Новости

Что общего между Илоном Маском и Зеленским? Вы не поверите: Тамрико Ложбанидзе

Во времена моего детства была такая народная героиня — Тамрико Ложбанидзе. Ну как, народная? Народу её усердно впаривали как пример для подражания. На самом высоком уровне.

Зачин многочисленных статей на всех языках СССР с типовым названием «Дерзай, Тамрико» был такой: обычная девочка — поёт, танцует, вышивает, изобретает станки для деревообрабатывающей промышленности.

История вполне анекдотическая, что авторы статей, разумеется, понимали. У девочки (ей было всего лет 9 или 11, что-то такое) отец и брат работали на фабрике по производству бус. Бусы делались дедовским способом: обтачивались два полушария, пропиливалась дырочка, они склеивались, и пропускалась нитка. В случае обрыва нитки попытка её пропустить заново часто заканчивалась тем, что бусина разваливалась на две половинки.

Девочка поинтересовалась, а почему бы не поставить на станке два резца, чтобы обтачивать сразу оба полушария, а потом уже просверливать дырочку? Старшие товарищи оформили изобретение, вписали туда ребёнка и заверте...

Понятно, что такое изобретение требовало слишком существенных изменений в производстве на явно не самой актуальной фабрики. Представьте себе только замену парка станков с фрезеровальных на сверлильные. И вот тут сработал фактор Тамрико — вокруг переоборудования мелкого производства была развёрнута всесоюзная кампания с привлечением центральных СМИ (о грузинской чудо-девочке писала «Правда» и показывался сюжет в программе «Время»). Даже если изобретение и не было внедрено, инициаторы кампании свой бонус получили — премии, повышение по службе и т. п. Тамрико была просто прикрытием.

В США на каком-то этапе тоже решили, что нужно прикрытие для реализации некоторых неоднозначных проектов. И нашли изящное решение в виде проекта Илона Маска.

Над Маском принято посмеиваться. Достаточно вспомнить хроническую убыточность его стартапов и то, что все авторские свидетельства, заложенные в «Теслу», касаются дизайна, а вовсе не начинки. Но там всё гораздо интереснее.

Собственно, проект Маска — маскировка. Выглядит всё как частная компания, но легко понять, что никакая частная компания в режиме финансовой пирамиды долго существовать не может. А проект Маска с финансовой точки зрения именно пирамида: убытки производства (не говоря уже о НИОКР) покрываются за счёт вложений в основной капитал через эмиссию акций.

Вы правда думаете, что это следствие рекламного гения Маска? Возможно, но думаю тут никакие рыночные механизмы и рядом не ночевали — просто в нужный момент нужную фирму вежливо просят вложиться в акции Маска. В обмен, например, на военный заказ. Коррупция? Побойтесь бога… Просто удачный пример частно-государственного партнёрства. Или как у них такие схемы называются?

Маску сваливают проекты НАСА и других государственных организаций — пусть он их реализует. Если попытка реализации проекта закончится провалом — ничего страшного. Это ж какой-то Маск провалился, а не США… Если попытка реализации закончится успехом, то частная компания значительно быстрее справится с внедрением изобретения. Просто потому, что там меньше бюрократии и не надо ждать, пока Конгресс выделит финансирование. Тут, разумеется, есть свои ограничения. Например, частная компания не будет вошкаться с заведомо неприбыльным производством. Но Маск будет. Потому что он только выглядит как частная компания, на самом-то деле он — альтер-эго США.

Успех проекта Маска позволил опробованную в сфере изобретательства и производства технологию на другие сферы. А чем вам Зеленский не Маск? Он ведь тоже маскировка.

Во времена Гражданской войны бытовала поговорка об адмирале Колчаке: «Мундир — английский, погон — российский, табак — японский, правитель — омский». Примерно так же выглядит Владимир Зеленский — бюджет его «проекта» пишется в Вашингтоне, армия и спецслужбы находятся под управлением американских «инструкторов» (причём их влияние опирается не только на авторитет, но и на манипулирование военными поставками), но при этом формально США в войне не участвуют и, главное, если Украина завтра рухнет, это не будет повторением Вьетнама или Афганистана — это не мы, это всё он…

Василий Стоякин