Новости

Что на самом деле думают в Литве о белорусах

Витаутас Ландсбергис: «Беларусь сделала нам гадость»

В Литве белорусов не уважают. Себя литовцы считают частью западной цивилизации, а соседей – примитивным, недотёпистым племенем восточных славян. В очередной раз панское высокомерие проявилось в ходе торжественно-траурных мероприятий по случаю годовщины событий 13 января 1991 года.

К этим событиям в Литве официально приклеен ярлык «вооружённой агрессии Советского Союза против независимого Литовского государства». Местная литовская пресса с надрывом повторяет: «В ночь на 13 января отряды Советской армии штурмовали Вильнюсскую телебашню. Во время этих событий погибли 14 мирных жителей, ещё 800 получили разные ранения». Выступая с трибуны парламента на собрании «защитников свободы», Витаутас Ландсбергисзаявил: «Беларусь сделала нам гадость». По его словам, январь 1991-го дал надежду на то, что «сталинская империя зла со столицей в Кремле рухнет», но этого не произошло, а сейчас реваншистские силы в России пытаются воссоздать империю зла. «Надо знать, какой у нас сосед на востоке. Двуглавое и двухвостое российско-белорусское союзное государство в любой момент может быть запущено, как плоскогубцы, давить нас. Кажется, нет в мире другой страны, которая после советской агрессии [13 января] сделала бы Литве такую гадость, как Беларусь [своей атомной электростанцией] в Островце».

Белорусофоб Витаутас Ландсбергис. Фото lietsajudis.lt

Ландсбергис и его сторонники категорически против диалога с Минском. Зачем и о чём Литве говорить с «последним диктатором Европы», мы уже рассказывали. Однако многие литовские эксперты, например Кястутис Гирнюс из Института международных отношений (Вильнюс) или Гинтаутас Мажейкис из университета в Каунасе, утверждают, что говорить не о чем, так как Минск уже лишился части своего суверенитета.

Политики высказываются иначе. Они, например спикер парламента Викторас Пранцкетис, советуют дать Минску в порядке приглашения к диалогу «чуть больше экономического сотрудничества и чуть меньше санкций». Или твердят: «Белорусы не должны быть допущены к европейскому столу, поскольку всегда были и остаются холопами. В средние века – польско-литовскими, сегодня  – российскими».

Корни пренебрежительного отношения к белорусским соседям, распространённого в Литве, уходят во времена Великого княжества Литовского. Проректор военной академии Валдас Ракутис учит, что белорусы были поголовно простолюдинами-хлебопашцами, а нынче крадут политическое и военное наследство ВКЛ, пересаживают на свою почву литовских князей да рассуждают о своей исключительной роли в управлении мощным по тем временам государством.

Памятник князю Гедимину в Лиде. Фото bizlida.by

 

А кстати, на территории Республики Беларусь памятников ВКЛ много больше, чем на территории современной Литвы. Собиратель земель Витаутас Великий был по крови старобелорусом (литвином). Он точно не крещён в католическую веру, поскольку мать его – языческая жрица. Дочь его Софья Витовтовна дала Московскому государству сына – князя Василия Тёмного. Кейстут был убит в средневековых междоусобицах в Кревском замке – сегодня это местечко в Ошмянском районе Белоруссии. Даже столица ВКЛ не Тракай, как принято считать, а белорусский Новогрудок. В центре Новогрудка стоит холм князя Миндовга. Величественный памятник князю Гедимину установлен у построенного им Лидского замка. Ольгерд основал Витебск. Жёнами этих и других литовских князей были знатные новгородские, псковские, тверские, московские, смоленские девушки...

Гора князя Миндовга в столице ВКЛ Новогрудке. Фото: turbina.ru

 

Белорусский министр культуры Павел Латушко в 2012 году прямо наповал убил литовских историков: «Миндовга короновали в Новогрудке, там же он и похоронен. Великое княжество Литовское со всеми его руководителями – протогосударство белорусов, а современная Белоруссия – продолжатель традиций ВКЛ».

Правда, Пётр Петровский из Института философии НАН Беларуси поворачивает дискуссию в другую сторону: «В ВКЛ главенствовали славянские традиции, официальным был старобелорусский язык, а великие князья и знать – люди с белорусскими корнями, исповедовавшие православие». Литва, по Петровскому, присвоила себе чужую историю и историческое название «Литва», хотя, на самом деле, имеет с этим названием мало общего.

Белорусские националисты:  Вильно - наше! Фото smi2.ru

Литовские историки, естественно, противятся такой трактовке событий, но в ответ слышат отповеди, откуда не ждут. Даже обласканные официальным Вильнюсом белорусские националисты не так лояльны Литве, как она хотела бы. Бывший литовский министр иностранных дел (2010-2012) Аудронюс Ажубалис не раз отмечал, что белорусские националисты с красно-бело-красными флагами отличаются не только антироссийскими настроениями, но и угрожают суверенитету Литвы: «Они считают литовскую столицу Вильнюс частью Белоруссии». В белорусских группах в социальных сетях (например, в сообществе «Литвины»), а также на сборищах белорусских радикалов постоянно звучат территориальные претензии в адрес Литовской Республики.

Так что, когда в Вильнюсе заходит  разговор о белорусах, отрицательные и положительные характеристики соотносятся примерно как 90 : 10.

Имантас Мелянас, советник министра культуры Литвы. Фото delfi.lt

Надеется на скорые перемены в Белоруссии бывший координатор движения «Саюдис» по вопросам национальных меньшинств, советник министра культуры Литвы по этнополитике, офицер департамента государственной безопасности Имантас Мелянас: «…за прошедшую четверть века гражданское общество Беларуси эволюционировало. Народилось и выросло целое поколение, представители которого жили только в независимом государстве, которые пользуются интернетом и другими средствами коммуникации и которые неоднократно бывали в разных странах Европы… Поколение их родителей, которым сейчас около 50 и которые состоялись как личности тоже в условиях независимого белорусского государства, – они ведь тоже не на Луне живут. Да, зловоние российской (и пророссийской белорусской) пропаганды сильно отравляет сознание людей, но она уже давно перестала быть безальтернативной. В этом смысле позитивные подвижки более чем заметны».

Однако такие рассуждения – это на публику. В частных разговорах Имантас Мелянас выражается без околичностей: «Белорусский пахан» (это о президенте соседнего государства, которое представляется литовскому деятелю «враждебной ордой»); «немытое быдло, неандертальское полчище» – это о белорусах как народе. И тот же Мелянас: «Основная задача Литвы и Польши сегодня – сделать так, чтобы белорусы опять прислуживали нашим народам, как это было на протяжении многих веков».

Белорусским руководителям стоило бы иметь в виду, что кроется за улыбками, которыми официальный Вильнюс сопровождает обращённые к Минску предложения диалога. В Литве белорусов не уважают…

Фото: valstietis.lt

АНАТОЛИЙ ИВАНОВ