулярно участвуют в военных учениях в Прибалтике: Saber Strike, Summer Shield, Sudraba Bulta, Amber Hope и других. А военнослужащие Латвии и Литвы в свою очередь отправляются на маневры, организуемые Национальной гвардией США на территории своей страны.

— Какая роль в учениях у прибалтийских военных, не обладающих в своих странах серьезной авиацией или бронетанковыми войсками?

— Войска бывают разные и не сводятся к танкам и авиации. Например, вряд ли можно воевать без сильного тыла и без налаженной логистики, хотя военнослужащие этих частей и не пользуются такой героической репутацией, как летчики и танкисты.

Что касается данного конкретного случая, то Латвия отправила на эти маневры передовых авиационных наводчиков (главная составляющая авиационной части учения — оказание непосредственной авиационной поддержки), передовых наблюдателей (корректировщиков артиллерийского огня), так как в ходе учения проводятся боевые стрельбы, и спецназовцев.

Литовский контингент был представлен 180 военнослужащими из мотопехотной бригады «Жемайтия». Отмечу, что в прошлом году эта страна отправила на подобные маневры только трех солдат.

Михаил Кришталь