Новости

Что происходит с миром

Если москвичей столетней давности в глазах булгаковского Воланда испортил квартирный вопрос, то современников явно портит вопрос информационный. Человека всегда что-то портит.

Нынешний массовый психоз по поводу «российского вторжения» впечатляет и довольно развитых людей, которых никак не заподозришь в слабоумии. Недавно пришлось разговаривать на эту тему с приятелем, проявившим соответствующую обеспокоенность. Я попытался описать возможный сценарий эскалации на Донбассе, в связи с чем вспомнил пятидневную грузинско-российскую войну 08.08.2008. Но оказалось, что приятель о ней ничего не знает.

И меня осенило: 2008 год – это теперь слишком давно. В бурном потоке убыстряющегося благодаря новейшим технологиям времени это уже очень далеко. Вот в чем дело. А если 2008-й – слишком давно, то что говорить о 1941-м, это вообще глубокая древность.

Современный продвинутый человек в информационном отношении с самого утра занят тем, что поглощает информационный фаст-фуд – легковесные приколы из Интернета, сыпящиеся оттуда же новостные сообщения, преимущественно сфальсифицированные или тенденциозные, и т. п. Обремененный к тому же повседневными хлопотами, он не успевает толком все переварить и осмыслить действительность, но тем не менее считает такое положение приемлемым и даже достойным, поскольку полагает, что оно позволяет ему находиться на высоте своего времени. Мысль о том, что находиться на высоте такого времени не стоило бы, его не посещает.

В результате в массовом сознании, как защитная реакция на информационное объедание, происходит упрощение мира до комикса.

До истории ли при таких обстоятельствах, даже и недавней.

А вообще современный человек в своем корне мало изменился по сравнению со своим первобытным предком. Он так же моргает, любит дышать и покушать, многого и охотно боится, стремится получить удовольствие и избежать неудовольствия. Древние племена стремились занять богатые пищей местности, вытеснив или поработив соседей, нынешние – овладеть источниками ресурсов и рынками сбыта, тем же жизненным пространством, используя населяющие его народы. Раньше объединялись в племенные союзы, ныне – в НАТО и ОДКБ. Все времена одинаково проникнуты внутри- и межродовой борьбой.

Правда, изменились инструментарий уничтожения и порабощения и антураж, вследствие чего удовлетворенность и подлость древних предков и современников существенно разнятся. На историческом пути человечеству христианством был предложен приоритет духовных ценностей над материальными. Но человечество в своей массе, продолжая спекулировать христианством, предпочло материальные блага – сиюминутные, делимые и ограниченные. И выбор этот представляется бесповоротным. Отсюда и войны в их современных модификациях (холодные, теплые, гибридные и какие еще изволят придумать господа мировые правители).  

Как свидетельствует история (до которой теперь нет дела), передовые страны Запада добились высоких жизненных стандартов и мирового превосходства благодаря в первую очередь внешней экспансии и эксплуатации планеты, в т. ч. далекими от гуманизма способами. Кстати говоря, Россия в данном отношении рассматривалась как привлекательный объект колонизации и эволюционный конкурент. Ограничение западных стран в их национальных границах означало б обрушение уровня жизни их привыкшего к благополучию населения и гибель как передовых держав. Их правители нахваливают «суверенитет» и права «аборигенов», когда те используются против государств – конкурентов в борьбе за мировое влияние. Однако подлинная суверенизация, произойди она вдруг в мире, поставила бы крест на нынешнем миропорядке.

Отсюда идея глобализации под либерально-демократическим соусом. Но тем временем и на самом Западе возобладали антидемократические тенденции и подходы, которые стало уже невозможно вуалировать. Как говорится, вот и сказочке конец, а кто слушал и впечатлялся – его проблемы.

И теперь США и их союзники, добившиеся в свое время господствующего положения благодаря мировой экспансии, ровно в тех же стремлениях обвиняют Китай и Россию. И снова, как много раз в прошлом, встает вопрос о переделе сфер мирового влияния.

Украине в этом пасьянсе заведомо остается роль разменной карты. Прозорливые украинские горе-правители как будто начинают что-то такое подозревать и роптать в сторону западных «партнеров». Дескать, анонсируйте вторжение, но гривну-то зачем ослаблять. Ввиду такого ропота «партнеры» увеличили поставки лапши для развешивания на украинские державные уши, которым не гнушаются лично заниматься первые лица западных государств, в т. ч. в ходе официальных визитов.

В то же время перспективная, как свидетельствуют рейтинги, украинская оппозиция в лице «сывочолого крыголама» по-прежнему, несмотря ни на что, борется за «свободу» и «демократию», восхваляя на все лады «мощную поддержку международных партнеров».

Такая у нас, прости господи, политическая элита. Как сказано, що маємо, те маємо.  

Петр Петров (Украина)