Новости

Что такое «пакт четырех» и почему СССР был резко против

15 июля 1933 года представители четырех европейских государств — Италии, Германии, Великобритании и Франции — подписали в Риме соглашение, который получил название "Пакт четырех". Советский Союз был резко против этого соглашения. В Москве считали, что подобные договоры не должны заключаться без участия Советского Союза. И основания для подобного мнения были.

О чем договаривались 

Инициатором договора выступил Бенито Муссолини, который предложил эту идею в октябре 1932 года. В Берлине, Париже и Лондоне инициативу поддержали, подготовка соглашения заняла несколько месяцев.

Договор предусматривал сотрудничество четырех государств в Лиге Наций. Главная цель, которая при этом провозглашалась — устранение угрозы войны в Европе. При этом негласно подразумевалась возможность ревизии границ, установленных после Первой мировой войны. Заинтересованность в этом проявляли Германия и Италия. К слову, только в Италии договор ратифицировали.

Почему Советский Союз был против

Однако извести о "пакте четырех" вызвало большое недовольство в Москве. Там исходили из принципа, что если договор заключен без участия Советского Союза, то направлен против СССР.

При этом советские дипломаты намекали, что некоторые пункты соглашения СССР вполне устраивают. Речь шла о пересмотре границ между Италией и Венгрией с одной стороны и государствами так называемой "Малой Антанты" с другой. В "Малую Антанту" входили Румыния, Югославия, Чехословакия.

Но Советский Союз был весьма заинтересован в том, чтобы участвовать в процессах, связанных с пересмотром границ Германии. В Берлине желали получить так называемый Данцигский коридор (современный Гданьск в Польше). Против чего категорически возражали в Варшаве.

Очень быстро выяснилось, что "пакт четырех" нежизнеспособен. Тому способствовало не только мнение Москвы. Куда большую роль в данном случае сыграло недовольство пактом стран "Малой Антанты" и Польши. В Париже ратифицировать договор не стали, опасаясь разрушить систему союзов с восточноевропейских государствами. К тому же в это время начали улучшаться отношения между Советским Союзом и Францией.

Но очевидно, что сама идея пересмотра границ не вызывала резкого неприятия в столицах ведущих европейских государств. Так что проблема была — и в полной мере она заявила о себе уже в скором времени.

Михаил Арсаков